Александр Плесовских

Словарь предпринимателя: экзит

В рубрике «Словарь предпринимателя» мы рассматриваем ключевые понятия в сфере бизнеса, которые сегодня нужно знать каждому.


Определение

Экзит (exit, англ. — выход) — продажа своей доли в компании. У компании есть акционеры — ее основатели и инвесторы, которые владеют долями в проекте. Когда они продают свою долю, то совершают «выход» (экзит).

Экзит может произойти при продаже доли другому лицу, при продаже доли другой компании (например, в случае M&A), при продаже доли на бирже (в случае выхода стартапа на IPO).

Главная характеристика успешности экзита — его доходность. Если фонд вложил в проект $300 тысяч за 10% от компании, а затем продал эту долю за $3 млн — это значит, что доходность составила 3 млн / 300 тыс. х 100% = 1000 процентов.

В венчурной индустрии экзиты являются основным способом получения прибыли, поэтому инвесторы стремятся увидеть в стартапах не только быстрый рост, но и возможность экзита.

Иногда сами стартаперы выкупают у своих инвесторов доли — если верят в рост своего проекта. Таким образом основатели получают больше контроля над компанией, а инвестор — показывает какую-то доходность. Например, в прошлом году основатели соцсети «Доктор на работе» выкупили доли у своих первых ангелов-инвесторов.

Некоторые стартапы с первого дня ориентируются на продажу. Обычно это происходит тогда, когда у стартапа есть какая-то уникальная полезная технология, которая без сильной протекции вряд ли сможет выйти на рынок. Например, основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж изначально не хотели строить компанию, они хотели продать свою технологию кому-нибудь, но не смогли договориться о сделке.


По теме: Выходы российских венчурных фондов 2014


Примеры употребления термина

Фонд TA Venture осуществил свой первый экзит — из американской компании WeHostels. Фонд инвестировал в этот проект в марте 2012 года на посевной стадии вместе с Ventech, Quotidian Ventures и CAP Ventures. Общая сумма инвестиций тогда составила $1,2 млн.

Из статьи на Rusbase


Очень эффективна модель израильского государственного фонда, который дает инвестиции при наличии нескольких частных инвесторов. А если проект желает поменять свою «прописку» и стать неизраильским, он должен заплатить фонду, например, 3 суммы инвестиций. Зато у около 60% проектов есть выходы (экзиты).

Из статьи на Rusbase


Успех и неуспех — это очень условно в нашем нелегком деле. Мы берем проекты на самой ранней стадии, часто они без денег — это большой риск. Выйти (сделать экзит — прим. ред.) получится нескоро. Успех-неуспех?

Из интервью с основателями акселератора «Метабета» на Rusbase


С точки зрения экзита, корпоративный пользователь — это наиболее ценный клиентский сегмент. Сейчас ещё рано говорить о конкретных сроках экзита, но именно это является нашей бизнес-моделью.

Из интервью с Максимом Цыпляевым


Комментарий эксперта

Сегодня нашими экспертами выступили сооснователи венчурного фонда TMT Investments.

image description
директор по стратегическому развитию TMT Investments

При первых встречах с посевным стартапом — начинаете ли вы сразу обсуждать возможность экзита?

Зависит от направленности стартапа. Часто варианты выхода очевидны, и тогда не спрашиваем об этом вообще. В случае нестандартных проектов — интересуемся их пониманием будущего экзита.

Начиная с какого процента доходности можно сказать, что выход — успешный?

Обычно у венчурных фондов десятая часть проектов — настоящие звезды, а до трети — оказываются в плюсе.

Если фонд получает больше 20-25 процентов годовых дивидендов от проекта, то это уже плюс. Не тот, который сделает общую доходность, но вполне успешный выход.

«Звезды» в нашем понимании — это кратная доходность. Но тут важен срок.

image description
глава инвестиционного подразделения TMT Investments

При первых встречах с посевным стартапом — начинаете ли вы сразу обсуждать возможность экзита?

Я всегда обсуждаю с проектами возможность экзита. Это позволяет понять, насколько фаундеры ориентируются в своем рынке и насколько они продумывают все с точки зрения бизнеса, а не витают в облаках. Одна из бед российских стартапов — их безумное увлечение только продуктом. Им все кажется, что они должны достигнуть абсолюта, а про бизнес забывают и не очень умеют его делать.

Начиная с какого процента доходности можно сказать, что выход — успешный?

Мы считаем хорошим выходом, если от 500 до 1000% — это для хороших проектов. Для проектов-середнячков вполне устраивает 200-300%. Для слабых проектов и 150% хорошо.


Другие термины:

M&A

IPO

Business development

Soft skills

Customer development

Пивот

White label

MVP

Питч

Бутстрэппинг

Smart money


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно