Партнерский материал
QIWI Universe 3.0: как получить три миллиона на стартап




Директор QIWI Venture Ольга Туржанская рассказала о новой программе для стартапов — Product Hub QIWI Universe 3.0, в рамках которой можно будет получить деньги на реализацию проекта и сделать большую совместную историю вместе с QIWI.
Почему сегодня корпорации заинтересованы в поиске стартапов?
Бизнес понимает, что собственных внутренних ресурсов уже недостаточно для его кратного роста, и начинает все больше смотреть в сторону стартапов как потенциальных партнеров для своего развития. Предприниматели также начинают понимать, что могут сделать вместе с корпорацией большую совместную историю, и стараются разработать подходящий продукт для этого.

Пока это непростой путь, так как обе стороны только учатся работать друг с другом, совершая притом много ошибок. Но, в любом случае, очень хорошо, что есть такое движение — как со стороны стартапов, так и со стороны корпораций. Потому что только приход на венчурный рынок критической массы корпораций-стратегов, готовых и умеющих работать со стартапами, делает его по-настоящему зрелым и интересным для инвесторов. Благодаря этому еще автоматически решается проблема отсутствия экзитов для фондов, что особенно актуально для российского рынка.
2013 год
Начало работы на рынке корпоративных инноваций, появление QIWI Venture.
2014 год
Запуск корпоративного акселератора QIWI Universe.
2015 год
QIWI Universe становится постоянной партнерской программой QIWI Universe 2.0 по работе со стартапами.
2018 год
Запуск Product Hub QIWI Universe 3.0.
QIWI начала работать со стартапами в 2013 году, когда было создано корпоративное венчурное направление QIWI Venture, а активно мы занимаемся этим с 2014 года. По старой модели мы отбирали проекты, работали с ними четыре месяца, устраивали образовательные мастер-классы и лекции, а потом пытались что-то сделать со стартапами. Многие корпоративные акселераторы работают сейчас так же. Но мы поняли, что такой формат неуспешен и имеет свои недочеты.

Почему? Чаще всего корпорации дают слишком широкий фокус для стартапов, но не дают конкретных вводных, какой продукт нужен и что имеет ценность для бизнеса. Стартапы подаются, попадают в программу, но не видят конкретной цели, не знают бизнес-заказчика и вынуждены тратить время на коммуникации или поиск в компании менеджера, который хотя бы обозначит рамки работы.

Проекты тратят на это половину срока в акселераторе и теряют реальное время, которое могли бы использовать для разработки и тестирования продукта с подтвержденной ценностью.

Product Hub QIWI Universe 3.0 — новый формат, где мы учли весь предыдущий опыт QIWI по работе со стартапами. Компания сразу обозначает бизнес-заказчика и формирует запрос с KPI. И выделяет конкретного мотивированного эксперта-менеджера, который будет работать с командой — и по сути, как минимум, на время самой программы (четыре месяца) станет частью этой команды. Команда будет получать то количество индивидуальных консультаций с экспертами, который ей нужны для эффективного решения конкретного бизнес-кейса.

Мы облегчаем задачу и сокращаем путь, чтобы сразу запустить и внедрить пилот. QIWI честно обозначает правила игры: есть кейс, стартовый капитал, KPI, сроки выполнения. Если все задачи выполнены, мы готовы сотрудничать, финансировать проект дальше — или же сразу запускать совместный продукт и предоставлять полный доступ к инфраструктуре QIWI.
Product Hub QIWI Universe 3.0 — это ...
Кастомизированная программа Группы QIWI c конкретными бизнес-кейсами и конкретными заказчиками из различных бизнес-подразделений.
У каждого бизнес-заказчика есть свои задачи и цели ( где-то нужно разработать продукт, а где-то провести customer development и нащупать точки роста).


