Элина Кириллова

Стартап-акселератор: идти или не идти?

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые сегодня нужно знать каждому.

За помощь в создании материала спасибо венчурному фонду и акселератору iDealMachine, который отныне помогает Rusbase разбираться с терминами в «Словаре».


Определение

Акселератор — компания, бизнес которой состоит в помощи другим компаниям (резидентам акселератора).

Акселераторы предлагают резидентам структурированную программу, которая помогает команде отточить бизнес-модель, обзавестись нужными контактами и увеличить продажи. Программа длится от 3-х месяцев до полугода. У акселератора обычно есть коворкинг, где компании-резиденты могут находиться во время акселерации.


Бизнес-модель акселератора

Акселераторы зарабатывают на получении доли в компании и последующей продаже этой доли, поэтому часто работают в связке с венчурным фондом (фонд дает инвестиции, акселератор — образовательную программу, нетворкинг, инфраструктуру).

Например, акселератор получил долю в размере 10% от проекта N. Проект N прошел программу акселерации, вырос и стал заметным игроком на рынке. Корпорация Google (то есть Alphabet) решила купить этот стартап за $10 млн. В этом случае акселератор получает 10% от суммы покупки — $1 миллион.

Пионером среди акселераторов был Y–Combinator, открытый Полом Грэмом и другими в Бостоне в 2005 году. Они предложили трёхмесячные групповые бизнес-программы и небольшие посевные инвестиции. Первый европейский акселератор — лондонский Seedcamp — начал работу в 2007 году. Известные примеры акселераторов в России — ФРИИ (можно купить акселерационную программу, не отдавая долю) и iDealMachine.


По теме: «Зачем стартапу акселератор?»


К слову, под «акселератором» иногда подразумевают не компанию, которая берет долю в проекте, но и просто образовательную программу для бизнеса. Например, Microsoft называет свою образовательную программу для студентов «акселератором», хотя эта программа не подразумевает инвестиций за долю в проекте. А в России позиционирует себя в качестве акселератора программа GenerationS от РВК.

Но все-таки бизнес-модель акселератора подразумевает получение доли в компании, — подсказывает «Википедия». С этим же соглашаются зарубежные СМИ и сайт Worldbusinessincubation.com.

Получение доли в компании в обмен на компетенции, связи и образовательную программу (без денежных вложений) в России практикует частный акселератор «МетаБета».

Список международных акселераторов по направлениям и срокам приема заявок можно найти здесь. Многие акселераторы для приема заявок используют сервис F6S.

Некоторые корпорации (такие как Microsoft, Intel, Google, в России — Qiwi) — создают корпоративные акселераторы, чтобы в них находить и развивать нужные технологии, команды и проекты. Резиденты корпоративных акселераторов могут использовать для развития инфраструктуру, технологии, а иногда даже базу клиентов головной корпорации.

image description
Ольга Туржанская
руководитель QIWI Venture

В первую очередь акселератор подразумевает сильную образовательную программу, консультации ведущих экспертов отрасли и возможность получить нужные связи. Но также важно и получение микро-инвестиций, на которые команда проекта сможет проверить ключевые бизнес-гипотезы и разработать MVP продукта — чтобы было с чем выходить к клиентам и инвесторам.


image description
директор по стратегическому развитию TMT Investments

Акселератор необязательно подразумевает денежные инвестиции. Помощь в росте, в том числе образовательная программа — это тоже инвестиции. При условии, что стартап согласится отдать долю за такую помощь.


По теме: «Чтобы попасть в Y Combinator, вам нужно 25 рекомендаций»


image description
Аналитик Runa Capital, исполнительный директор ИТ-кластера «Физтех»

В теории, можно и не давать инвестиции стартапам на входе в акселератор, но тогда другие инструменты, вроде найма людей, активной разработки и custdev'а, будут сильно ограничены. Поэтому небольшое вливание денег в процессе акселерации стало де-факто стандартом отрасли.


Если вы пройдете акселератор — изменится ли к вам отношение инвесторов?

Алексей Соловьев (управляющий партнер фонда Prostor Capital) и Константин Виноградов (аналитик фонда Runa Capital) сходятся во мнении, что российские акселераторы пока что не дают проекту преимущества в глазах инвесторов.

image description
Алексей Соловьев
Управляющий директор фонда Prostor Capital

В теории, польза, которую должны получать стартапы от участия в  акселераторах, следующая:

— Получение базовых компетенций в сфере бизнеса. Для российских стартапов это особенно важно. У нас много людей вообще не понимают, что такое бизнес, как его создавать, что такое монетизация и т.д. Многие думают, что достаточно написать какое-нибудь мобильное приложение, а дальше оно само собой начнет приносить деньги. Вот для таких начинающих предпринимателей бизнес-программы очень важны. Они дают базовый набор знаний и компетенций, без которых те вообще не сдвинутся с места.

Западный опыт. Это очень важно. На западе предпринимательская культура гораздо старше, чем у нас. Одна из ключевых функций любого акселератора — собирать лучшее, что там есть, и транслировать в Россию по максимуму, включая всякие важные мелочи — вплоть до того, как обустроить офис, рассадить персонал, чем мотивировать и т.д.

Я считаю, что сегодня российские акселераторы вряд ли могут привнести в этот процесс что-то уникальное и ценное, оторванное от мирового опыта, поэтому им стоит не изобретать велосипед, а выступать в роли надежных проводников западного опыта.

— Третья функция, которая у нас пока что вообще не работает, — это повышение инвестиционной привлекательности стартапов. Сегодня инвесторам по большому счету все равно, прошел проект акселератор или нет. У наших инкубаторов и акселераторов еще слишком мало опыта, чтобы их выпускники получали гарантированный «знак качества» в глазах инвесторов. Если взять западный пример, тот же Y Combinator, – среди его выпускников есть стартапы, оценка которых перевалила за несколько десятков, а то и сотен миллионов долларов. У нас такой успех может быть только в отдаленной перспективе, такими показателями ни одна из существующих на рынке структур для «подращивания» стартапов похвастаться не может.

Так что тот факт, что стартап вышел из акселератора, никак не влияет на отношение инвестора.


image description
Аналитик Runa Capital, исполнительный директор ИТ-кластера «Физтех»

В мире есть несколько бизнес-акселераторов, за которыми внимательно следят венчурные фонды – это, например, Y Combinator, Techstars, Alchemist, Startupbootcamp и т. д. Участие в них показывает, что стартап смог пройти очень непростой отбор и может быть одним из лучших в своей нише.

Однако в мире есть несколько тысяч инкубаторов/акселераторов, включая российские, куда относительно легко попасть, поэтому они не дают специального бонуса в глазах инвестора.

Участие в акселерационной программе может быть крайне полезно для начинающих предпринимателей с точки зрения расширения кругозора и нетворкинга, построения бизнес-процессов и привлечения клиентов. Но стоит понимать, что самыми желанными для инвесторов все равно останутся предприниматели, которые всё это умеют и без акселерации.

А вот Артем Инютин, глава инвестиционного направления TMT Investments, считает, что инвесторы «берут на радар» хорошие проекты из акселераторов (но это не гарантирует инвестиции).

image description
глава инвестиционного подразделения TMT Investments

Сам по себе акселератор не гарантирует успеха проекта, но открывает новые возможности. Это как переход из школы в вуз — могут отчислить, а можешь показать отличные результаты. Если команда полностью погружается в проект и выполняет KPI в процессе учебы, выбирает правильных менторов, обдумывает всю бизнес-стратегию, то ее успехи заметны тому комьюнити, которое окружает акселератор. Хорошие проекты замечают инвесторы и берут их на свои «радары».

Связи, понимание правильной бизнес-модели, технологические знания передаются от акселератора не автоматически, а только если проект сам захочет всё это взять! Доверие к проекту со стороны инвесторов, конечно, больше, если проект прошел известный мировой акселератор. Хотя инвестиции это всё равно не гарантирует.


Другие термины «Словаря предпринимателя»:

Экзит

M&A

IPO

Business development

Soft skills

Customer development

Пивот

White label

MVP

Питч

Бутстрэппинг

Smart money


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно