Top.Mail.Ru


«Мы дали авторам доход».
Как бизнес-модель Litnet
изменила рынок самиздата


17 июля 2019





Litnet — онлайн-платформа самиздата, где авторы публикуют свои произведения и находят читателей. Ключевая особенность Litnet— в бизнес-модели: пользователи могут подписываться на незавершённые книги и читать их по мере публикации. Основанная в 2015 году, платформа уже собирает 300 тысяч пользователей ежедневно и работает в четырёх языковых версиях, крупнейшая из которых — русскоязычная.

Rusbase поговорил с сооснователем Litnet Сергеем Грушко и узнал, как бизнес-модель компании взорвала рынок самиздата, а также о конкурентах, доходах и инвестициях, самиздат-трендах и любимых литературных жанрах российского рынка.

Слушать это интервью:
Андрей Нечаев (слева) и Сергей Грушко
Как вы пришли к идее Litnet? Правильно ли я понимаю, что Litnet стал логичным продолжением вашего проекта Fan-Book (портал фантастики — Прим.)?
— Вы, наверное, первый журналист, который абсолютно правильно понял, что «базой» стал Fan-Book. Мы с Андреем Нечаевым хотели создать ресурс, где будут не только книги, но и новости фантастики, интервью с авторами, блоги писателей, чтобы они могли общаться с комьюнити напрямую. На это были положены горы труда. Мы практически без выходных занимались проектом, сами писали обзоры, платили обозревателям. Но трафик шел очень медленно.

В какой-то момент мы открыли на платформе Fan-Book подразделение самиздата, чтобы там могли публиковаться новички. Мы считали эту идею вспомогательной, но благодаря самиздату у нас начала стабильно расти аудитория. Мы перестали жить «от статьи до статьи», люди сами генерировали контент, приходили, читали, писали комментарии. У нас появилось, что модерировать. И мы задумались над проектом отдельной платформы самиздата.
Предпосылки: отток писателей из профессии
В тот момент мы наблюдали очень важный тренд — быстрый отток писателей из профессии. Если вы сравните книжные полки 8 лет назад и сейчас, то увидите, что писателей-мужчин осталось очень мало. Причина проста: 8-9 лет назад началось быстрое снижение бумажных тиражей и гонорары авторов стали падать. Раньше тираж у «среднего» автора был около 15 тысяч экземпляров, минимальный — 5 тысяч. Моя книга как раз выходила тиражом в 5 тысяч. Сейчас это максимальный тираж, на который может рассчитывать писатель-середнячок.

В результате у писателей банально не хватало денег, они переходили в сценаристы, копирайтеры. В женском фэнтези это не было так заметно. Хотя я не согласен с этим мнением, до сих пор считается, что кормилец — мужчина, а женщине зарабатывать не так важно. Поэтому женщины могли позволить себе гонорар за книжку в 500 долларов. А мужчины не могли.
Сейчас наша модель кажется очевидной, у нас есть конкуренты, клоны. Раньше было не так. Это когда ты уже запустил продукт, все думают — ну да, понятно, так и должно быть...
Мы несколько месяцев размышляли на тему того, стоит ли делать платформу самиздата на базе Fan-Book, но по перепискам с авторами поняли, что Fan-Book — это всё-таки про фантастику, а люди читают разные жанры. Нужно было создать продукт, не привязанный к фантастическому направлению.

У нас была масса вариантов, как это сделать.
В тот момент мы размышляли, например, над вариантом монетизации, популярным сейчас в Китае, когда читатели платят за каждую главу. В итоге мы от него отказались, так как в нём есть проблемы с удержанием пользователей. У автора нет мотивации завершать книгу, он будет выпускать всё больше коротких глав, это нельзя контролировать. В результате читатель обнаружит, что заплатил за книгу 1000 рублей, хотя мог купить готовую бумажную версию за 300. Это снижает удовлетворённость от покупки.
И к чему вы пришли? Что сейчас представляет из себя бизнес-модель Litnet?
— Мы решили сделать новую систему дистрибуции.
1
Пиратство
Первая проблема электронных продаж — это пиратство. «Пиратка»‎ появляется уже на второй день после старта продаж, неважно, где вы продаёте, на Amazon или «ЛитРес».
2
Высокие CPA
Вторая проблема — высокие CPA, cost per action. Компания «ЛитРес» порядка 10 лет была убыточной. В интернете, играх, дэйтинге и так далее есть простая формула — стоимость пользователя и его LTV, время жизни на сайте. Если вы торгуете обычными электронными книгами, то происходит следующее: вы за 100 рублей покупаете пользователя, который купил у вас книжку за 150 рублей. Он скачал файл и ушёл. Вы как платформа заработали на нем около 50 рублей. Чтобы он вернулся, вы снова даете рекламу, вовлекаете его.
Две эти вещи не позволяют таким странам, как Польша, Италия, Украина, Казахстан иметь свои большие магазины электронных книг. Есть Amazon, который идёт из рынка в рынок, и несколько локальный историй, где всё это не умерло. Это, например, Германия с хорошим холдингом из нескольких магазинов, Франция, где система кое-как живёт, Скандинавия, где очень неплохо и легально читают книги. На польском и даже украинском рынках мало электронных магазинов, потому что покупать читателя слишком дорого, а срок окупаемости долгий.

