Зачем eCommerce нужны роботы, и как Ozon RoboFactory помогает развивать индустрию
Партнерский материал
Нагрузка на рынок доставки в сфере eСommerce в пандемию только выросла: людям хочется получать товары на следующий день, а индустрия не всегда способна предложить клиентам такой уровень сервиса. В логистике постоянно ведётся поиск новых решений, в первую очередь связанных с роботизацией, и их недостаток сдерживает развитие рынка.

Роботы должны дать сотрудникам возможность переключиться на выполнение более интеллектуальных и сложных задач. Для специалистов это мотивация, для тех, кто ждёт свой заказ и хочет получить его как можно быстрее – повод заказывать снова.
Рынок сервисных роботов

Как подсчитали исследователи ResearchAndMarkets, объём мирового рынка сервисных роботов в 2019 году превысил $17 млрд. До 2025 года объемы рынка должны вырасти вдвое. Спрос растёт в силу ряда причин, таких как:

  • дорогая рабочая сила;
  • нехватка высококвалифицированных специалистов;
  • увеличение инвестиций в исследования и разработки;
  • растущая осведомлённость о преимуществах сервисных роботов;
  • повышение спроса на средства автоматизации промышленных и персональных задач.

В 2019 году больше всего сервисных роботов продали для логистических целей, чему во многом способствует развитие рынка электронной коммерции. В 2020-2021 гг. потребности рынка только возросли: увеличилось количество заказов, специалисты стали больше болеть. А робот не должен соблюдать «ковидные ограничения», и его ресурсы намного выше человеческих.
Фото: Es sarawuth/Shutterstock

Салимжан Гафуров
Директор Департамента роботизации Ozon
«Рынок eCommerce сейчас сталкивается сразу с несколькими проблемами. Одна из основных — это удорожание рабочей силы и транспорта из-за растущего спроса. Например, средняя заработная плата курьера за последний год выросла в два раза. Растут и тарифы на перевозку — по сравнению с 2019-м годом тариф на 1 км пробега вырос на 37,3%, а очередь на закупку транспортных средств составляет до года. При этом грузопоток продолжает расти, а рынок требует все более быстрых сроков доставки. Для того, чтобы удовлетворить этот спрос, нужен тяжелый и монотонный рабочий труд, который логичнее передать не человеку, а машине».
Поиск решений

Крупные игроки давно поняли, какую роль играет использование искусственного интеллекта и актуальных технологий. Так, ещё в 2017 году Alibaba инвестировала $15 млрд в роботизированную логистическую инфраструктуру. Автоматическая сортировка и упаковка заказов внедряются повсеместно, и компании делают всё, чтобы облегчить жизнь сортировщикам, консолидаторам и другим сотрудникам.

Роботы помогают считать, комплектовать и даже отвозить заказы. Так, с 2019 года такие компании, как Аmazon и FedEx, проводят тестирование роботов-доставщиков в некоторых штатах США. Начиная с 2022 года маленькие роботы смогут доставлять посылки, товары и даже медикаменты.

Сегодня глубинное обучение, компьютерное зрение и обработка с использованием естественного языка позволяют повысить автономность роботов и улучшить способность их взаимодействия с людьми и товарами. Развивается ПО, связанное с управлением складами и логистикой, появляются более точные датчики. Робот не может заменить человека полностью, особенно в рамках мультикатегорийных доставок (даже Amazon не планирует внедрять «машины» на 100% своих складов), но способен облегчить его работу.
Сервисная робототехника в России

В 2019 году Международная федерация робототехники (IFR) отмечала, что Россия занимает второе место после США по производству сервисных роботов. В первую очередь из-за специфики индустрии: у нас больше маленьких стартапов, а в Японии, например, крупных корпораций. При этом зачастую российские компании производят компоненты, а не готовые решения. Но это меняется: наши специалисты уже разрабатывают промышленные дроны (Skyf); логистических роботов, работающих без участия человека (Ronavi), роботов-курьеров («Яндекс») и многое другое.

Много усилий специалисты тратят на «борьбу со стереотипами»: роботы в логистике всё ещё экзотика, а не данность. Несмотря на то, чтобы рынок продолжает расти, многие проекты ориентированы не на логистику, а на тяжелую промышленность или космическую отрасль.

Ozon готов вкладываться в развитие своей индустрии, так как современный мир диктует свои правила: нужно развиваться, чтобы успевать за его стремительными изменениями. И внедрение новых технологий – возможность играть по этим правилам.
«Сейчас Ozon работает над автономными мобильными роботами, которые помогут на сортировочных складах, а также на фулфилментах. Также мы ведем работы в области автоматизированной доставки грузов на средние и дальние расстояния».

Салимжан Гафуров
Директор Департамента роботизации Ozon
Проект Ozon RoboFactory

Для того, чтобы поддержать тех, кто двигает сервисную робототехнику вперёд, Ozon придумал проект Ozon RoboFactory.

Салимжан Гафуров
Директор Департамента роботизации Ozon
«Главная задача Ozon Robofactory — прежде всего в поиске решений на доступном рынке в области роботизации и автоматизации задач в области eCommerce. Мы ищем оригинальные решения от команд, которые разделяют наше видение рынка и понимают, что он может и должен превратиться в глобальную цифровую платформу. И в этой платформе данные играют первостепенную роль и инициируют все связанные бизнес-процессы, включая перемещение товаров на складах».
Для поиска новых решений в области роботизации проведут:

  • конкурс для любителей и профессионалов робототехники по поиску новых решений в роботизации;
  • демо-день с презентацией участниками лучших проектов + награждение победителей;
  • научно-практическую конференцию по робототехнике и автоматизации.
Ozon планирует в первую очередь создать коммьюнити заинтересованных людей вокруг проекта и освещать новые разработки в области машинного обучения, ИИ и автоматизации. Кроме того, с помощью Ozon RoboFactory сможет решать свои бизнес-задачи в сфере промышленной роботизации на фулфилментах и в ПВЗ, а также искать и поддерживать талантливых инженеров.

Сфера еCommerce не может развиваться без внедрения роботов, и у российских специалистов есть все возможности выйти в лидеры.



©RB.RU, 2021
Автор: Валерия Темкина
Фото на обложке: Blue Planet Studio/Shutterstock
Наталия Рябцева
Зачем eCommerce нужны роботы, и как Ozon RoboFactory помогает развивать индустрию