Rusbase
Как ВЭБ ищет «идеи на миллион»
1 июня 2018

Зачем банк развития поддерживает шоу для стартапов на НТВ




На Петербургском экономическом форуме утро начинается рано для всех: в 8:30 уже стартуют бизнес-завтраки, затем начинаются сессии в зале конгрессов, подписания договоров, конференции и выступления гостей. У тех, кто хочет заработать миллион, и сотрудников НТВ и ВЭБа оно тоже начинается рано – с репетиции перед выступлением на форуме.

Темный огромный зал конгресса. На сцене – ведущий Сергей Малоземов. Рядом стоят телевизионные сотрудники, которые еще раз проверяют сценарий по таймингу и вносят коррективы. За сценой переживают стартаперы: прямо на форуме им предстоит пройти кастинг на второй сезон проекта, презентовав себя за сто секунд. В зале молодой человек собирает установку: «Мы придумали автомат для приготовления бургеров», – объясняет он. «А будете ими угощать?» – интересуюсь я. «Сегодня нет, но в будущем – точно», – смеется парень.

В зале сидят победители первого сезона проекта. Они значительно спокойнее: им нужно только дать несколько советов будущим участникам.
«Идея на миллион» — интеллектуальное телевизионное шоу канала НТВ. Инициатор проекта — Внешэкономбанк. В проекте могут принять участие авторы инновационных стартапов. Цель стартапа-участника шоу — найти инвесторов и дойти до финала, где три самых успешных команды делят между собой призовой фонд. Первый сезон «Идеи на миллион» прошел в декабре 2017 года, прием заявок на второй сезон, который стартует осенью, открыт до 30 июня.
Почему ВЭБ поддерживает стартапы

Алексей Иванченко
Заместитель председателя - член правления Внешэкономбанка
— Были ли проекты, против которых вы проголосовали? Какие впечатления?

— Мне понравились выступления новых участников проекта. Нам было важно провести мероприятие в молодежный день Петербургского международного экономического форума: необходимо показывать молодому поколению реальные кейсы успешных стартапов, чтобы они видели примеры, которые мотивируют. Мы посмотрели на пять проектов разной стадии зрелости: от прототипа до продукта, готового к серийному производству. Все они примут участие в новом сезоне шоу «Идея на миллион».

Я голосовал кнопкой «нет» во время нескольких выступлений. Должна быть конкуренция, чтобы выявить сильнейшего. Для меня ключевым фактором была готовность продукта.

— По вниманию аудитории было видно, что положительную оценку сразу набирали социальные проекты. Вы видите этот тренд?

— Любой бизнес основан на получении эмоций от конечного продукта. Социально ориентированные проекты вызывают больше эмоций, чем те, что связаны с потребительскими разработками. Но профессионалами рынка стартап прежде всего оценивается с точки зрения инвестиционной привлекательности. Эмоции важны, но вторичны. Бизнес мыслит другими категориями.

— Предположим, что я – стартап. Как мне привлечь внимание жюри, чтобы получить миллион?

—Эффективная презентация – лишь верхушка айсберга. Инвесторы смотрят на качество технологии, на бэкграунд основателей и в целом команду. Особенно интересны проекты, в основе которых лежит сложное ноу-хау. Сейчас внимания к ним становится все выше во всем мире. Но у шоу есть свои законы. Поэтому зритель не увидит этой предварительной работы экспертов. А на сцене будут представлены не только «сложные» проекты, но и компании с яркими, иногда спорными идеями.

— В чем мотивация ВЭБа поддерживать этот проект?

— Есть две составляющие этой мотивации. Первая – мы расширяем воронку инновационных проектов, которые готовы рассмотреть через дочернюю компанию «ВЭБ-инновации». Если проект имеет потенциал для роста, ВЭБ может помочь его масштабировать. Вторая – мы как национальный институт развития видим одной из своих задач популяризацию технологического предпринимательства среди молодежи.

В России много стартапов и идей, которые могут стать успешным бизнесом. Но российская экосистема инноваций еще недостаточно зрелая. Успешные проекты доходят до определенного уровня, а потом уезжают, чтобы масштабироваться и получить финансы в других странах. Это печально, потому что фонды и банки спонсируют бизнес, который потом работает на другую экономику.

Важно достроить экосистему так, чтобы была возможность подхватывать проекты на более поздних стадиях и помогать им превращаться в серьезный бизнес, который можно масштабировать на уровне производства, логистики и продаж.

— Вы сказали, что нужно поддерживать проекты на поздних стадиях. Вы отводите эту роль корпорациям?

— Да. На первых стадиях возможностей много, например, ФРИИ, «Сколково», РВК. Но все они работают со стартапами до определенного уровня. А дальше стартапы упираются в потолок. На этой фазе ВЭБ может «подхватить» проекты, которые прошли начальный этап и готовы к масштабированию. Там уже более сложные инструменты превращения стартапа в реальный бизнес.

— Приходится ли сегодня объяснять компаниям, почему им выгодно сотрудничать со стартапами?

— Спрос на инновации среди корпораций пока недостаточно высокий. Здесь тоже нужны инструменты популяризации. Шоу «Идея на миллион» в том числе способствует этому. В составе жюри программы участвуют представители крупного бизнеса, а работа с заинтересовавшими проектами не заканчивается эфирным временем.

— Сейчас много программ по предпринимательству на ТВ. Телевидение сегодня – самый мощный инструмент популяризации?

— Телевидение в России – все еще основной канал распространения информации. Важно донести информацию до зрителей. Хотя у нас в планах и онлайн-версия программы с самостоятельным контентом.

— Могут ли проекты рассчитывать на спецприз от вас, если они вам сильно понравятся?

— Да. Более того, мы в рамках первого сезона отобрали пару стартапов, с которыми работает «ВЭБ Инновации» – наша дочерняя компания. В ходе первого сезона были проекты, которые забирали инвесторы и которым помогали в дальнейшем.
Победители первого сезона – о том, как им помогло шоу:
1 место: «Агробот»

Первое место и приз в 25 млн рублей получил «Агробот» – стартап, который разрабатывает системы автономного управления техникой, в том числе сельскохозяйственными машинами.

«Шоу можно считать серьезной ступенькой в развитии, – делится Виталий Савельев, генеральный директор проекта. – Благодаря полученным средствам мы смогли расшириться, запустить новую тестовую зону и продолжить разработку. Мы получили пиар, интересные связи и знакомства. Легче ли приходить к инвесторам? В какой-то степени да. Победа в конкурсе, который показывали на ТВ, – серьезный аргумент. Плюс, шоу помогло с точки зрения личностного роста – мы разработали много документов с планированием стратегии, нашли способы взаимодействия с потенциальными инвесторами».
2 место: Una Wheel

Команда Una Wheel получила 20 млн рублей за изобретение электроприставки для инвалидных кресел. Устройство позволяет обычное механическое кресло, которое выдает государство, самостоятельно сделать моторизированным.

«Шоу дало средства на развитие компании – мы создали лабораторию с 3D-принтерами, где сразу печатаем разработки и понимаем, подходят ли детали. Сделали ремонт в офисе, увеличили штат и приобрели материалы для первой партии на продажу, – рассказывает Сергей Костеневич, сооснователь Una Wheel. – "Идея на миллион" – единственный для стартапа способ получить инвестиции, не влезая в обязательства перед третьими лицами, которые просят очень многого. Это колоссальная поддержка. Мы – нишевой проект для людей с ограниченными возможностями. Благодаря шоу мы стали известнее в этой среде, на нас обращают внимание».
3 место: «Моторика»

Илья Чех, CEO «Моторика»: «Идея на миллион» позволила нам еще больше рассказать о том, что мы делаем и как именно, как должна измениться работа и подход к детскому протезированию в России. «Моторика» не просто разрабатывает и производит технологии, но и старается вообще изменить систему, чтобы все было максимально быстро. Победа помогла запустить несколько проектов («Моторика» получила 15 млн рублей – Прим.) по протезам и реабилитации. Основной проект связан с виртуальной реабилитацией: мы разрабатываем платформу (сервис был представлен 28 мая. — Прим.) с интеграцией VR, AI, аналитикой и телемедициной, чтобы люди могли получить качественную помощь. С точки зрения инвестиций на проекте мы нашли партнеров – крупные компании, которые помогают нам финансами и продвижением на рынке. Нам написали многие инвестиционные фонды с поздравлениями – победу заметили все».
Советы от участников:
1
Будьте готовы к тому, что все пойдет не по плану.
2
Ищите инвестиции с первого дня, но выбирайте «хорошие» деньги, которые помогут вам развиваться в нужном направлении.
3
Соотносите бизнес-план с текущей ситуацией.
4
Продукт, как и ремонт, нельзя закончить. Развивать продукт можно, только изменяя его.
5
«Сила маленьких шагов» работает и в бизнесе: каждая глобальная задача складывается из ежедневных шагов и действий, которые складываются в провалы или достижения. Это все может привести к цели, открыть новое или подсказать неожиданные варианты.
6
Ошибка стартапов: делать все самим. Переводите то, что возможно, на аутсорс.
7
Стройте гибкие бизнесы. Вызовы, которые стоят перед технологическими компаниями в ближайшие 10 лет, обязывают создавать кастомизированные продукты и услуги. Изучайте рынок и получайте обратную связь.
8
Вы столкнетесь со скепсисом. Многие живут в своем мире – таким людям сложно представить все идеи, которые у вас в голове. Окружайте себя единомышленниками.
9
Делайте.
Презентация второго сезона шоу на ПМЭФ совпала с днем предпринимателя.
«Инноваторы – это тоже предприниматели, – говорит заместитель председателя и член правления ВЭБа Алексей Иванченко. – Мы сегодня презентуем второй сезон большого телепроекта. Он дает возможность людям поверить, что на своей идее можно заработать. Спасибо НТВ, которые делают проект вместе с нами. В конце финала первого сезона проекта в прошлом году ко мне подошел один из участников и поблагодарил. Я спросил его: "За что? Ты же проиграл". Он ответил, что его родители начали гордиться тем, что он делает: "Родители считали, что я занимаюсь ерундой. А теперь я выхожу – и все соседи на лавочке говорят – смотри, его показывали в телевизоре!". Это шоу для таких, как он: тех, кто мечтает заработать на своей идее».

Как найти революционную идею для стартапа?

Кирилл Варламов
Директор ФРИИ
ФРИИ занимается инвестированием в стартапы, их поддержкой, образованием, а также законодательными инициативами. За время работы через нас прошло больше 150 тысяч человек. Мы уже провели акселерацию 15 тысяч проектов, а проинвестировали примерно в 370 проектов. Спасибо ВЭБу и команде НТВ за шоу.

С чего все начинается? С идеи. Но не нужно ждать гениальную идею, которая перевернет мир. Она никогда не придет вам в голову. Ждать гениальную идею – большая ошибка. Важно делать конкретные шаги. Не бывает плохих и хороших идей. Вся гениальность проявляется, когда вы начинаете их реализовывать.

Как найти идею? Оглянитесь, посмотрите, что вас цепляет. В чем вы разбираетесь очень хорошо или вам сильно не нравится какой-то сервис. Часто мы видим, как люди придумывают идею, когда не находят нужный продукт на рынке. Ищите ниши, где покупатели ненавидят своих поставщиков. Там, где есть плохое обслуживание, всегда есть место для стартапа.

Мы сегодня на ПМЭФ. И здесь большое количество компаний, которые не до конца понимают, зачем им нужны новые технологии. Цифровая трансформация никогда не случится без предпринимателя – того, кто делает новые идеи и технологии. Пробуйте, делайте это сейчас.

Мы провели тестирование ста самых успешных команд, которые прошли через ФРИИ, и попытались понять, какие качества приводят стартап к успеху. Оказалось, что качества, которые помогают на старте и в конце – разные. Выигрывает тот, кто быстро тестирует идеи. Когда ты знаешь, кто твой клиент, нужно банально тестировать свою гипотезу. А потом уже думать о стратегии. Скорость в текущей экономической ситуации – самый критический показатель. Если вы думаете про свою идею долго и не начали ее реализовывать, значит, кто-то уже делает это и обгоняет вас.