Перед нами стояла задача: сделать так, чтобы книжку минимально пиратили и чтобы читателя не нужно было каждый раз приводить за деньги. Решение появилось благодаря Fan-Book.
Во-первых, мы увидели, что если книга выкладывается постепенно, люди возвращаются ее читать. Возникает высокий retention rate. А если пользователи часто посещают сайт, мы можем предлагать им новые книги, в том числе платные.

Второй момент: мы предложили авторам, у которых уже есть аудитория у нас на сайте, дать возможность читателям подписываться на их книги. Что это значит? Человек авансом оплачивает стоимость книги, например, 100 рублей. И пока книжка публикуется, он может читать её — 2, 3, 4 месяца. Бесплатно доступны только первые несколько глав.
В результате эти книги перестали попадать в «пиратку»‎, так как пираты публикуют только полные версии. Они не будут бегать за каждой главой. А читатель может либо ждать 3-4 месяца, когда книга появится у пиратов, либо заплатить небольшую цену и читать и обсуждать сюжет романа вместе со всеми. У нас 10 тысяч комментариев к книге в подписке — далеко не предел. Никто не знает, что будет в конце, все читают одновременно. Нет спойлеров, людям интересно. Благодаря этой модели продажи очень сильно выросли.

Недавно мы придумали еще одну модель дистрибуции. Она будет больше интересна не инди-авторам, а издательствам. Я думаю, что она не будет настолько революционной, как подписка на книгу. Эту новую модель мы собираемся довести до ума и показать. К началу сентября она будет занимать важную часть в нашем продвижении. Её нет ни в России, ни на других рынках, насколько я знаю. Мы общались с издателями, тестировали её с писателями, эффект нас очень порадовал. Подробности рассказывать не буду, пока у нас это не заработало.
Почему вы решили сменить название? Ведь изначально проект назывался «Лит-Эрой»‎.
— Мы сменили название полтора года назад. Цель была единственная — после того, как проект пошёл достаточно бодро, мы поняли, что он интересен не только русскоязычному рынку. Мы купили домен Litnet.com, потом запустили мультиязычную платформу. Название Litnet ни в каких языках не вызывало проблем, всем было понятно — это «литературная сетка»‎.

На самом деле у нас до сих пор очень много запросов идет по «Лит-Эре»‎. Возможно, мы вернем её уже как литературный издательский холдинг в России. Мы сейчас запускаем бумажное издательство.
Раз уж вы заговорили об этом: расскажите, какие у вас есть направления?
У нас массу времени отнимает испанская, украинская, английская версии. Все они очень разные. Например, в английской версии уже очень большой интерес издателей к продаже по нашей модели, а в русской этот интерес появился только зимой этого года.
— Если говорить о русской версии, то сейчас у нас четыре бумажные книги находятся в состоянии редактуры и корректуры. В сентябре мы собираемся выпустить их в печать единой партией. Так как мы Litnet, а не обычное издательство, у нас будут свои каналы бумажной дистрибуции. Они специфичны, но как раз годятся для того контента, который у нас есть.

Мы будем использовать в первую очередь торговлю по каталогам. Пример: если вы читаете книги издательства «‎Клуб семейного досуга»‎, у вас есть каталог, вы выбираете и подписываетесь, и книга вскоре приходит к вам по почте. Это очень похоже на покупку в интернете.

Торговля по каталогам развита в Европе, меньше — в США (из-за сложной логистики). В России тоже меньше, но есть дистрибуторы, в частности «‎Клуб семейного досуга»‎. Их каналы очень здорово продают, например, эзотерику, которую люди в магазинах покупают не так активно. По каталогам хорошо идут кулинарные книги, книги в подарок. Мы собираемся построить дистрибуцию нашего бумажного издательства именно на каталожных системах.
Хотела подробнее обсудить вашу платформу. Как устанавливается цена на книги на Litnet? Какие комиссии для авторов?
— Цену устанавливает автор. Мы делаем это только в случае, если выкупаем у автора права на распространение книги за фиксированную сумму. Мы единственная, наверное, интернет-платформа в мире, которая платит аванс или гарантированную сумму за продажи готовой электронной книги.
Никто никогда не знает, как будет продаваться книга — разве что если вы пишете седьмого Гарри Поттера. На самом деле это всегда игра в рулетку, даже у популярного автора бывают провалы, а у новичков книги становятся бестселлерами.
А мы к моменту завершения подписки знаем фактические результаты продаж.
Даже к середине подписки мы видим, бестселлер перед нами или нет. Поэтому права на готовую книгу мы можем выкупать заранее.

У нас есть две схемы:
1
Выкуп прав
Мы забираем права на распространение книги на 6 или 9 месяцев
2
Аванс
Мы платим аванс автору, чтобы он эксклюзивно оставил книгу у нас на платформе на 9 месяцев.
Это автоматизировано, автор сам выбирает схему.

В целом все достаточно лояльно, автор самостоятельно управляет своим контентом. В жанрах фэнтези, любовного романа, LitRPG нам идут запросы от издателей, потому что они видят успешных авторов, которые продают по 100 книг каждый день. Такое часто бывает — писатель долго работает с аудиторией и у него случается всплеск.

Ещё чаще бывает, когда выстреливает новичок. Он начинает считать себя гением, качество падает, и уже через год остаётся 20-30% читателей от стартового количества. А вот автор, который прирастает регулярно, через пару лет выходит в топ-продаж.
— То есть бывает такое, что издатели приходят на платформы и «забирают»‎ себе авторов?
— Это уже, наверное, правило. Авторы, которые вдруг начинают хорошо продаваться, зачастую получают одно-два предложения уже к завершению подписки. Если у них контент не 18+.
— Какую роль вы играете в этом процессе?
— Мы не являемся посредником между издателями и авторами. Мы платформа. Это как если на ютубе появляется хороший блогер и какой-то телевизионный канал хочет сделать с ним авторскую программу. Ютуб в этом случае не принимает участие в переговорах.
— Продвигаете ли вы популярных авторов?
— Litnet отличается от других самиздат-площадок очень большими пакетами рекламы, которую мы предлагаем авторам. Если вы начинаете продавать книгу, у вас прямо в ней есть кнопка «разместить рекламу»‎. Чем больше продаж, тем больше можно размещать. За время подписки автор может получить 8 тысяч переходов, мы активно раздаем клики. Более того, автор может анонсировать свои скидки в наших сообществах в соцсетях или перед подпиской получать промо для книжек. Новичкам мы иногда даже подсказываем, когда взять рекламу.

Мы стараемся не продвигать писателей по признаку популярности. Тут есть две неправильные вещи:
Одинаковые условия для авторов
Мы даем одинаковые условия всем приходящим авторам. Новичок знает, что он получит только 500 показов рекламы, потому что мало продал. И это должно работать для всех. Кого-то продвигать дополнительно — это неправильно, потому что другой автор почувствует себя обделенным.
Открытость платформы
Мы открытая платформа, где автор в любой момент может расторгнуть договор. Издатели вкладываются в рекламу, если у писателя подписан договор на три книги вперёд. Мы же будем продвигать бренд автора, делать с ним интервью, вебинары, а потом он решит, что уже известный, и уйдёт на другую платформу.
— Следите ли вы за грамотностью авторов на платформе?
— Нет. Это как на ютубе, когда блогеры шепелявят в роликах. Если их нельзя понять, смотреть это никто не будет.

Авторы, которые неплохо продаются, заказывают хорошие обложки, редактуру. Некоторые сначала пишут книгу, редактируют её, корректируют и потом выкладывают по частям, как будто она ещё в процессе. У нас есть подходящий функционал, можно хоть календарь выкладки поставить и работать над другим произведением.
— Есть ли на платформе модерация контента?
— У нас есть модерация книжек и перед публикацией, и в процессе. Удаляем инцест, насилие и так далее. Есть аудитория, которая регулярно помогает модераторам. Распространять педофилию мы не намерены. Но это не то чтобы глобальная проблема, да и читать такие книги не хотят. Если появляется подобный контент, модераторы иногда даже не успевают добраться до него — сразу приходят жалобы. Это вопрос не только законодательства России, но и ЕС, например.

При нарушении мы сразу прощаемся с автором, поэтому популярные писатели стараются не экспериментировать. А новичков быстро вычисляют модераторы и аудитория.
— Как вы зарабатываете? Правильно ли я понимаю, что у вас фиксированная комиссия?
— Есть вариативность в зависимости от эксклюзивности. В среднем мы берем 30% после НДС. Это очень многих напрягает, но, с другой стороны, мы берем НДС только с тех стран, где он есть. Если, например, покупатель из Германии, НДС платится, если из США, нет. Понятно, что большинство покупателей у нас из России.
— Какой у вас оборот? Какой объём продаж?
— В интервью по результатам 2016 года Олег Новиков, владелец группы «Эксмо-АСТ», сказал, что электронная книга жива, и привёл в пример новый роман Пелевина, который в первый день продаж купили в количестве 3 тысяч штук в электронной версии. С тех пор мы стали оглашать рекорды продаж в первые сутки на нашей платформе (по соглашению с авторами).

Последний рекорд, который мы огласили больше года назад, — более трёх тысяч проданных книг в первый день. Рекорд, который мы не разглашали по просьбе автора, был в сентябре 2018 года — около 4,7 тысяч за сутки. При этом, если я назову имя писателя, вы скорее всего скажете, что не знаете его. Разве что вы читаете Litnet.

Оборот по результатам прошлого года составил приблизительно 240 млн рублей, то есть порядка $3,5 млн. Было продано около 2,4 млн книг, как по подписке, так и завершенных. Средний чек составил примерно 100 рублей.
Litnet в цифрах

240 млн руб
Оборот в 2018 году
100 руб
Средний чек
4,7 тыс книг
Рекорд по продажам в первые сутки в сентябре 2018
$12 тыс
Вложено в Litnet на старте
— Вы уже прибыльны?
У нас нет прибыли, мы всё инвестируем в испанскую, английскую и украинскую версии. Мы всегда поддерживаем операционный ноль.
— Проект ведь развивался без внешнего финансирования. У нас был ангельский инвестор — мы привлекали деньги в тот момент, когда уже начали получать прибыль и решили вкладывать в рекламу. Наш финансовый директор сказал, что по нашему плану нам не нужны инвестиции и мы обойдёмся без кассового разрыва. Мы всё же решили искать $30 тысяч, но нашли $50 тысяч. Директор оказался прав, мы их не потратили. Только купили домен Litnet.com за пару тысяч долларов.