Даты работы: июль–ноябрь 2018 года

Формат работы
1
КЕЙС
1
КОМАНДА
1
ПИЛОТ
1
СОВМЕСТНЫЙ ПРОДУКТ
Заказчики QIWI Universe 3.0 — кто они?
Это сore-бизнес Группы QIWI: ребята давно работают со стартапами, начиная с акселератора QIWI Universe, и имеют опыт запуска собственного бизнеса. Они вместе с нами создавали эффективные бизнес-процессы по запуску пилотов и совместных продуктов со стартапами.
Кэшбэк-сервис — совместный бизнес Группы QIWI и стартапа PINBonus (выпускника акселератора QIWI Universe в 2014 году — прим. RB). Бизнес-кейс: разработка и вывод на рынок мобильного приложения с кэшбэком.
Разработка сервисов по постоплате товаров и услуг в электронной коммерции и офлайн-торговле, а также технологий по анализу данных и управлению кредитными рисками. Они ставят задачу исследовать потенциал рынка кросс-бордером (inbound) по направлениям: Китай, Азия, Европа, США, предложить стратегию b2b-продаж продукта игрокам с этих рынков и создать необходимый инструментарий для этого.
Бизнес-кейс от них — это создание платформы для внутренней токенизации проектов Группы QIWI.
То есть корпорация сама приходит к стартапам и дает им конкретную проблему, решение которой представляет для нее реальную ценность.
На зрелом рынке стартапы должны сами видеть проблемы корпорации и понимать, каким образом их продукт может решить проблему. В нашем понимании формат Product Hub QIWI Universe 3.0. — это промежуточный этап от текущего незрелого состояния российского венчурного рынка к зрелому состоянию. Он должен научить стартапы лучше видеть проблемы бизнеса корпорации и понимать, как они могут своим продуктом решить эти проблемы. Это своего рода попытка сблизить понимание проблем бизнеса корпорацией и стартапом.
QIWI Universe 3.0 — это своего рода попытка сблизить понимание проблем бизнеса корпорацией и стартапом.
Современный стартапер сегодня — кто он?
За последние пару лет образ стартапера сильно изменился в лучшую сторону благодаря «эффекту накопления» — каждые выходные происходит какой-то хакатон, открытые лекции. Первый раз люди приходят на хакатон и не понимают, как за 48 часов можно создать прототип. На пятый, десятый, пятнадцатый раз у тебя нарабатывается навык. Многие начинают ходить на хакатоны уже с первого курса университета. На пятом курсе у такого студента есть не только академические навыки, но и практика. Он может не работать в компании, но получить предпринимательский бэкграунд.

Вторая причина: корпорации стараются нащупать совместные точки работы с проектами (запускают акселераторы, становятся партнерами венчурных фондов и т. д.). Стартаперы видят это и начинают рассматривать уход из крупной фирмы в свое дело как логичное продолжение карьеры. Вижу много проектов, которые придумывают люди с большим опытом работы в нише продукта. Яркий пример — Guru.Taxi, маркетплейс для таксопарков, который создал экс-менеджер Gett. QIWI недавно профинансировал этот проект.

Александр Мерзликин проработал в компании несколько лет и обнаружил проблему, которую не решает приложение и кто-либо еще, так как она не вписывается в текущую бизнес-модель больших игроков на рынке. Используя свою экспертизу, он понял, что может предложить решение. И заработать на этом.

Активность на рынке способствует тому, что число инициативных людей, который хотят делать свой продукт, растет. Таких историй все больше и больше.
Если говорить про стартапы, то я наблюдаю еще такую историю: люди уезжают из России и начинают развиваться там. Сложно ли удержать сейчас таких креативщиков?
Да, такая проблема есть. На мировом уровне идет охота за «умными головами». Но сейчас корпорации и банки начинают работать с вузами: создают свои кафедры, устраивают обучающие мастер-классы, летние школы и т.д. Запуск таких программ, как Product Hub QIWI Universe 3.0, способствуют созданию условий и интереса для развития в России.
5 причин, подать заявку, если вы — стартап
1
Есть конкретный замотивированный бизнес-заказчик, задача, путь совместного развития корпорации и стартапа.
2
Product Hub QIWI Universe 3.0 — максимально про практику: нет тренингов и обучающих уроков. Все обучение идет через практику. Если команда в чем-то недостаточно компетентна, эксперт на месте помогает команде.
3
Мы пропагандируем индивидуальный подход: под каждую команду формируем индивидуальный план работы.
4
У QIWI выстроены процессы работы со стартапами. На запуск пилота у нас уходит месяц. За три месяца и стартап, и компания могут понять, насколько мы будем друг другу полезны.
5
Не обязательно приезжать в столицу — можно координировать действия из любой точки мира. Главное, чтобы команда имела возможность постоянно (онлайн или офлайн, неважно), общаться со своим бизнес-заказчиком.
Критерии отбора стартапов:

