Архив rb.ru

Почему руководители отказываются от личных кабинетов: опыт Mars, DHL и других компаний в России

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

В фильме "Социальная сеть" у основателя Facebook Марка Цукерберга нет отдельного кабинета - он работает вместе со всеми в open space.

Почему руководители отказываются от личных кабинетов: опыт Mars, DHL и других компаний в России
Присоединиться
Выступая на ReForum в "Сколково", руководители компаний в России говорили о том, как важно проводить время со своими сотрудниками, и делились опытом работы вне стен отдельного кабинета. Однако кто-то находит такие идеи сомнительными - мол, руководитель будет слишком часто отвлекаться на решение текущих проблем сотрудников. Мы решили рассказать про опыт компаний, в которых руководители практикуют открытость и отказались от своих кабинетов.


Фото: Shutterstock
 
Тенденция к открытости в корпоративной культуре пришла в Россию с Запада, когда иностранные компании начали открывать в стране свои офисы. Причем отказ от кабинетной системы происходил сразу, а не постепенно - например, на открывшемся производстве часть помещения выделялась для офисного пользования в формате open space, и рабочее место генерального директора часто располагалось в более комфортном, но общем пространстве, рассказывает директор по продажам рекрутинговой компании "Бигл" Константин Бряузов.

Анастасия Стасева, директор по развитию бизнеса хедхантинговой компании "Агентство Контакт", отмечает, что работа топ-менеджера в одном помещении с другими сотрудниками - это открытость, к которой сегодня действительно стремятся многие руководители, даже если у них есть личные кабинеты. "Например, я слышала об одной компании, в которой для повышения уровня продаж топ-менеджмент ввел традицию беспрерывного обзвона потенциальных клиентов на протяжении трех часов в день. В это время никто из сотрудников не мог заниматься ничем, кроме звонков. Чтобы показать эффективность этой задумки, руководитель компании сам стоял все три часа посреди рабочего пространства с мобильным телефоном в руках и звонил клиентам", - рассказывает эксперт, отмечая, что сегодня открытость и стремление топ-менеджмента к постоянному контакту со своей командой выходит на первый план.

Устройство офисов всех сегментов компании Mars (Petcare, Chocolate, Food, WrigleyDrinksSymbioscience), как и общение на "ты", уже многие годы является отражением культуры компании, которая построена на пяти принципах - качество, ответственность, взаимовыгодность, эффективность, свобода. Более полувека назад американский бизнес-магнат Форрест Марс, сын основателя Mars Франклина Марса, объединил пространство офиса, отказавшись от кабинетов и перегородок. Это было сделано, чтобы сотрудники почувствовали себя единой командой и могли быстро обмениваться информацией. Тогда же в компании отказались и от разных ненужных формальностей: если сотруднику надо что-то кому-то сказать, он просто делал это, избегая совещаний и меморандумов. В компании говорят, что это является отличительной чертой культуры Mars и сегодня.
 
В современных офисах Mars также не найти кабинетов - все они устроены по принципу открытого пространства, а сотрудники, включая высшее руководство, работают в одном помещении, где все рабочие места абсолютно идентичны. Нет отдельного кабинета и у гендиректора Mars (Food) в России Георгия Макарова. Никита Кучерявый, специалист компании, работающий бок о бок с гендиректором, рассказывая о своих впечатлениях от соседства с гендиректором, отметил, что первое время работать так было несколько неожиданно, а постоянное присутствие руководителя в нескольких метрах даже немного смущало, но потом к этому привыкаешь - помогает дружественная, семейная обстановка в компании. Да и постоянно находящийся перед глазами гендиректор мотивирует личным примером, говорит сотрудник.


Офис Mars (Wrigley)

Управляющий директор DHL Express в России и странах СНГ Адриан Марли рассказывает, что как только пришел на эту должность, сразу решил, что будет работать в open space в отделе по работе с клиентами, где изо дня в день обрабатываются звонки. "Здесь я могу оценить текущую загрузку компании, почувствовать настроение сотрудников и видеть, как происходят коммуникации с нашими клиентами, - рассказывает RB.ru топ-менеджер. - Успех нашего бизнеса зависит от качества предоставляемого сервиса. В DHL отдел по работе с клиентами - это те, кто первыми общается с ними и формирует представление о компании. Поэтому крайне важно, чтобы наши сотрудники были всегда мотивированы и нацелены на лучший результат. Это возможно, только если они чувствуют поддержку и уважение со стороны руководства".

Принцип открытой двери, который Марли применяет в управлении персоналом, по его словам, как раз и помогает сотрудникам ощутить такую поддержку с его стороны. "Многие вопросы обсуждаются с членами правления в моем офисе. Зная, чем занимается высшее руководство, люди лучше чувствуют свою значимость и поддержку со стороны менеджмента. Это помогает более эффективно выстраивать коммуникации с сотрудниками и доносить до них важные бизнес-идеи", - говорит топ-менеджер.

Марли говорит, что как управляющий директор он должен выступать примером в управлении бизнесом. "Отдел по работе с клиентами - сердце нашей компании, и каждый раз, проходя к своему рабочему месту, я вижу, слышу и чувствую, как бьется сердце нашего бизнеса", - рассказывает он.
 
Отказался от отдельного кабинета и гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин. Ранее, рассказывая про свой переезд в Facebook, топ-менеджер написал: "В пятницу для меня был последний день в этом офисе. В понедельник я уже на новом месте. Здесь много открытого пространства, людей и движения. Его называют open space. Теперь я сижу не на этаже небожителей Билайна, а на скромном седьмом этаже вместе с маркетингом и digital. Ну а мой бывший кабинет станет большой переговорной".


Фото: Facebook.com/slobodin.mikhail
 
В агентстве PR Partner сотрудники работают в open space, в том числе генеральный директор компании. Во-первых, это удобно для профессионального общения и обмена творческими идеями не отходя от рабочего места, во-вторых - настраивает на работу в общем динамичном режиме, говорят в компании. Для приватного разговора есть переговорные комнаты. Кроме того, в компании не принято обращаться друг к другу на "вы".


 
Гендиректор агентства Инна Алексеева говорит, что не видит смысла в личном кабинете: "При моем интенсивном рабочем графике с большим количеством встреч, выступлений, докладов и тренингов он бы наверняка пустовал. У меня обычный рабочий стол с компьютером в общей комнате с коллегами, на котором нет даже телефона. Как любой человек из мегаполиса, я привыкла сосредотачиваться практически в любых условиях. И не думаю, что мое присутствие в офисе вызывает дискомфорт у ребят. Коллеги и я настолько заняты, что у нас нет ни возможности, ни желания отвлекаться на "Сапера" или пасьянсы. Лучше устроить себе в свободное время бодрящую прогулку на улице".
 
Около 190 сотрудников в России и ряде других стран занимаются развитием сервиса онлайн-кредитования MoneyMan. Все офисы компании, в том числе, в московской штаб-квартире, организованы по принципу open space, в одном общем пространстве с сотрудниками работают и основатели компании Александр Дунаев и Борис Батин. Дунаев рассказывает, что они развивают горизонтальные связи между сотрудниками, у каждого специалиста и менеджера есть непосредственный доступ к топ-менеджерам, можно задать практически любой вопрос, обратившись к руководителям, оперативно сформулировать и решить задачу, в кратчайшие сроки сформировать рабочую группу по какому-либо проекту, эффективно и быстро принимать решения, составлять и утверждать action-планы. "Такая структура в компании сложилась с самого начала работы в 2012 году, когда в стартапе MoneyMan работали 4 человека. С приходом новых сотрудников мы просто масштабировали эту практику штаб-квартиры в Москве на подразделения во всех странах присутствия. Я не вижу ни одной значимой для бизнеса причины, по которой у руководителей должен быть отдельный кабинет", - говорит он RB.ru.


 
Рабочее место портфельного риск-менеджера MoneyMan Ирины Хорошко находится ближе всех к столам основателей компании. "Чаще всего близкое расположение рабочего места к боссам играет мне на руку. Например, они всегда могут оперативно подключиться к выполнению срочной задачи, решить проблему, делегировать часть задачи ответственным сотрудникам из других подразделений. Но иногда они неизбежно слышат то, что, может быть, им не стоит слышать, например, споры. Топы у нас с юмором, поэтому могут и потроллить, если что-то им показалось смешным. Зато с ними всегда можно поделиться шуткой или мемом или нечаянно пнуть начальство ногой под столом, а может и не нечаянно..." - говорит она.
 
В компании Bringo (платформа управления экспресс-доставками на краудсорсинге) около 70 сотрудников. Все соседствуют в одном open space в течение всей "жизни" проекта, причем за последние полгода количество сотрудников практически удвоилось. Тем не менее, в компании решили сохранить схему, когда топы и начальники отделов сидят вместе с исполнителями. В офисе компании есть несколько "укромных уголков" и переговорная комната, где сотрудники могут собраться небольшой группой, чтобы общий "муравейник", шумовой и эмоциональный фон их не отвлекали. Но в целом было отмечено, что прямой доступ одного сотрудника к любому другому без дополнительных согласований, шаговая доступность и вовлеченность каждого при такой организации намного выше, чем при распределении сотрудников по личным кабинетам/отделам, рассказывают в компании.
 
Стартапы чаще всего запускаются небольшой командой, где нет объективной потребности в отдельных кабинетах. Более того, работая над одним проектом и объединенные общей идеей люди всегда в курсе происходящего и намного эффективнее взаимодействуют, не тратя много времени на встречи, информация поступает "just in time", поясняет Константин Бряузов. По мере увеличения объемов бизнеса зачастую не возникает потребности в обособлении - ни внутренней, ни внешней. Основатели видят все преимущества системы открытости, и она становится основой корпоративной культуры, а привлеченные топ-менеджеры при этом приходят в уже сформировавшуюся корпоративную культуру, принимая ее условия, говорит эксперт.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Алексей, ваш дизайн выглядит ужасно». Каких фраз избегать в деловой переписке
  2. 2 Эффективность адаптации нельзя измерить. Какие мифы мешают грамотному онбордингу
  3. 3 Гибридные офисы — чем они отличаются от обычных и кому подойдут
  4. 4 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами
  5. 5 Как и зачем интегрировать чат-боты в систему 1С