Ирина Яшина, стартап-консультант и управляющий портфелем фонда the Untitled ventures, в десятом выпуске серии о построении стартапа рассказывает о social impact — социальном влиянии, которое вы можете оказывать.
Помните пирамиду Маслоу? Первая ее ступень отвечает за базовые физиологические потребности, пятая — за самореализацию. Первые четыре ступени мы разобрали в предыдущих статьях, осталась вершина.
Что такое social impact
Влияние, которое ваш стартап оказывает на среду (от сотрудников и маленького профессионального сообщества до мировой экономики), может быть различным.
В совокупности положительный внешний эффект от проекта и называется «социальным влиянием» (по-английски — social impact). При этом многие основатели иногда просто не задумываются о том, что могут быть последствия. Я рекомендую не забывать о своем социальном эффекте. Вот почему:
появляются дополнительные положительные инфоповоды (влияние на репутацию и продажи);
ваш HR-бренд становится крепче (поверьте, для юных специалистов единые с нанимателем ценности становятся все важнее — это подтверждает World Economic Forum);
вы получаете возможность участия в специально финансируемых программах (как от государства, так и от частных корпораций или даже филантропов).
Чтобы обосновать свой последний аргумент, привожу в пример некоторые программы:
на российском уровне — активно развивается акселератор PhilTech от «Рыбаков-фонда»;
на европейском уровне — Венское инновационное агентство (Vienna Innovation Agency) предоставляет отдельные квоты для грантов, где в команде основателей есть женщины;
на американском уровне — есть отдельная программа университетов, например, Колумбийского (Tamer Fund for Social Ventures), для поддержки инновационных решений с социальной важностью.
Виды social impact
Чтобы съесть слона, нужно разделить его на кусочки. Иными словами, какие существуют варианты социального влияния? Выбирайте комфортный для вас сценарий!
Вы относитесь к КСО (корпоративной социальной ответственности), то есть идете по дороге среднего и большого бизнеса, который поддерживает социально полезные инициативы в своей индустрии.
Вы вкладываете social impact в свою операционную (корневую) деятельность.
КСО
Первый сценарий имеет смысл разделить на две части: ориентация на внутреннюю или внешнюю среду. То есть фокус активностей направлен либо на ваших сотрудников (действительных и/или потенциальных), либо на окружающие проблемы вашего сообщества, города, индустрии.
Пример хорошей работы с сотрудниками — Basecamp. Компания летом вводит четырехдневный рабочий режим, а также всеми методами не поощряет трудоголизм. Подробнее это описано в книге основателей «Не сходите с ума на работе».
В свою очередь, ориентация на внешнюю среду — это удел крупных стартапов. Например, Uber способствует развитию дорог в малоразвитых регионах или устраивает дни волонтерства для своих команд в пользу малоимущих. Целая сеть страниц корпоративного сайта посвящена giving away — служению во благо общества.
Social impact в ключевой деятельности
При этом сценарии можно как поменять цель всего стартапа, так и просто сделать новый продукт в портфеле.
Что касается цели, можно, например, задуматься не о завтрашнем дне, а о послезавтрашнем — тогда цель снизить количество возвратов для екоммерс-сайтов обратится в главный ориентир на уменьшение выхлопов из-за логистических затрат.
А примером нового продукта могу назвать отечественную компанию Be.Live.Organic, которая из FoodTech перемещается в CleanTech. Команда проекта, известного по напитку Chlorella, недавно открыла направление по очищению водоемов с помощью своей инновации. Это ли не хороший сценарий спин-оффа?
Как измерить social impact?
Сложно измерить такое большое и нематериальное явление, как социальная отдача. Тем не менее есть достаточно экономический способ: определить, кто, как и для кого:
кто и как выигрывает (какие сообщества или конкретные люди, которые нуждаются);
для кого вы изначально планировали социально значимые действия.
Как сделать плавный переход в 2020 году
Резко переходить на рельсы social impact не имеет смысла. Постепенно в новом году можно прививать «привычки» социальной отдачи. Вот примеры того, что можно сделать уже сейчас:
обсудите с сотрудниками возможности быть полезными для сообществ (будь то волонтерская помощь, сдача ненужной одежды или денежные перечисления);
введите самые простые принципы экологического потребления (разделение мусора, отказ от одноразовых стаканчиков, пакетов и прочее) и понаблюдайте за результатами экспериментов;
оформите пространство не только внутри офиса, но и за его пределами (поставьте клумбу или просто сделайте генеральную уборку).