С тех пор мы не привлекали инвестиции. Мы размышляли над этим регулярно, когда готовились к запуску новых версий, встречались с фондами. В некоторых случаях доходило до подписания term sheet, подготовки, но в последний момент мы понимали, что нам это не надо. Может быть, когда будем развивать новые направления, вернёмся к этому вопросу.
— Сколько вы вложили в Litnet на старте?
— $12 тысяч, хотя выделили $15 тысяч. И свой труд — мы долго «впахивали» бесплатно. Даже когда мы привлекли инвестиции, зарабатывали меньше большинства сотрудников.

В какой-то момент наша работа начала приносить доходы, месячный burn rate уменьшался, стало проще. Из-за этого мы и потратили меньше, чем планировали.

Сейчас, чтобы запустить Litnet хотя бы в том виде, в котором он был изначально, с нашим опытом и знанием авторов… Не уверен, что хватило бы $500 тысяч. А если заниматься этим без знаний, я бы и $1 млн испугался вкладывать. Мы за свои деньги много ошибок наделали.
— Можете привести яркий пример такой ошибки?
— Был пример на самом старте. Мы готовились открывать подписки и приглашали авторов, которые публиковались в издательствах. Это была ошибка, потому что такой автор часто далек от интернет-маркетинга и своего продвижения и не работает с аудиторией близко. Многие с появлением бумажной книги сносили свои аккаунты, например, на Samlib, переставали там продвигаться, попадали в ловушку «я уже писатель»‎. Издательство брало у них одну-три книги, а потом по каким-то причинам тиражи падали.

Эти «бумажные»‎ авторы приходили, выкладывали книги, мы даже делали им промо. Но они не общались с аудиторией. А 5 тысяч покупателей их бумажной версии, возможно, даже не зарегистрированы на Litnet. Они не могли донести им месседж о появлении у нас их новой книги.
Поэтому мы достаточно быстро поняли, что это бессмысленное занятие — вести публикующихся авторов. Это все равно, как если бы ютуб и твич начинали с поиска профессиональных комментаторов футбольных матчей.
— Возвращаясь к цифрам — а какие у вас прогнозы на 2019?
— Очень сложно прогнозировать. Сейчас, например, мы больше всего усилий вкладываем в испанскую версию для роста продаж. Мы там чуть больше года, аудитория составляет порядка 23% от русской версии, где мы уже почти 4 года. Там намного ниже монетизация, но намного больше языковая версия и разнообразие испаноговорящих стран, а также интереснее конкуренты: Amazon, iBooks, Kobo, Wattpad. Самый большой конкурент в России — это «ЛитРес», но за рубежом о нём никто не знает. Даже на польском рынке, куда они сейчас выходят, пока пессимистично оценивают их перспективы.
— Получается, на российском рынке у вас основной конкурент — «ЛитРес»?
— Не совсем, мы с «ЛитРес» находимся в разных нишах. По крайне мере, находились до марта этого года.

Чуть больше года назад они начали активно развивать самиздат. «ЛитРес» запустил свой сервис черновиков — я это вижу как попытку переименовать нашу подписку.
Если вы посмотрите топы продаж самиздата, то зачастую это книжка, которая была на Litnet в подписке, а затем три месяца продавалась у нас эксклюзивно, потом шла в самиздат «ЛитРес» и ещё там становится бестселлером.
То есть для многих авторов «ЛитРес» — это возможность допродать то, что на Litnet недозаработал. Но далеко не для всех.

«ЛитРес» зашли на этот рынок, а мы, возможно, зайдем на рынок издательств. Если мы запустим своё бумажное издательство, начнём конкурировать ещё и там. Но, скорее всего, мы остановимся на трех-пяти книгах в месяц — для нас этого будет достаточно, по крайней мере в ближайший год. Бумажное издательство — это не наше целевое направление, скорее тестирование рынка, проверка бизнес-моделей. Доходности там особо, к сожалению, нет.

Есть самиздатовские платформы, которые сами пришли к подписке. Есть те, которые стартовали как наши клоны. Все они чувствуют себя более-менее нормально.
— Какой вообще объём рынка самиздата в России?
Этот рынок взорвался. Мы и модель подписки открыли его, и люди стали покупать больше готовых книжек авторов самиздата. Сюда пришла аудитория активно платящих и читающих.
— В 2015 году издатели оценивали рынок в 10 млн рублей. Туда входила и печать по требованию, и издание книг на собственном сайте, и небольшие платформы, продающие книги самиздат-авторов. Вообще издатели очень плохо знают самиздат и только сейчас обратили внимание на размеры рынка. На сегодняшний день я оцениваю его где-то в 350 млн рублей, наша доля, думаю, около 60-65%.

Самиздат читают те, кто читает много. К 20 годам вы, например, перечитали всю классику фантастики. Вы хотите найти новое, читаете 8-10 книжек в месяц. Российские издатели не удовлетворят ваш интерес, так как они банально не издают 10 боевых фэнтези ежемесячно. Вы готовы перелопатить 100 опусов инди-писателей, чтобы находить в месяц 10 стоящих, возможно, неотредактированных книг на тему, которая вам интересна. И вы даже готовы за это платить.

Мы зашли на рынок и создали его. Он растёт. «ЛитРес» ещё больше расширит общую аудиторию самиздата, поэтому мы, как ни странно, желаем их черновикам успеха.

Более того, я ожидаю, что при нынешних тиражах бумажных книг очень многие авторы, издающиеся на «бумаге», будут приходить на самиздат-платформы. Те, у кого есть интернет-аудитория, начнут напрямую выходить к читателям.
— Получается, что публикация на платформах выгоднее для автора, чем в издательствах? Можете привести пример в цифрах?
1
Средний автор
Давайте говорить об авторе-середняке‎. Это автор, который в подписке продал порядка 700 книжек и за год продаст ещё около 1200-1500 экземпляров завершенной книги. То есть его годовой тираж составит порядка 2 тысяч экземпляров. Это будет средняя продажа на нашей платформе, таких писателей много. У нас почти 600 коммерческих авторов на платформе.

Если автор скромный и продает книгу, например, до 100 рублей, то на руки получает порядка 50-60 рублей. С 2 тысяч он заработает около 100 тысяч рублей.

Если этот автор попадает в издательство, то его, скорее всего, опубликуют тиражом в 3 тысячи экземпляров. С книги он получит от 15 до 30 рублей, причём без аванса. В итоге выйдет 90 тысяч рублей.
2
Топовый автор
Если это топовый писатель, который, например, входит в 100 популярных авторов Litnet, то книгу, которую возьмёт издатель, он скорее всего продаст у нас тиражом 4-5 тысяч за год. Цена на неё будет около 100-140 рублей, гонорар 70-100 рублей соответственно

В бумажном издательстве цифры по тиражу будут похожие — 3-4 тысячи. С книги он всё так же получит 30 рублей.
При этом издательство не продаёт книгу ежемесячно, допечатывая по 50-100 экземпляров, поэтому автор может в лучшем случае ожидать выплат за уже готовый тираж.

В электронных книгах не так: вы можете продавать их на второй и третий год, при этом если выходит продолжение, растёт спрос на первую часть. У вас есть книга в подписке (а это большой тираж за месяц), есть недавно законченная книга, где ещё есть реклама и хорошие продажи, есть прошлогодняя книга, которая продаётся уже в небольших количествах. Суммарно топовый автор может продать 6-7 тысяч экземпляров в месяц, а это, при гонораре за книгу в 70 рублей, больше 400 тысяч рублей. При этом автор сам делает весь цикл, ему не нужно бегать к издательству.
Мы дали писателям доход. У нас сотни авторов, которые получают больше 40 тысяч рублей в месяц, а это средняя зарплата по России. Причём это не москвичи и питерцы, это области, маленькие города и сёла. Авторы иногда пишут, что уже уволились, но ещё полгода живут на наши гонорары. Такая социальная миссия поддерживает, становится понятно, зачем мы это делаем.
Вряд ли 600 наших коммерческих авторов будут читать через 100 лет, максимум двух-трех. Но так всегда бывает, это обычный развлекательный контент. Из тех, кто писал в начале XX века в Британии, мы теперь знаем очень немногих авторов, а ведь этим занимались сотни.
— Технический вопрос. В отзывах часто пишут, что на платформе регулярно встречаются баги. Как вы с этим работаете?
У нас даже есть запрет: если автор публикуется на платформе, которая хамит, грубит, ведет себя как «гопник»‎, мы с ним не сотрудничаем.
— У нас еще и не такие отзывы бывают. Один из наших клонов даже начал постить карикатуры на Litnet в своей официальной группе. Бывает, конкуренты регистрируют «фейковых» пользователей, задача которых — написать два-три хороших отзыва и одновременно предложить одному-двум авторам перейти на другую платформу. Мы вычисляем их по IP.

Раз в несколько месяцев, когда мы видим, что растёт нагрузка, переходим на большие серверы. Плюс у нас есть приложение, которое только кажется простым. Мы должны постоянно синхронизировать книжки для того, чтобы вы могли читать в офлайне — и это не только тексты, но и комментарии. А мобильных телефонов очень много, это сложно реализовать.

Приложению чуть больше года, мы сделали его мультиязычным, оно работает на разных платформах. Мы собираемся выпустить отдельное приложение для русской версии, чтобы повысить её стабильность — ведь она самая большая. Мы, скорее всего, назовём его «Лит-Эрой»‎. Уже тестируем.

Самое интересно, что технические проблемы в испанской и английской версиях намного проще воспринимаются юзерами. Там вообще меньше критики в комментариях. Когда кто-то пишет в блог, люди либо молчат, если не согласны, либо поддерживают. Блоги русского сегмента агрессивнее с точки зрения отношения читателя к автору. Испанская аудитория более доброжелательна. Украинская версия тоже позитивнее, но она маленькая. Наверное, это ещё от размера зависит. Когда у вас 5 тысяч юзеров, аудитория добрее, чем когда у вас 300 тысяч.
— У вас приложение только для Android?
— Да. Если вы воспользуетесь iOS-приложением Amazon, то обнаружите, что это просто библиотека книг. Всё из-за политики iOS: за приложение со встроенными покупками они либо просят 30%, либо банят. А если они будут забирать 30%, что нам платить авторам?

Было время, когда «ЛитРес» поднимал стоимость книжек в iOS-приложении больше чем на 40%, их за это очень критиковали. Плюс автор же видит, сколько стоит книга, у него появляются вопросы — почему цена выше, а он получает как раньше?

Мы делали библиотеку в iOS, она нас не совсем удовлетворила по разным причинам. Сейчас мы её переделываем.
— Расскажите, какие у вас планы на развитие?
— Мы думаем, что русскую версию будем развивать не так, как все остальные. Уровень развития украинской, английской, испанской версий примерно одинаковый. А русская давно перешла в серьезные продажи, она влияет на рынок, у нее другие возможности.

Поэтому русская версия будет идти отдельно, со своей командой. Там есть издательское направление, конкуренция с «ЛитРесом» уже на его территории, сотрудничество с другими площадками.

Бумажное издательство для нас интересно в перспективе 2-3 лет. Мы платформа, узнающая о новичке, который коммерчески успешен, раньше, чем кто-либо. У нас есть та статистика, которой нет ни у одного бумажного и электронного издателя. А с ней на руках издательство можно построить совсем по-другому.
Те же черновики для бумажных издателей — они смогут продавать подписку ещё до выхода книги на бумаге. Такого в мире пока нет. Представьте, например, если Джорджа Мартина начнут публиковать за два месяца до того, как он появится в книжных. Понимаете, сколько людей купит? А когда выйдет бумажная книга, а завершение подписки будет через три недели, все побегут покупать её, чтобы тоже быть в тренде. Мы поменяли рынок самиздата и можем поменять формат издательства.
Есть интерес медиахолдингов, потому что у нас всё-таки основная аудитория — женщины 25-40 лет, а это аудитория женских журналов, форумов, товаров. На сайте длительность визита — около 25-26 минут, количество визитов — 2,5 в день. Есть те, кто сидят 1-1,5 часа и читают книгу, они воспринимают рекламу. Плюс у нас срок жизни читателя, который платит, больше 2 лет. Мы еще не нашли точку, когда он уходит. Он может пропасть на полгода, потом соскучиться и вернуться за новым контентом. Ежедневная аудитория в Android-приложении у нас порядка 75 тысяч пользователей. Более того, они могут проводить в нём больше времени, чем геймеры — в компьютерных играх. Поэтому Litnet вызывает интерес не только у книжной индустрии.

Так что планы достаточно большие. Всё зависит где-то от персонала, где-то от аудитории, где-то от конкурентов. Куда этот проект будет развиваться, нам самим интересно. Скорее всего, это будет медиахолдинг с разными частями работы, а русское направление останется отдельно.
Аудитория Litnet в цифрах

300 тыс пользователей
Ежедневная аудитория
Из них 20-25% мужчин
2,5 визитов в день
Количество визитов на пользователя на сайте
Длительность визита 25-26 минут

Более 2 лет

Срок жизни читателя
75 тыс пользователей
В Android-приложении
— С платформой разобрались. Ещё хотела немного поговорить про тренды. Какие жанры наиболее популярны на Litnet?
— На разных этапах развития Litnet были популярны разные жанры, даже субжанры и тематики. На старте большая часть контента относилась к LitRPG. Это такой субжанр киберпанка, единственный в российской литературе, который при переводе на английский язык успешно продается за рубежом. Авторы, которые переводят LitRPG, могут продаваться лучше, чем Лукьяненко на Amazon.

В 2015-2016 годах были очень популярны фэнтези-академии — вампиров, ведьм, демонов, чего угодно. Их активно читала женская аудитория. Женщины читают больше, чем мужчины, так что этот сегмент увеличивался. Начинали развиваться разные субжанры женской литературы. Тогда еще был тренд «50 оттенков серого», появился спрос на эротику. Это привело еще к большему потоку женщин.

Мужчин у нас сейчас порядка 20-25% от всей аудитории. На старте было около 65%. Правда, тогда речь шла об общем числе юзеров в 10 тысяч в день, а сейчас общая аудитория портала — около 300 тысяч пользователей в день. Из них мужчин около 60 тысяч. Цифра немаленькая, но все равно их меньше, поэтому когда заходишь на Litnet, есть ощущение, что у нас много женской литературы. Кому-то это кажется проблемой, кому-то нет. На самом деле наша задача как у фейсбука — создать инфопузыри. Чтобы если вы читаете, условно, боевую фантастику, вам не рекомендовалась «Невеста дракона»‎, «Любовница вампира»‎ и так далее.
Популярность определяется некими трендами. В прошлом году появился тренд на драконов благодаря Джорджу Мартину. Тренд последних нескольких месяцев — это, например, беременность и все, что с ней связано. В мужской литературе год назад стал набирать популярность не LitRPG, а субжанр RealRPG. Это когда вы живёте в реальном мире, но в него проникает ощущение компьютерной игры. Вы видите статистику персонажей.

