«Почта России» — второй крупнейший инфраструктурный игрок на селе. Филиальная сеть госпредприятия насчитывает 42 тысячи почтовых отделений, более 30 тысяч из которых находятся в сельской местности. В отдаленных поселках почтовое отделение — зачастую единственный канал связи и финансовых услуг.
Ранее «Почта России»
была основным исполнителем госконтрактов на обслуживание пунктов коллективного доступа в интернет. Теперь это забота «Ростелекома», который, однако, привлекает к этому «Почту России» как субподрядчика. Но такие контакты приносят «Почте России» меньше доходов, чем она получала из Резерва универсального обслуживания.
Год назад правительство одобрило
стратегию развития «Почты России» до 2018 года, которая обойдется госпредприятию в
131 млрд рублей (72 млрд из них придется занять). Эти деньги пойдут на обновление логистической и ИТ-инфраструктуры, модернизацию почтовых отделений, развитие услуги доставки посылок и продвижение финансовых сервисов. В отделениях
появятся зоны круглосуточного обслуживания, системы электронной очереди, новые коробки для упаковки посылок, бланки и почтовые ящики. С помощью этих мер «Почта России» надеется увеличить свою выручку в полтора раза — до 250 млрд рублей в год.
В январе этого года госпредприятие вместе с ВТБ24
открыло «Почта Банк». Новая структура будет работать на базе «Лето Банка» — «дочки» ВТБ24. Проект запустят уже в этом месяце, а через три года «Почта Банк» будет оказывать услуги в 15 тысячах почтовых отделений, в том числе в сельской местности (для сравнения: у Сбербанка около 17 тысяч офисов). Жители глубинки смогут открыть там депозит, оформить банковскую карту или кредит. В ближайшие 8 лет «Почта России» намерена заработать на этом проекте не менее 60 млрд рублей.