Top.Mail.Ru

Digital-зрелость российских девелоперов: что скрывается за трендом онлайн-покупки квартир

Истории
Истории
Арина Кочемарова
Арина Кочемарова

Редактор коммуникационного агентства SALO

Виктория Сафронова

Мы продолжаем серию материалов на основе рейтинга SDI360º, который показывает цифровую зрелость российского бизнеса. На этот раз в агентстве цифрового аудита SDI изучили, как с переходом в цифровую реальность справляются девелоперские компании.

Digital-зрелость российских девелоперов: что скрывается за трендом онлайн-покупки квартир
  1. Истории

Карантин весной 2020 года практически парализовал рынок жилья. Зато резко возросло количество желающих купить квартиру онлайн — в 2,8 раз по всей стране и в четыре раза по Москве и области. Застройщики среагировали — 64% из них стали проводить сделки онлайн. Спустя год запрос на онлайн-покупку по прежнему актуален — в два раза больше чем в период до пандемии.

В итоге исследование SDI показало, что девелоперы уже достигли немалых успехов в цифровизации. Сайты большинства компаний позволяют узнать все об объекте, ознакомиться с планировками квартир, выбрать самый красивый вид из окна. В лидеры рейтинга выбилась ПИК — компания оказалась на первом месте, а также ФСК, Инград, Дострой, Setl Group и Самолет — заняли со второго по шестое место соответственно.

Однако авторы исследования установили, что зон роста тоже много. Даже самые digital-зрелые девелоперы иногда не могут донести все свои возможности до потребителя. Часто ни на сайте, ни в соцсетях не найти информацию о том, как совершить онлайн-сделку, а сотрудники поддержки не могут проконсультировать и предлагают созвониться с менеджером по продажам.

9 главных выводов

1. Главный тренд — PropTech. Будущее за девелоперами, которые смогут разработать и интегрировать в сферу инновационные продукты. Другими словам, они должны представить масштабные digital-проекты на рынке недвижимости. Это могут быть как смарт-здания и смарт-города, так и цифровые платформы для поиска недвижимости и вообще любые проекты, соединившие digital и девелопмент.

Только в 2018 году объем инвестиций в PropTech в мире превысил шесть миллиардов долларов — гораздо больше, чем в предыдущие годы.

Освободите время и зарабатывайте больше с помощью ИИ! Пройдите курс и получите в подарок лучшие промты для решения бизнес-задач.

2. Застройщики осознали важность цифровизации и стали больше в нее вкладывать. Цифровизация происходит прямо сейчас. С одной стороны — это естественный процесс, с другой — она стала трендом на фоне пандемии.

Теперь девелоперы активно инвестируют в автоматизацию ключевых процессов и цифровой маркетинг. Например, группа «Самолет» недавно заявила о том, что вложит восемь миллиардов рублей в цифровизацию процессов работы с подрядчиками, что должно ускорить строительство жилых комплексов и повысить их качество.

3. Свой сайт есть у всех девелоперских компаний. Подавляющее большинство застройщиков в рейтинге инвестировали в сайт достаточно много сил и времени. Как правило, у них современные сайты с красивым дизайном, хорошей навигацией, интерактивными меню и возможностью подобрать квартиру онлайн.

Ключевая разница в функционале: лидеры рейтинга превращают сайт в полноценный личный кабинет покупателя — от базовых функций выбора квартиры, до подбора ипотеки, заключения, сопровождения сделки и отслеживания статуса строительства. В то время, как компании-аутсайдеры используют сайт как витрину и предлагают оставить контактный номер или просто перезвонить по указанным телефонам, чтобы забронировать объект.

У 12% компаний сайт не адаптирован под смартфоны. Это при том, что практически у всех застройщиков почти половина трафика приходится на мобильные устройства.

4. Приложения есть только у 27% застройщиков. В большинстве случаев это либо витрина для продажи квартир и проведения сделки, либо приложения для коммуникации с управляющей компанией — там, где застройщик берет на себя эти функции. Либо комбинация этих двух функций в одном приложении. Реже встречаются приложения, разработанные для партнеров и подрядчиков.

5. Большинство компаний используют социальные сети для коммуникации с аудиторией. Только 5% девелоперов не завели свои аккаунты в соцсетях. Самая популярная социальная сеть — Instagram. Ее используют 93% застройщиков из рейтинга. При этом почти такой же процент компаний используют Facebook, «ВКонтакте» и YouTube.

Анализ трафика показывает, что из Instagram трафик получают лишь 23% компаний, при этом лишь у 7 компаний он составляет более 10%. Больше всего трафика застройщики получают из «ВКонтакте» и YouTube.

Интересно, что компании активно используют Facebook при том, что пользователи в России не очень любят эту социальную сеть. Так, например, среднее время сессии в Facebook 7 минут против 49 минут в YouTube и 19 минут во «ВКонтакте».

Мессенджерами пользуются всего 25% девелоперов. Telegram — самый популярный мессенджер у представителей сферы, им пользуются 15% застройщиков. Но лишь в 11% случаев на сообщения отвечает живой человек, а не бот.

6. YouTube-канал есть у 90% компаний. Но большинство использует его номинально, ограничиваясь проведением рекламных кампаний и не создавая контент внутри сети: не размещают собственные видео, не ведут сообщества или коммуникацию в сториз.

Это при том, что YouTube стал лидером среди социальных сетей по охвату. В России в 2020 году видео на площадке посмотрели 71% пользователей в возрасте от 12 до 64 лет. Именно в YouTube находится самая высокая концентрация аудитории с уровнем со средним и выше уровнем дохода.

7. Далеко не все застройщики пытаются привлечь клиентов через онлайн-каналы. Аудитории всех сайтов строительных компаний — порядка 8,5 млн человек в месяц. 20 лидеров рейтинга собирают 65% ежемесячной аудитории. Аудитория сайтов участников, которые находятся на последних позициях рейтинга, в среднем не превышает 10 тысяч посетителей в месяц. Причем, как у лидеров, так и аутсайдеров, большая часть трафика приходит напрямую или через поиск.

8. Девелоперы выходят на самостоятельные продажи без посредников. Помимо цифровизации начались изменения в самой бизнес-модели. Крупнейший девелопер страны ГК «ПИК» разослал своим партнерам письма, в которых предупредил, что с 1 марта прекращает сотрудничество с агентствами недвижимости и брокерскими компаниями. Мы видим это началом глобальных перемен на рынке: девелоперы начнут активнее выстраивать отношения со своими клиентами, будут тщательно собирать и использовать клиентские данные, коммуницировать с покупателями напрямую, в том числе в онлайне.

9. 92% компаний зарегистрированы хотя бы на одном маркетплейсе. Треть девелоперов используют четыре и более маркетплейсов для размещения объявления. При этом не все маркетплейсы предполагают возможность выбрать квартиру по застройщику и только четыре из них имеют на сайте каталог девелоперов.

В исследование SDI вошли ТОП-100 застройщиков по версии ЕРЗ по объему строительства, за исключением четырех компаний.

Фото: Grand Warszawski / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!

Материалы по теме