Участники должны описать решение предложенного бизнес-кейс за четыре месяца и уточнить, какие ресурсы им для этого потребуются, а также какой результат они получат на выходе. В идеале это должна быть go-to-market strategy совместного продукта.

Критерии оценки решений:

— Общая адекватность предложенного решения;
— Владение тематикой бизнес-кейса и понимание, как его успешно реализовать;
— Экспертиза команды проекта (скиллы) — мы в первую очередь смотрим на людей, а затем уже на сам продукт.
Отбор проектов
15 мая – 18 июня
15 мая – 18 июня
Заочный этап (прием заявок).
19 – 25 июня
19 – 25 июня
Бизнес-заказчик и эксперты Группы QIWI будут отбирать по пять полуфиналистов в каждом бизнес-кейсе.
26 июня – 4 июля
26 июня – 4 июля
Будут объявлены 25 финалистов.
5 июля
5 июля
Питч-сессия, где из 25 выберут только пять проектов, и они получат инвестиции и начнут программу.
09 июля – 26 октября
09 июля – 26 октября
Реализация Product Hub QIWI Universe 3.0.
1 ноября
1 ноября
Финальное мероприятие Demo Day.
Каждая из пяти отобранных команд получит 2-3 млн рублей в зависимости от конкретного бизнес-кейса на реализацию бизнес-кейса в рамках четырехмесячной программы в обмен на миноритарную долю в проекте (5-7%).


История успеха с QIWI:
от стартапа до миллиона
QIWI Bonus: как «коробка с проводами» превратилась в совместный бизнес с QIWI.
PINBonus: В 2014 году проект попал в акселератор QIWI Universe на стадии seed.

Команда пришла c MVP продукта — карты агрегатора скидочных карт. Проект прошел акселерационную программу и попал на «радары» директора по маркетингу QIWI.

В 2016 годы мы запустили QIWI Bonus уже как совместный продукт проекта PINBonus и Группы QIWI. Сейчас проект вышел на окупаемость и его финансовые показатели и аудитория сервиса растут двузначными темпами в месяц.


Ключевые текущие метрики
кэшбэк-сервиса QIWI Bonus:
> 160
магазинов-партнеров и до 26% кэшбэка
> 380 000
пользователей
> 27 000 000
рублей кэшбэка выплачено
Теперь QIWI Bonus — это один из бизнес-заказчиков программы QIWI Universe 3.0, который готов делиться опытом и экспертизой по выстраиванию эффективного взаимодействия с корпорацией.
«Плати Потом»: превратились из стартапа
в стратегического партнера
Группа QIWI начала совместную работу с командой проекта в 2015 году в рамках партнерской программы QIWI Universe 2.0.

Команда «Плати Потом» реализовала в партнерстве с QIWI сервисы двух совместных продукта в области трансграничной электронной коммерции — Payment-on-Delivery (оплата при доставке) и проект по стимулированию покупательной способности российских клиентов ряда интернет-магазинов. В 2016 году Группа QIWI приобрела 100% «Плати Потом» и стала стратегическим партнером проекта.

В рамках QIWI Universe 3.0 «Плати Потом» стали бизнес-заказчиком и готовы делиться своим опытом и экспертизой по выстраиванию эффективных коммуникаций с корпорацией с внешними командами.



©Rusbase, 2018
Автор: Екатерина Гаранина

Фото: Rusbase





Екатерина Бороздина

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.