Я все жду, когда в мужскую литературу вернутся так называемые попаданцы, которые были популярны 7-8 лет назад. Это герои нашего времени, которые попадают либо в фэнтези-мир, либо в прошлое, либо в параллельное пространство. Сейчас LitRPG съел эту аудиторию. Но попаданцы очень популярны у женщин.
Мне кажется, это психологические тренды общества. Раньше мужчины не верили в свои силы и мечтали попасть куда-то, где они сильны и умны. А сейчас пришло время, когда в окружающей действительности разочаровались женщины.
Они хотят попасть в другой мир и стать принцессами.
— Жанры как-то отличаются по странам?
Испаноязычная версия
Испанская версия очень заточена на измены, 18+ и прочее. Вероятно, католическое сообщество не позволяет это делать в жизни, поэтому люди читают истории. Там также много нуар-детективов, но они не востребованы в интернете.
Украинская версия
В украинском сегменте очень популярны триллеры, мистика. Если любовные истории, то, как правило, более романтичные, контента 18+ пишется мало. Зато можно встретить истории про живущего за углом вурдалака…
Англоязычная версия
Английская версия очень маленькая, она стартовала в ноябре, поэтому говорить о трендах рано. Но там любовь с миллионером — это вообще не интересно. У них всё начинается с миллиардера, миллионер — это так…
Это тренды именно самиздата. Когда мы открываем, например, Amazon Kindle с контентом от издателей, видим, что там всё немного по-другому.

В самиздате мы несколько раз пытались сделать упор на детективы, но это не работает. Детективы в интернете не пишут. У меня объяснение простое — это очень сложный жанр, как исторический роман. И если находится автор, способный писать детективы интересно, он сразу становится бестселлером у издателя. Аудитория у детективов есть, а вот людей, которые пишут хорошо, единицы. Маринину и Акунина знают все, а вот современных фантастов — не настолько.
— Какие сейчас тренды на рынке самиздата?
Главный тренд российского рынка — не литературный, а экономический.
— Авторы самиздата, особенно новички, расценивают гонорар с книги в интернете в 50-100 тысяч рублей как нормальный и естественный. Когда мы заходили на рынок, в популярном магазине, который публиковал самиздатовских авторов, хорошим считался гонорар до 15 тысяч рублей в месяц.

Многие «бумажные»‎ авторы до сих пор не верят, что зарабатывать с книги 300 тысяч рублей возможно. Действительно большие гонорары — это когда автор за год получает больше 70 тысяч долларов. Таких писателей мало, но они у нас есть. Так что рынок самиздата поменялся, и приятно быть причиной этого.

С другой стороны, требования авторов к площадкам растут. «"ЛитРес" платит маленькие роялти, они должны платить больше»‎; «Litnet снимает НДС, а вот маленькие платформы не снимают»‎, «платформы поменьше живут на нескольких топовых авторах, почему они не двигают новичков?»‎ Очень много запросов.

У многих новичков больше требований, чем у авторов, которые пишут 5-6 лет. Эти авторы помнят время, когда единственным доходом были 30 тысяч рублей от издателя. Поэтому они больше дорожат «ЛитРесом», Litnet, «Призрачными мирами»‎ и так далее. Они понимают, что инфраструктура выращивает и даёт возможность зарабатывать. Новички-писатели, как правило, считают, что инфраструктура им должна. Это тренд.
Тренд западного рынка — большое засилие Amazon. Это напрягает издателей, некоторых авторов. Всегда страшно зависеть от кого-то одного.
Если завтра Amazon поменяет алгоритм и правила выдачи, это может обвалить чей-то бизнес. Поэтому, хотя у нас маленькая английская версия, готовность издателей продавать в ней книги намного выше. Они понимают: даже если мы будем приносить 0,5% продаж, а когда-нибудь и все 5%, то они на 5% меньше будут зависеть от Amazon. Они более скептичны в целом, не любят литературные конкурсы, совместные промоакции, но готовы продавать книги, предоставлять контент.
— А как дела на украинском рынке?
— У нас совсем недавно запустились продажи украинской версии, и этот рынок начал появляться. Он очень маленький с точки зрения количества контента, поскольку многие авторы 30-40 лет, которые начинали писать в 20, быстро переключались на русский язык, чтобы публиковаться в крупных российских издательствах. Но читатели здесь есть. У нас достаточно большие доходы из Украины. Мы там продаём, наверное, больше всех издателей, но в русской версии. Украина — это до 15% продаж. Много продается в Германии, в Казахстане, странах Балтии, которые были в СССР. А коммерческие писатели у нас из Испании, Китая, Франции, Германии. Есть авторы, которые за время работы на Litnet мигрировали в Канаду, Америку.
— А сколько сейчас занимает российский рынок в продажах?
— В продажах практически всё, основные доходы идут от русскоязычной версии. Продажи в испаноязычной версии мы начали в августе, и первые 4 месяца динамика этого рынка повторяла российскую. Потом эта версия стала отставать по темпам роста. Сейчас этот рынок меньше российского раз в 70.

Российская версия в первые полгода росла на 30-35% в месяц, потом вышла на показатель в 15%. Однако даже через год после её старта (в 2016 году) бывали всплески — она могла подрасти на 70% за месяц. А в 2019 году из шести месяцев три показали двузначные числа роста (10-11%). Испанская версия растёт более равномерно, примерно на 15%, и не выходит за пределы 30% в удачные месяцы.
— Видите ли вы потолок у рынка самиздата?
Мы каждый раз этот потолок видели и каждый раз его пробивали.
— Когда мы стартовали, думали, что если Litnet будет через 1,5-3 года иметь месячный оборот в $50 тысяч, это будет фантастика. А у нас уже $450 тысяч в месяц. И есть куда расти.

Это вопрос привычки. Сможет ли YouTube заменить телевидение, сможет ли Дудь заменить шоу Познера? Те, кто проводят много времени в интернете, первыми сидели в ютубе. Сейчас его смотрят чуть ли не пенсионеры.

То же самое с литературным самиздатом. Это может просто трансформироваться из чтения уже завершенной книги в фолловинг книг, которые находятся «в процессе создания». В эпоху, когда у вас есть фейсбук, поездка в метро, маршрутке, автобусе, самолете и нет времени даже посмотреть полнометражный фильм, вы переключаетесь на сериальные серии по 30 минут. Когда у вас появляется возможность читать книги по 15 минут в день и не отставать от толпы, чтение становится развлечением.

Если в обеденный перерыв вы сможете почитать книгу в мобильном телефоне или на экране компьютера, а не крутить видео в ютубе (на работе всё же неудобно), то будет формироваться другая привычка чтения. У меня ощущение, что мы движемся к этой привычке. Кто мог 10 лет назад предположить, что президент США будет общаться с избирателями через твиттер? Так же и с книжками. Но если люди начнут больше читать книг, чем твитов, возможно, это будет полезно.
— А что происходит сейчас с бумажным рынком?
— Многие знают, что электронная литература занимает 20% крупнейшего английского рынка и на этом всё остановилось — ее доля не растет. Но никто не обращает внимания, что в художественной литературе «электронка»‎ там дошла до 51%.

Тренды бумажного издательства во многом зависят от жанра литературы.
Детская литература
Я почти уверен, что детская литература останется бумажной, особенно для самых маленьких. Ребёнок потрогает книгу, посмотрит картинки. Да, сейчас все они сидят в телефонах, но поскольку это вредно, родители маленьких детей стараются возвращать их в реальный мир. Плюс бумажные книги пока значительно удобнее. Поэтому с каждым годом стенды детских издательств на выставках все более обширны, этот рынок всё «толще»‎.
Нон-фикшн
То же касается нон-фикшн. Пока нет удобного электронного формата, чтобы можно было рассматривать формулы и графики. Но продвижение электронных учебников будет продолжаться, у них свои преимущества — можно, например, проверять освоение материала. В Европе много подобных проектов. Придёт к тому, что через 15 лет вырастет поколение, которое будет воспринимать электронную книжку как «правильную».

Уходят словари, путеводители, картография. Зачем бумажная карта, если есть Google Maps?
Художественная литература
Художественная литература будет постепенно меняться. Я думаю, что рынок электронных книг затормозил, потому что люди перестали читать на ридерах и переключились на телефоны и компьютеры. Покупать отдельный девайс стало неудобно. А читать с экрана всё-таки тяжелее, плюс смартфон отвлекает и ты не до конца погружаешься в книгу. Посмотрим, как будет дальше.

Но «электронка»‎ в художественной литературе доберётся как минимум до половины рынка. Тем более, Россия — большая по территории страна, значит, заказ бумажных книг через Amazon или «Лабиринт»‎ — это дорого. А в местном книжном выбор часто очень маленький. Поэтому люди идут в электронный магазин и читают там.
— Вы можете привести пример авторов, которых уже забрали у вас издатели?
— В LitRPG, например, Михаил Атаманов. Это один из первых авторов, который появился у нас на платформе. Он успешно переводится на английский, продаётся на Amazon.

Есть Данияр Сугралинов, он уже перебрался в Америку. Антон Емельянов, который пишет фантастику.

В женской аудитории самый хороший пример — это Виктория Свободина. Она отлично продается на всех платформах. В бумаге она единственная, кто имел тираж 32 тысячи — её публиковало издательство «КСД»‎ и дистрибутировало по модели каталогов.
Если я сейчас начну перечислять авторов-женщин… Знаете, когда-то во время интервью один из журналистов-актёров в радиоэфире сказал: «Сегодня у нас самая красивая женщина театра X»‎. А позвонивший в эфир слушатель спросил его:
«Вы же тоже периодически играете в этом театре, вам не страшно будет туда зайти?»‎.
©Rusbase, 2019
Автор: Татьяна Петрущенкова
Фото в материале предоставлены Litnet



Татьяна Петрущенкова
«Мы дали авторам доход». Как бизнес-модель Litnet изменила рынок самиздата