Истории

Внутри амбициозного плана Facebook по объединению всего мира

Истории
Полина Тодорова
Полина Тодорова

Выпускающий редактор Rusbase

Полина Тодорова

Недавно журнал Wired опубликовал расследование о том, что творится в закулисье Facebook, и выяснил подробности проекта Internet.org. Это проект, призванный провести интернет в труднодоступные точки мира и тем самым нивелировать цифровое неравенство. Публикуем сокращенный перевод этого текста.

Внутри амбициозного плана Facebook по объединению всего мира
Присоединиться

Сурового вида женщина в пресс-центре была уверена, что я по ошибке пытаюсь здесь кое-кого встретить. «Марк Цукерберг?, — говорит она. — Кто это?».  

− Он руководитель интернет проектов, — говорю я ей. — Он основал Facebook. 

Шла вторая неделя Генеральной Ассамблеи ООН. Несколько сотен репортеров толпились в пресс-центре. Неподалеку на главной площади прогуливались главы государств. Кажется, что здесь Марк Цукерберг мог с таким же успехом быть каким-нибудь Марком Смитом.

 Она проверяет свой потрепанный список, затем делает звонок и произносит в трубку: «Цуу-керг-берг. Марк Цуу-керг-берг». Молчание. «Да, парень с Facebook». Снова молчание, во время которого мне пришла в голову мысль, что ООН является своего рода противоположностью Facebook. Если бы здесь были мотивационные постеры, они бы гласили: «Двигайся медленно и ничего не сломай». В конце концов, она повесила трубку и повернулась ко мне. «Да, Цукерберг все-таки есть в программе, — признала она свое поражение. — Выступает перед канцлером Германии Ангелой Меркель». 

Некоторое время спустя я проскальзываю в задние ряды двухэтажного амфитеатра, куда Цукерберг, одетый в темный костюм с галстуком, пришел, чтобы доказать, что человек имеет на интернет такое же право, как на охрану здоровья и чистую питьевую воду. Он видит в этом наиболее важную задачу нашего времени.  Он верит, что равноправное общение будет отвечать за перераспределение всемирной власти, делая возможным доступ к информации и распространение ее для каждого. Люди смогли бы пользоваться государственными услугами, определять цены на продукцию, получать медицинскую помощь. Ребенок в Индии — Цукерберг обожает все эти гипотезы о детях в Индии — потенциально мог бы зайти в интернет и выучить всю математику. «Это основа, которая поможет людям влиться в современную экономику, — говорит он. — Через десять лет нам не нужно будет оглядываться назад и признавать тот факт, что были люди, лишенные доступа ко всему этому».  


Марк Цукерберг. Фото: Арт Страйбер.

Два с половиной года назад Цукерберг запустил Internet.org — масштабный проект, цель которого подключить каждого в этом мире к интернету. По его подсчетам, около двух третей населения планеты, — а это 4,9 млрд. людей, — не пользуются интернетом. Для большинства людей, как выяснилось, интернет доступен, даже если он и паршивый. Но они не могут себе позволить платить за него или не имеют представления, почему должны хотеть этого (если вы пытаетесь прокормить семью за $1570 в год, что является средним заработком в Индии, то интернет у вас вряд ли в приоритете). Примерно 10-15% неподключенных живут в труднодоступных местах и совершенно не имеют связи

Читайте по теме: Технологическая революция усугубила глобальное неравенство

Чтобы дотянуться до каждого, Internet.org использует комплексный подход. Facebook заключил сделки с мобильными операторами в разных странах, чтобы сделать более 300 упрощенных веб-сервисов (включая Facebook) бесплатными. Тем временем через группу, названную Connectivity Lab, Facebook развивает новые методы распространения Сети, включая лазеры, дроны и новое программное обеспечение с улучшенным искусственным интеллектом. Когда технология будет разработана, многое окажется в открытом доступе, и таким образом другие смогут извлечь из этого прибыль. 

Когда ты смотришь на мир через розовые очки, которые раздают в Кремниевой долине, то эта идея кажется превосходной. Цукерберг не предугадал степень неблагоприятной реакции на его идеалистическое предприятие. Скептики смотрят на его благородную миссию как на игру по завоевыванию цифровой вселенной. Они ставят под сомнение самолюбие американского парнишки-миллионера, который верит, что мир нуждается в его помощи, и утверждает, что существующие предприятия и государства имеют больше возможностей для распространения Сети. 

Чтобы ответить на критические замечания — от мировых лидеров до коллег-предпринимателей, — Цукерберг трансформировался в целеустремленного политика. Только за прошлый год он был в Панаме, дважды — в Индии и Барселоне, также успел посетить Индонезию и Китай. Он выступил с речью на китайском языке в Университете Цинхуа в Пекине и принял индийского премьер-министра Нарендру Моди в штаб-квартире Facebook. 


