Новый сотрудник с первых недель приносит много прибыли и откладывает отпуск. Обычно для руководителя это повод порадоваться и похвалить работника за трудолюбие, но иногда стоит насторожиться. Компания «Технологии доверия» выяснила, что в 2022–2023 годах 70% предпринимателей столкнулись с мошенничеством, и почти в 40% преступления совершали сотрудники. В основном они присваивали активы бизнеса, проводили махинации с закупками и подкупали третьих лиц.
Рассмотрим популярные схемы мошенничества, признаки, по которым можно заподозрить обман, способы его раскрыть и больше не допускать.

Что такое корпоративное мошенничество
Корпоративное мошенничество — это хищение имущества компании или искажение отчётности для обмана заинтересованных лиц. Заинтересованными, или стейкхолдерами, считаются владельцы бизнеса и инвесторы, но это могут быть контрагенты, покупатели и контролирующие органы, например, налоговая служба.
В законодательстве РФ термина «корпоративное мошенничество» нет, но случаи, которые с ним связаны, регулируются федеральными законами, Уголовным и Административным кодексами.
Виды корпоративного мошенничества
По отношению к компании мошенничество можно поделить на внешнее и внутреннее. Внутренним его называют, если фальсификацией документов и кражами занимаются текущие или бывшие сотрудники. При внешнем мошенничестве вред приносят партнёры, контрагенты или покупатели.
Разберём распространённые варианты корпоративного мошенничества внутри и вне компании.

Махинации с материальными ценностями
Существует четыре схемы для махинации с товарами, сырьём и оборудованием.
Воровство
Например, предприниматель закупил партию одежды из 1000 позиций. Сотрудник склада принял всю партию, но 200 позиций оставил себе и перепродал. Продавец реализовал оставшуюся одежду, только часть денег клал не в кассу, а в свой карман. Внутренняя проверка обнаружила воровство: ущерб от украденных товаров составил 1 млн рублей, а недостача — 500 тысяч рублей.
Пересортица и недостача
Представим, что предприниматель продаёт строительные смеси. Клиенту нужен цемент, чтобы построить мост и залить фундамент — смеси для этих целей отличаются по свойствам и цене. Компания поставила два вида материалов, но добавила к более дорогому цементу примесь дешёвого, чтобы сэкономить.
Так формируется пересортица: в документах указывают завышенное количество и вес материалов или другой сорт товара. А недостачу, то есть недостаток объёма или массы компенсируют дешёвыми и некачественными аналогами или мусором.
Списание качественного товара под видом брака
Например, в школе оборудуют класс информатики. Директор договорился с бухгалтером: из 50 компьютеров забраковали 10 и получили деньги за некачественный товар. Затем «бракованную» технику якобы починили своими силами и продали на стороне.
Махинации с возвратом товаров
Бывает, что покупатель не забирает чек о покупке. Этим может воспользоваться продавец: он забирает чек и пишет заявление на возврат от имени клиента. В результате сотрудник получает деньги, а товар становится недостачей.
Производственные махинации
Эти варианты мошенничества распространены на производстве. Предприятие или сотрудники нарушают нормы расхода сырья: используют меньше материалов, чем нужно, а остальное забирают себе.
Представим производство сухого корма для животных. Например, в 100 кг корма должно быть 70 кг мяса и 30 кг добавок. Производитель закупает 70 кг мяса, но в корм добавляет только 50 кг или использует правильные пропорции, а вместо мяса кладёт дешёвый костный остаток.
Разглашение конфиденциальной информации
При таком виде мошенничества сотрудник крадёт информацию, а не имущество и деньги.
Махинация с финансовой отчётностью
Это большое поле для внешнего и внутреннего мошенничества.
Внешнее мошенничество. Например, компания хочет получить кредит, но дела идут плохо. Руководители подделывают декларации и ОДДС — отчёт о движении денежных средств. Это позволяет выставить себя в лучшем свете и увеличить шансы на кредит.
Та же ситуация возможна, когда есть возможность заключить договор с новым партнёром или привлечь инвесторов.
Существуют варианты мошенничества, в которых участвуют две организации. В ООО имущество и деньги компании не принадлежат одному человеку, в отличие от ИП. Поэтому снять деньги с расчётного счёта ООО трудно.
Представим компанию, которая собирается вывести деньги, но не хочет платить комиссию и налоги. Она договаривается с ИП о фиктивной продаже товара: ИП выставляет счёт, ООО переводит нужную сумму, предприниматель снимает деньги, оставляет себе «вознаграждение», а остальное отдаёт учредителю. Это распространённый пример обналичивания, который нарушает ФЗ-115. Антиотмывочному закону мы посвятили несколько статей.
Внутреннее мошенничество.
Представим, что в марте компания получила 1 млн рублей, а расходы, которые связаны с её получением, составили 500 тысяч рублей, поэтому итоговая прибыль в два раза меньше выручки. Бухгалтер переносит расходы на второй квартал года и завышает прибыль за первый, но так делать нельзя.
Более простой пример, когда бухгалтер действует для личной выгоды: переводит зарплату несуществующим сотрудникам и берёт её себе, присваивает подотчётные деньги, приходует меньшее количество товара по более высокой цене. В итоге общая сумма поступления сходится, а излишек продают.
Фальсификация документов
При таком мошенничестве подделывают другую нефинансовую отчётность и документы. Вот типичные примеры.
ИП «берёт на работу» трёх человек, которых фактически не существует. Он начисляет им зарплаты, премирует, компенсирует командировочные расходы, но тратит всё на себя.
Так же может поступить бухгалтер, но без ведома руководителя. В этом случае на бизнес ложится дополнительная нагрузка, потому что нужно платить страховые взносы. В крупных компаниях «мёртвые души» могут числиться годами, а ситуация выяснится при смене руководства.
Рядовые сотрудники тоже могут подделывать документы, например, составлять отчёты о работе, которую не выполнили. Такое встречается, если система оплаты труда зависит от выполнения плана, например, по продажам, числу произведённой продукции или числу задач.
Цены и подрядные работы
Вот несколько схем, которые используют контрагенты:
- Искажают в документах расходы сырья, площади обслуживаемых объектов. В итоге вы тратите на работу больше денег, чем нужно.
- Навязывают ненужные услуги, например, выравнивают прямые стены.
- Списывают дорогие материалы, используя некачественные аналоги.
Существуют механизмы, когда предприниматель сам обманывает партнёров и клиентов:
- Занижает цены на индивидуальные заказы. Владельцу компании не понравился заказчик, поэтому для него ремонт дороже.
- Заказы от любимых клиентов делают в первую очередь — ситуация, обратная предыдущей.
Аффилированность с другими компаниями
Аффилированностью называют связь двух компаний, при которой один бизнес может повлиять на другой. Самый распространённый пример — откат. У ООО «Икс» работает бухгалтер, который закупает материалы по завышенным ценам у ООО «Игрек» и получает за это деньги.
Иногда сотрудники могут быть более наглыми: они регистрируют ИП или ООО на себя и родственников и проводят через них невыгодные для работодателя сделки.
«Золотые парашюты»
Таким термином называют компенсационные выплаты верхушке руководства при увольнении. Обычно размер компенсации прописывают в трудовом договоре. Согласно ст. 181 и ст. 279 ТК РФ, глава компании, его заместитель и главный бухгалтер должен получить сумму не ниже трёхкратного среднего месячного заработка. Законодательство устанавливает минимальный порог, но не ограничивает его.
На практике топ-менеджеры часто самостоятельно устанавливают себе «парашюты», несмотря на то, что это запрещено. Компенсация — повод для шантажа: или руководство примет решение, выгодное для «топа», или он уволится и заберёт из бюджета большие деньги. Ниже мы привели статистику, которая показывает, о каких суммах идёт речь.
Шантаж
Один из примеров мы уже привели выше. Менее высокооплачиваемым сотрудникам шантаж тоже помогает надавить на бизнес в личных интересах: можно угрожать продажей клиентской базы, жалобой в налоговую службу, Роспотребнадзор, трудовую инспекцию и другие контролирующие органы.
Самые частые причины трудовых споров — разногласия по оплате труда и восстановление на работе через суд. В большинстве случаев сотрудники выигрывают дело, особенно если работодатель действительно нарушает трудовое законодательство, например, пытается подменить трудовые отношения гражданско-правовыми.
Проверка из органов власти — всегда стресс для компании. Нужно готовить отчётность, поднимать другие документы и обращаться к юристу для защиты.
Причины корпоративного мошенничества
Главная причина возникновения корпоративного мошенничества — собственная выгода вопреки ущербу для бизнеса.
В каждом случае мошенник учитывает четыре фактора.
Размер потенциальной выгоды. Чем выше зарплата у сотрудника, тем на большую выгоду он рассчитывает. Кассир может красть тысячи, а верхушка бизнеса — миллионы рублей.
Склонность к риску. Есть люди, которые боятся рисковать, они нарушают закон, только если абсолютно уверены, что их не поймают на мошенничестве. Сотрудники с нейтральным отношением к риску не боятся действовать, если выгода сильно больше, чем потенциальная ответственность. Любители риска — самая опасная категория, им приятен сам факт преступления, а не результат.
Вероятность быть пойманным. Чем лучше контроль внутри компании, тем выше вероятность наказания. Поэтому там, где нет службы безопасности и опытных руководителей, риск мошенничества выше.
Жестокость наказания. Чем оно строже, тем меньше вероятность мошенничества. Например, за кражу сотрудника могут оштрафовать, а могут посадить в тюрьму, поэтому риски нужно взвесить.
Вот какое наказание за разные виды мошенничества предусматривает Уголовный кодекс.
Уязвимые с точки зрения мошенничества сферы и направления деятельности
В 2018 году директор по безопасности «МВидео» Юлия Бронских назвала сферы, в которых риск мошенничества наиболее велик.