Каким идеям поможет краудфандинг?
Евгений Гаврилин и Руслан Тугушев
Евгений Гаврилин (сооcнователь Boomstarter): «7-8 лет назад мы с Русланом (Тугушевым, основатель Boomstarter. — Прим.) ходили с протянутой рукой по инвесторам и фондам и постоянно слышали "Нет". И тогда мы подумали: а что если создать площадку для таких же людей, как и мы, где можно было бы собрать инвестиции за идею. Мы решили не тратить ресурсы на изобретение чего-то нового и адаптировать эту идею для России.
Краудфандинг сегодня эволюционирует. Самое мощное, что происходит – децентрализация. ICO – это тот же краудфандинг, только вид сбоку. Мы успешно воспользовались этим и собрали 25 млн долларов на свой проект. Для стартапа это – возможность сразу выходить на мировой рынок. Спасибо ВЭБу и НТВ. Популяризация предпринимательства – это здорово».
Руслан Тугушев (сооcнователь Boomstarter): «Сегодня наступило время команд, которые не только быстро работают, но и еще круто упаковывают себя и доставляют информацию о продукте по всему миру. Мы видели, что в России появлялись технологические компании, которые становились номером один на РФ-рынке. Сейчас у российских стартапов хорошая возможность выхода на глобальный рынок – доступ туда и знания уже есть. Можно привлечь десятки миллионов долларов и развиваться на новом уровне».
Если у вас есть отличная идея, она всегда найдет инвестора. Как предприниматель хочу сказать: не слушайте остальных. Не нужно ждать. Действуйте! Люди, которые действуют и делают то, что хотят, не ходят на работу. Они просыпаются и начинают делать самую интересную вещь в своей жизни.
Джим Роджерс
Инвестор
Чтобы привлечь большую аудиторию, продюсеры установили такие правила на второй сезон:

— Стартапы ищут через всероссийский кастинг, в котором может поучаствовать каждый.

— Участники должны будут за 100 секунд убедить зрителей в перспективности своего стартапа.

— Интерактив со зрителями: аудитория будет голосовать за стартапы в зале. Если больше 20% зрителей скажет, что им интересен стартап, проект отправится на обсуждение к жюри. Если меньше 20% – стартап покидает шоу.

— Каждый из четырех членов жюри может дать 250 тысяч рублей – то есть стартап может сразу получить миллион рублей. Но если хоть один из членов жюри поставит ноль, то все деньги сгорают.

Новый формат передачи попробовали прямо в зале: к спинке кресла каждого гостя был прикреплен пульт, с помощью которого аудитория могла голосовать за стартапы прямо в зале. Динамика голосов отображалась сразу же на экране во время выступления участников. Победитель голосования получил приз от Boomstarter.

Сергей Малоземов
Телеведущий, канал НТВ
Отличие нового сезона «Идеи на миллион» от первого заключается в том, что мы будем пытаться сделать программу более зрелищной и понятной для широкой публики. В первом сезоне мы говорили на деловом языке. А сейчас – поставили задачу расширить аудиторию и вызывать восхищение изобретениями и человеческими историями героев.

В чем главное отличие «Идеи на миллион» от других телешоу? Мы изначально идем по сложному пути. Инноваторы – это не те люди, которые отличаются ярким выражением своих эмоций. Это не актеры или певцы, на которых легко сделать рейтинг. Эта программа может стать популярной, только если мы найдем интересные изобретения, на которые будет интересно смотреть. Мы хотим рассказать людям, в первую очередь молодым, что свои стартапы с успехом возможно реализовывать в России, где для этого есть все необходимое.

Пять стартапов, которые претендуют на главный приз
iBrain – нейроинтерфейс c искусственным интеллектом для постинсультной реабилитации, позволяющий обездвиженному человеку управлять вспомогательным устройством или специальным игровым приложением с помощью сигналов мозга
В разработку легла личная история CEO стартапа Константина Сонькина: «Я столкнулся с инсультом, когда он произошел с родственниками и близкими людьми. Некоторые из них оказались запертыми в собственном теле.Тогда я понял, что это может произойти и со мной. Мои исследования тогда были связаны с системами искусственного интеллекта. Так родилась идея – изобрести дополнительный канал взаимодействия мозга с окружающим миром. Я подумал: если головному мозгу будет трудно управлять телом из-за инсульта, то почему бы искусственному интеллекту не помочь? Сегодня AI способен расшифровать сигналы естественного интеллекта, а это значит, что можно организовать новый канал прямой коммуникации мозга с компьютером».

Через восемь лет исследований команда проекта разработала нейроинтерфейс с искусственным интеллектом, который считывает и декодирует сигналы мозга и превращает воображаемые движения в реальные. То есть, многократно воображая движения (в этом помогают игровые приложения) и видя результат своих усилий на компьютере, человек активирует и восстанавливает нарушенные зоны мозга. В результате чего к пациенту возвращается и способность двигаться.

«В мире 190 млн человек полностью или частично потеряли способность двигаться, – рассказывает Константин. – Это люди с ДЦП, черепно-мозговыми травмами, после инсульта и не только. Наш метод реабилитации доступен как в медицинских учреждениях, так и дома. Сейчас мы работаем с пациентами, которые перенесли инсульт, и запускаем клинические испытания в реабилитационной больнице Петербурга №40. Идет разработка расширенного набора игровых приложений, а также систем управления вспомогательными устройствами – протезами рук, устройствами умного дома».

В приглашении на шоу «Идея на миллион» создатели iBrain ценят возможность рассказать о своем изобретении тем, кто нуждается в восстановлении движений.
Prixel – онлайн-платформа для создания репродукций картин с применением проприетарной технологии 3D-моделирования и 3D-печати
Презентовать стартап вместе с картиной Ван Гога «Звездная ночь» вышел совладелец проекта Кирилл Авдеев. «Вы когда-нибудь пробовали потрогать произведение искусства в музее? Попробуйте!» – обратился Кирилл к ведущему. «Ух ты, какая она… Негладкая. Впечатляет. Похожа на настоящую», – заметил ведущий.

Технология Prixel позволяет воссоздать оригинал картины с точностью до каждого авторского мазка художника, а затем повесить копию дома. Технология позволяет отсканировать оригинал, построить трехмерную модель и распечатать в типографии. Зеркальная камера без вспышки не вредит и не нагревает полотно. С помощью программного решения полиграфическое оборудование научили печатать в 3D.

По словам Кирилла, проект прошел большой путь от идеи до безубыточного производства: «Мы хотим превратить компанию в глобальный сервис по созданию и приобретению качественных реплик живописи. Модель подразумевает заработок для музеев, владельцев оригиналов картин и художников, дизайнеров. Одно из направлений проекта – создание тактильных картин для слабовидящих людей, которые можно увидеть в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови.
MaxBionic – многоcхватный протез c микропроцессорной системой управления, который может шевелить отдельными пальцами
Максим Ляшко, основатель MaxBionic, потерял руку на производстве: «Я столкнулся с протезированием и понял, что в этой области много проблем. Как инженер я понимал, как протезы устроены. Как пациент – чувствовал все недостатки и знал, какими должны быть протезы. В управлении рукой задействована четверть мозга. Протезы — сложный механизм»

В 2015-м году Максим вместе с партнером Тимуром Сайфутдиновым решил создать протез, который был бы одновременно и прочным, и многосхватным, и легким. Чтобы протез был функциональным, разработали электропривод, который управляет отдельно каждым пальцем – теперь устройство может выполнять до двадцати разных хватов. Специально в Германии изготавливают моторы, которые обеспечивают точность управления и долгий срок службы. Металлическая несущая рама может одним пальцем удержать нагрузку до 20 кг.

«Сейчас все протезы стараются закрывать косметическими оболочками, напоминающими руку, но эта "маскировка" значительно выделяется. Мы придумали уникальный дизайн, благодаря которому пациент будет хвастаться кистью, нежели ее скрывать».

В протезы встроены такие «фишки», как бесконтактное выключение и включение, сенсорные кнопки, защита от пыли и воды, современный модуль флексии запястья, который позволяет его сгибать, быстросъемный разъем который позволяет быстро снять кисть или сменить ее. На разработку протеза ушло три года: за это время было сделано шесть различных версий продукта. Создатели вложили в проект 4 млн собственных средств, 1,6 млн рублей было получено благодаря краудфандингу. Позже в проект инвестировал бизнес-ангел Алексей Блохин.
QI-swift – беспроводная зарядка для подключения сразу нескольких гаджетов
«Мы с командой думали над новым проектом и пришли к выводу что, хорошо бы сделать беспроводную зарядку, которая будет заряжать несколько сразу устройств сразу, – рассказывает CEO проекта Алексей Захаров. – Вы просто ставите на стол передатчик и приемник, которые по всей плоскости передают напряжение, что позволяет заряжать от одного до пяти устройств одновременно. Частота излучения маленькая и не влияет отрицательно на здоровье. Заряд устройства будет держаться несколько часов: устройства хватает на 2-3 полные зарядки смартфонов, а портативный девайс можно брать куда угодно».

На разработку прототипа ушло 4 месяца. Ближайшие планы – создать работающее в реальных условиях устройство. По словам Алексея, самое сложное – это найти инженера или радиотехника, а также инвесторов. Команда считает, что «Идея на миллион» в последнем и поможет.
RhoBurger – автоматизированная модульная установка полного цикла по приготовлению гамбургеров
Аппарат дает возможность производить бургеры с индивидуальным составом по заказу клиента, например, без какого-либо ингредиента. По словам сооснователя RhoBurger Максима Малого, платформа позволит в будущем готовить не только бургеры, но и другие блюда on the go: хот-доги, вок и так далее. Принцип работы аналогичен кофе-машине: в устройство закладываются ингредиенты, нажимается кнопка – и через 3-4 минуты у вас будет готовый бургер.

По словам Максима, идея возникла еще в 2015-м году, но команда вернулась к ней только спустя три года, когда аналогичный стартап в Америке получил $25 млн инвестиций: «Автоматизация сегодня занимает все больше направлений, так почему бы не перенести это на приготовление еды? В большинстве случаев готовка – рутинный процесс. Я считаю, что люди могут найти для себя более интересные занятия».
Помимо Максима, в команде еще один человек, который отвечает за конструкцию и технологию. Также у проекта есть ментор из пищевой отрасли, который помогает с выходом на рынок.

Полгода назад RhoBurger сделали ролик c описанием функционирования агрегата и показали его потенциальным клиентам из фастфуд-отрасли. Чтобы в продукт поверили инвесторы, было решено сделать прототип, на сборку которого ушло три месяца: «Аппарат стоит 800 тысяч рублей, но думаю, что после выпуска первой партии цена увеличится. Сейчас мы предлагаем оформить предзаказ с первым взносом в 200 тысяч рублей. Через 2-3 месяца мы демонстрируем заказчику серийную версию, после чего оплачивается еще 200 тысяч рублей. И еще через пару месяцев мы готовы поставить готовый аппарат в заведение, – рассказывает Максим о стоимости устройства. – Оставшиеся 400 тысяч рублей мы получаем от партнеров в виде процента с каждой продажи.Для продолжения работы нам нужно собрать 8-10 таких заказов».

ЦА стартапа – владельцы небольших точек, которые не фокусируются на производстве бургеров, но готовы их включить в свое меню, не затрачивая на это особых усилий. «Участие в "Идее на миллион" было спонтанным. Мы отправили заявку – и она прошла. Для нас это шанс рассказать о себе. Мы в самом начале пути, и любое освещение нашего проекта, а тем более при участии ВЭБ и НТВ, даст нам возможность рассказать большому числу людей о том, чем мы занимаемся».

Итоги голосования зрителей
MaxBionic. «За» – 91,2 %
QI-swift. «За» – 69,9%
iBrain. «За» – 68,2 %
RhoBurger. «За» – 65, 4%
Prixel. «За» – 54, 5 %
Лидер голосования, MaxBionic, определился сразу: спустя 24 секунды после начала презентации показатель «за» был 93,8%, еще через 30 секунд – 95,7%, а за 1,5 минуты до окончания – 96%. Команда получила специальный приз от Boomstarter – запуск краудфандиговой кампании под ключ, а также консультацию от ФРИИ.

Интересно, что аудитория быстро реагировала на социальные проекты: iBrain, MaxBionic и QI-swift сразу получили «хорошие» оценки. Одна из девушек в зале по просьбе ведущего прокомментировала изменение своего голоса во время презентации Prixel: на ее мнение повлияло то, что в середине выступления участник рассказал о социальной составляющей стартапа.
Интересные стартапы можно было увидеть и на стенде Внешэкономбанка в общем холле Экспофорума: здесь были и очки виртуальной реальности, и навигационные очки для слабовидящих и незрячих, предупреждающие об опасности, и прибор контроля негативных эмоций. Гостей стенда угощал разными коктейлями робот-бармен.
Партнерский материал.

©Rusbase, 2018
Автор: Екатерина Гаранина
Все фотографии предоставлены пресс-службой Внешэкономбанка


Екатерина Гаранина

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.