Для Цукерберга Internet.org — это нечто большее, чем бизнес-инициатива или благотворительный проект: он считает, что «соединять» людей — это работа его жизни, наследие, благодаря которому, он надеется, однажды его вспомнят, и это, по сути, и есть успех.


Цукерберг убежден, что мир нуждается в Internet.org. Интернет не будет расширяться сам по себе. На самом деле, темп роста замедляется. У большинства компаний в приоритете такие люди, которые имеют шанс присоединиться к растущему среднему классу или, по крайней мере, имеют наличные на крошечный тарифный план. Такие компании не могут полагаться на самых бедных в надежде, что через десятки лет они таки превратятся в жизнеспособный рынок. А вот Цукерберг может. И как председатель правления, исполнительный директор и обладатель большинства голосов в совете Facebook, он может заставить совет поддержать его.

«Мы не можем точно объяснить, почему собираемся инвестировать миллиарды долларов в то, чтобы самые бедные люди получили доступ в интернет, − говорит Марк. − Но на каком-то уровне мы верим, что это то, ради чего мы здесь». 

Как только стартовал 2016-й, Цукерберг назвал работу Connectivity Lab одной из трех приоритетных на этот год. В его планах  к концу года запустить спутник над странами Африки южнее Сахары. Первые испытательные полеты дрона произойдут в ближайшее время. Facebook разработал новое картографическое программное обеспечение, которое использует преимущество карт, усиленных искусственным интеллектом, чтобы лучше определить, в каких местах людям нужны работающие телефоны. Наземная команда внедрения прокладывает свой путь от лагерей кенийских беженцев до внутренних поселений, чтобы вместе создать новые способы оставаться на связи. 


Читайте по теме: Как цифровые технологии помогают беженцам в Европе

Когда Хамид Хеммати в первый раз получил сообщение от Марка Цукерберга, он подумал, что это спам. Исследователь лаборатории реактивных двигателей НАСА, тихий иранский иммигрант потратил несколько десятилетий, выясняя, как можно коммуницировать при помощи лазеров. Facebook же, напротив, делал компьютерные приложения. Он нанимал молодых кодеров. «Я подумал, что отвечу только в том случае, если они являются подлинными», − говорит он. 

Как оказалось, интерес Цукерберга в лазерах оказался настоящим. Осенью 2013 года он собирал команду Internet.org несколько раз. К нему присоединился сорокалетний Яэль Магуайр, доктор наук в MIT Media Lab и технический директор Connectivity Lab.

Яэль Макгуайр и Хамид Хеммати. Фото: Арт Страйбер.

Цукерберг с командой стали разрабатывать новые подходы. Он хотел, чтобы лаборатория делала ставки побольше, думала о проектах, которым хоть и понадобились бы десятилетия, чтобы созреть, но которые могли бы изменить наше представление об интернете. Согласно его правилу, Facebook должен разрабатывать любой проект, у которого есть потенциал улучшить связь в десять раз или аналогично снизить цену этого подключения. 

Среди идей, которые поразили его воображение: данные передаются при помощи лазеров, которые посылаются на землю через дроны. Эти невидимые лучи света обеспечивают чрезвычайно высокую пропускную способность и не регулируются. Команда Facebook работает над созданием лазеров, которые передают данные в десять раз быстрее, чем текущие версии. Единственная проблема была в том, что технология, которая заставляет лазеры работать крупномасштабно, не существовала.

«Люди говорили, что этот оптический набор мог бы в теории работать в будущем», — вспоминает Цукерберг. — Но они утверждали, что пройдет десятилетие, прежде чем это станет рентабельно. 

Возможность лазерной передачи данных поистине огромна, но при этом сложна в реализации. Так, например, команда должна отработать способность нацеливания лазеров, разработать план на черный день — в буквальном смысле, так как лазеры не могут пробиться через тучи. Как и раньше, Facebook разрабатывает ПО, чтобы расширить существующие системы мобильной связи. Спутники тоже могут выполнять эту работу, хотя они очень дорогостоящие. (Facebook недавно сотрудничал с французской компанией по запуску спутника над странами Африки южнее Сахары).

Оптический стол в лазерной лаборатории и инженерная модель части дрона. Фото: Спенсер Лоуэлл.

Позже в этом году Facebook начнет проверять свои лазеры на практике. Это будет первое испытание системы доставки, но для полноценной работы она нуждается в ключевом компоненте — в дронах.  



А на другом конце света в маленьком индустриальном городке Бриджуотер, три часа к западу от Лондона, развивается самый амбициозный проект связи Facebook. Вывеска на местном пабе гласит: «услуги по присмотру за мужем». Если ехать еще десять минут, вы наткнетесь на невысокоую кирпичную постройку, отмеченную только №11, хотя все и так знают, что это Facebook. 

53-летний Кокс стоит во главе Aquila — пассажирского, размером с самолет, беспилотника Facebook. Он — профессиональный инженер-механик, который ранее построил диснеевский Rock ’n’ Roller Coaster. Совсем недавно он был частью команды, которая установила рекорд по поддерживанию в полете на солнечных батарейках БПЛА (беспилотный летательный аппарат) в течение двух недель. Он оставил проект и в 2010 году сформировал авиационную консультацию Ascenta. Весной 2014-го специалист по коммерческому развитию Facebook позвонил ему и предложил около 20 млн. долларов за покупку его группы. Спустя девять дней Кокс начал работать на Цукерберга. «Я привел в Facebook самую старую команду, — говорит он мне, описывая специалистов по аэродинамике, по строительным конструкциям и прочих. − Двум из них 74, одному 65, другому 57, и мне тогда было 51!».

Энди Кокс, глава авиационного подразделения Facebook. Фото: Арт Страйбер.

Размах крыльев у гладкого серого бумерангообразного дрона, как у Боинга 737. Предполагается, что он медленно скользит, оставаясь в воздухе несколько месяцев. Вся конструкция целиком весит меньше 500 кг — это около 1/100 веса пассажирского самолета. 

Как правило, говорит Кокс, процесс разработки от концепции до полета занимает семь лет. Передавая некоторые свои исследования в университеты на аутсорсинг, Кокс с командой надеются, что это замет чуть больше года. К концу 2016 года они хотят протестировать систему, которая будет работать таким образом: наземная станция передает радиосигнал дрону, который посылает этот сигнал другим дронам через лазеры. Комплекс дронов направляет лазеры вниз к передатчикам, которые находятся на расстоянии около 50 км друг от друга. Они будут конвертировать сигнал в Wi-Fi или 4G. Facebook еще не определил тарифы и цены для такого предложения. 

Акила, дрон Facebook для доставки интернета, имеет размах крыльев боинга 737, весит меньше 1000 фунтов и может находиться в воздухе в течение нескольких месяцев. Фото: Кристофер Рудквист.

Кокс разработал воздушный шар, чтобы поднимать аппарат в небо. Затем шар сдувается, падает на землю с отслеживающим устройством, его забирают и перерабатывают. Команда также работала над тем, чтобы предотвратить колебание — состояние, которое заставляет дрон бесконтрольно вибрировать.

В данный момент самая большая трудность, с которой столкнулась Aquila, — нормативно-правовая. Facebook присоединился к Alphabet (ранее Google) для решения бюрократических препятствий. Его конкурент имеет свое собственное производство дронов и проект Loon, цель которого раздавать интернет с высотных аэростатов. В этом году он будет проводить испытания в партнерстве с несколькими операторами связи в Индонезии. 

Обе компании должны сотрудничать с Федеральным управлением гражданской авиации США, чтобы получить разрешение на испытательные полеты — Facebook предпочел бы провести их поближе к своим штаб-квартирам. В конечном счете Facebook хочет запустить 10000 дронов Aquila и перемещать их по всему миру, чтобы создавать точки доступа, где бы они ни были нужны. Как и с большинством проектов Connectivity Lab, компания нацелена развивать технологию, а затем реализовывать ее для внешних поставщиков, чтобы получить прибыль. У Facebook имеется модель для этого в его проекте Open Computer, который был запущен более двух лет назад для постройки более эффективных экономичных дата-центов. Когда Facebook совершила значительный прогресс, она предоставила открытый код своих проектов. 


Крыша штаб-квартиры Isizwe — некоммерческой организации, которая проводит бесплатный Wi-Fi в Африке. Фото: Алексия Вебстер.

Пока Facebook готовится пронизывать небо своими лазерами и дронами, растущее число скептиков сомневается в искренних намерениях Цукерберга. Проблема заключается в попытках Facebook партнерствовать с операторами мобильной связи, чтобы запустить приложение Free Basics. Через него разработчики могут предложить облегченную версию своих приложений, которая требует меньше времени на загрузку, может адекватно работать на менее функциональных 2G и 3G и вызывает у пользователя желание использовать больше данных и платить за это деньги. 

Но выведение на рынок, которое началось в 2014 году, прошло не так гладко. В прошлом апреле несколько индийских издателей изъяли свои сервисы из приложения, заявляя, что Facebook нарушил сетевой нейтралитет посредством сговора с местными поставщиками услуг связи, предлагая свободный доступ только избранной группе сервисов и поставив других в невыгодное положение. Цукерберг ответил постом в Facebook, утверждая, что Facebook не имел никакого намерения блокировать или урезать  интернет, а просто дает доступ людям, которые иначе не могли бы его получить.