Эти данные остаются актуальными, потому что в таких компаниях тяжело контролировать расходы.
Признаки корпоративного мошенничества
Поговорим о том, как понять, что клиент, работник или партнёр вас обманывают.
Вот что должно навести на мысль о внутреннем мошенничестве.

Признаком корпоративного мошенничества извне может стать регулярная смена руководства у одного из контрагентов. А если какой-то сотрудник активно сотрудничает с этой компанией, это ещё более подозрительно.
Противодействие корпоративному мошенничеству
Есть две группы мер, которые помогают защитить бизнес от тех, кто занимается корпоративным мошенничеством:
.webp?v4)
Предупредительные меры
Вот что нужно сделать, чтобы защитить бизнес от мошенников.
Создать атмосферу недопущения мошенничества
- Проинформируйте о потенциальных рисках мошенничества, например, уголовной ответственности за кражу или злоупотребление полномочиями.
- Зафиксируйте в локальных нормативных актах положения, которые направлены на предотвращение незаконных действий, ознакомьте с ними всех сотрудников под подпись.
- Установите контроль на рабочих местах. Это может быть видеонаблюдение, специальные программы учёта времени или чтения электронной почты. До начала контроля сообщите работникам о типе наблюдения и задачах, которые будете контролировать.
Разделить полномочия и ограничить доступ
- Полезно разграничить зоны ответственности всех сотрудников, согласовывать финансовые операции с работниками из других отделов. Мошеннику-одиночке будет труднее работать.
- Ограничьте доступ к информации. Подпишите с сотрудниками NDA — соглашение о неразглашении, настройте разные уровни доступа к программам, в которых работаете.
Усилить службу по работе с персоналом
- Тщательно проверяйте соискателей, особенно на руководящие и материально ответственные должности. В этом помогут опытный HR и служба безопасности.
- Ведите учёт рабочего времени. На входе можно установить пропускную систему, которая будет фиксировать, когда сотрудник приходит и уходит. Табель рабочего времени поможет проверять расписание и выявлять «мёртвые души».
- Анализируйте подозрительную деятельность, например, много сделок с конкретной компанией, работу в выходные или отказ от отпуска. Полезно изучить доходы, которые не соответствуют должности.
Быть ближе к сотрудникам
- Устраивайте встречи один на один с работниками хотя бы из своего отдела. Это позволит быть в курсе того, что происходит в коллективе, есть ли сотрудники, которые чем-то недовольны.
- Не пренебрегайте мнением коллег и подчинённых. Часто конфликты в команде встречаются из-за зависти, но иногда это помогает быстрее обнаружить признаки мошенничества.
Ввести финансовый контроль и контроль документации
- Используйте электронный документооборот. Это поможет защитить и отслеживать документы.
- Сократите наличные расчёты. Их труднее контролировать: больше риск получить поддельные купюры или потерять деньги при подсчёте вручную.
- Усильте контроль за финансовыми операциями. Лучше, когда их согласуют в несколько этапов, и деньгами не распоряжаются один–два сотрудника.
Реактивные меры
В крупных компаниях обычно работают три службы, которые помогают поддерживать эти меры: служба безопасности, комплаенс-контроль и внутренний аудит. В небольших организациях может быть достаточно службы безопасности, а остальную работу можно передать на аутсорсинг.
Служба безопасности
СБ проверяет соискателей и контрагентов. Это позволяет не допустить в компанию преступников, конкурентов, которые занимаются промышленным шпионажем, или работников, способных воровать активы или информацию из-за проблем с деньгами. Вот какую информацию должна изучить СБ, когда к вам приходит новый сотрудник.

В случае с контрагентами полезен сайт ФССП России. Он пригодится, чтобы не заключить контракт с фирмой-однодневкой и другими ненадёжными партнёрами.
Комплаенс-контроль
Это служба, которая помогает планировать, организовывать и контролировать работу компании, чтобы соблюдались законы и стандарты.
Комплаенс-контроль оценивает риски мошенничества, разрабатывает способы их минимизировать. Также эта служба участвует в выявлении случаев корпоративного мошенничества совместно с СБ.
Внутренний аудит
Аудит нужен для плановых проверок, например, изучить отчёты СБ и комплаенс-контроля. При внеплановых проверках изучают документы, которые связаны с мошенничеством, и деятельность соответствующих сотрудников.
Мы собрали на платформе статьи, которые помогут защитить бизнес от мошенников, рисков и убытков, например, составить NDA, выявить фальшивые банкноты, уберечь бренд и интеллектуальную собственность.
Фото на обложке: Mykyta Dolmatov / Getty Images.