«Два принципа — универсальная связь и сетевой нейтралитет — могут и должны сосуществовать», — написал он. 

Затем в начале мая Facebook открыл платформу, чтобы каждый мог запустить бесплатное приложение. В ответ на критику проекта Цукерберг записал видео. В нем он спорит насчет «корректного» определения сетевого нейтралитета, говоря, что «интернет не может считаться равным, если большинство людей не могут им пользоваться». Он перечисляет не-фейсбуковские сервисы, которыми люди могут пользоваться, включая Википедию, сайты вакансий и страницы с информацией о профилактике ВИЧ. Он закончил призывом к действию:

«Мы должны спросить сами себя, каким обществом мы действительно хотим быть — обществом, которое ценит людей и стремится, прежде всего, улучшить их качество жизни? Или обществом, которое ставит интеллектуальную чистоту технологии выше человеческих потребностей?»

Его речь не усмирила скептиков. В середине мая организации по защите авторских прав из 31 страны подписали открытое письмо к Цукербергу, заявляя, что Internet.org  «нарушает принципы сетевого нейтралитета, угрожая свободе выражения, равенству возможностей, безопасности, конфиденциальности и инновации». 

Facebook ответил изменением названия своего приложения с Internet.org на Free Basics (старое звучало так, будто приложение и есть весь интернет). Он также улучшил безопасность приложения. Однако скептицизм усилился. В декабре индийские власти наложили временный запрет на сервис. 

Вскоре после этого Facebook приостановил Free basics в Египте, на одном из своих самых ранних и успешных рынках. Египетские власти предпочли не продлевать истекшую двухмесячную лицензию. Ни египетские власти, ни Facebook не огласили официальную причину закрытия сервиса, но некоторые связывают это с годовщиной начала Арабской весны, в которой Facebook сыграл важную роль (участники движения организовывали демонстрации через социальную сеть — прим. ред.).


Какими бы устрашающими скептики ни были, они не являются основной проблемой Цукерберга. Главная проблема — люди, которых нужно убедить в том, что им нужен интернет. Многие просто не знают, как им пользоваться и зачем они им нужен. 

Южная Африка. Молодые люди пользуются бесплатным Wi-Fi в специальной точке доступа. Фото: Алексия Вебстер.

Йоханнесбург, Южная Африка. Какой-то мужчина отдыхает на скамейке позади точки доступа к Wi-Fi. Он копается в интернете со смартфона Samsung. «Вы знаете, что можете здесь поймать интернет?», — спрашивает его 38-летний Райан Уоллес, член команды разработки Internet.org. Эта точка работает уже год, и пользователи в этой области могут получать небольшое количество данных бесплатно и могут проверять сервисы в приложении Free Basics столько, сколько хочется. Парень пожимает плечами. Уоллес берет его телефон, ставит галочку напротив Wi-Fi, подключаясь. «Это бесплатно», — говорит он. Мужчина забирает телефон обратно. На его лице не видно особой радости.

Эти проблемы могут деморализовать кого угодно. Но Цукерберг смотрит гораздо дальше. Прошлой осенью, когда мы обсуждали негативную реакцию, затянувшийся процесс тестирования дронов и трудности, связанные с убеждением людей пользоваться интернетом, Цукерберг пролил свет на одну из его любимых историй о запуске Facebook:

Прошло несколько ночей с тех пор, как он запустил сайт. Они с приятелем ели пиццу и болтали. Цукерберг сказал другу, что кто-то собирается создать социальную сеть (очень важно было не раскрыться). Но приятель не догадался, что за этим стоит Марк. Были люди старше него и компании больше. Так почему же тогда именно Цукерберг основал Facebook? «Я думаю, потому, что нам было не все равно. Вера и забота — вот главные наши козыри. Для меня многое повторяется и в истории с Internet.org». И как показывает история, идти против Марка Цукерберга — не очень хорошая идея. 

Перевод: Дарья Данилова.


Материалы по теме:

Facebook подключит весь мир к интернету

Facebook продолжает «гонку подключений»

Facebook начал подключать Африку к интернету

Google протестирует Project Loon над Россией

Facebook построил беспилотник для лазерной раздачи интернета

Facebook раздал бесплатный интернет для 15 млн человек

Как дроны меняют нашу жизнь?

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Куда идти с идеей стартапа: кто поможет превратить её в действующий бизнес?
  2. 2 «Наша разработка должна сделать эндоскопию массовым обследованием»‎. Как ИИ из Ярославля помогает распознавать рак на ранней стадии
  3. 3 Студенты хакнули «Газпром нефть» и «Сибур»
  4. 4 Программист, который умеет в data science, круче, чем дата-сайентист, который умеет в программирование
  5. 5 Мобильным приложениям нужен особый подход. 11 советов, как не убить маркетинг