Rusbase
Мультяшный бизнес:
анимация на экспорт и для своих

Кто, как и для кого делает мультфильмы в России?

7 мая 2019



Мультфильмы в России смотрят все: и дети, и взрослые. По данным ВЦИОМ, 40% россиян в возрасте 25-34 лет не прочь посмотреть мультики. Более того, они столь же популярны (26% россиян) у зрителей, как военные фильмы — фавориты просмотров 2018 года (27%) — и комедии (25%).

Согласно данным аналитического отчета Ассоциации анимационного кино России, в год у нас в стране производят около 5500 минут анимации. Но анимационный бизнес — это не только зрители и мультипликаторы, это продюсеры, рекламщики, программисты, производители тематического мерчендайза…

Rusbase разобрался в особенностях российского рынка мультипликации.
Российские мультфильмы
составляют 1% мирового рынка
Объём мирового рынка анимационной продукции превышает 250 миллиардов долларов в год, из которых около 2,5 миллиардов приходится на долю России. При этом у российских аниматоров есть намерение увеличить объем производства мультфильмов в три раза до 2022 года.

За последние 8-10 лет российская анимация буквально возродилась: в 2011 году было менее 30 студий, в 2019 году — уже 50, к 2022 году, как ожидается, будет более 70. В 2009 году в год производили 2596 минут анимации, в 2019 должно быть уже 5500. Немаловажным фактором, способствующим повышению и спроса, и предложения мультфильмов, стал бэби-бум 2010-х гг. Родители малышей уже привыкли регулярно ходить в кино и следить за новинками, а теперь они делают это с детьми, то есть смотрят соответствующий контент. Российские мультфильмы в кинопрокате стали собирать рекордные суммы, а их количество увеличилось.
Популярность российских мультфильмов оценил в 2016 году Яндекс. По количеству поисковых запросов о мультфильмах лидируют США (45,5%) и Япония (20,5%), советские и российские мультфильмы занимают 3-е и 4-е места — 10,7% и 10,1% соответственно.
По данным Яндекса, больше всего в России смотрят американских (38,7%) и российских (26,6%) мультфильмов, прежде всего благодаря популярности сериала «Маша и Медведь». Значительно менее популярна анимация производства Японии (8,9%), СССР (5,9%), Канады (5,3%) и Великобритании (4,8%). Последние две страны производят сериалы «Щенячий патруль» и «Свинка Пеппа» соответственно.
«Доля отечественной мультипликации в последние годы стремительно растет. И, как участник рынка, могу заверить, что у нашего зрителя сейчас есть выраженный запрос именно на российский продукт. Современные родители, оставляя детей у экранов, желают не просто развлечь ребенка или выкроить себе несколько свободных минут, они хотят, чтобы потребляемый контент был, во-первых, безопасным, а во-вторых — образовательным. И я говорю не о каких-то мультфильмах-учебных пособиях, а о продукте, сделанном в духе советской анимации, важным свойством которой было умение научить без назидания.

По данным за 2018 год наша индустрия сейчас производит около 4,5 тысяч минут (75 часов) анимации. Мы на "Союзмультфильме" поставили себе на 2019 год цель — 500 минут. По сравнению с 90-ми годами и началом 2000-х, когда на наш рынок хлынуло огромное количество разного рода и качества анимации из-за рубежа, ситуация с российской индустрией кардинально изменилась. Сейчас уже герои российских мультфильмов покоряют мир».

Юлианна Слащева
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», Председатель правления Ассоциации анимационного кино.
С точки зрения продукта в мультиндустрии последних двух-трех лет наблюдается несколько трендов, озвученных экспертами:
Популярность супергероев
Так же, как и в художественном кино
Тяготение производителей к сиквелам успешных проектов
Например, «Снежная королева» от Wizart, богатыри от «Мельницы»;
Диверсификация рисков
За счет выпуска на студии одного долгосрочного сериала и сохранения выпуска полнометражных мультфильмов и краткосрочных проектов
Создание вселенных
Комплексов продуктов, объединенных общими героями, сюжетами, например, «Смешарики», «Маша и Медведь», «Бэтмен», «Шрэк»
«Что касается отечественной анимации, то как таковой "моды" у нас нет. Просто в силу того, что нет столько студий, которые бы задавали тренды и формировали какие-то стойкие тенденции… Анимационное производство очень дорогое, и сроки окупаемости проектов здесь — от трёх-пяти лет. Есть сверхприбыльные проекты — это, конечно, "Маша и Медведь".

Когда запускается сериал, на него закладывается очень ограниченный бюджет на очень долгое время. Потому что сериал "стреляет" не быстро. Минимум 30-50 серий должны выйти для того, чтобы зрители начали на него "подсаживаться" и дети — влюбляться в персонажей. Только когда этот маховик запущен, студия начинает зарабатывать на просмотрах и мерчендайзинге».

Иван Павлов
Аниматор студии Axis animation,
основатель школы анимации и 3D-графики — студии О.С.А.
Кадр из фильма «Маша и Медведь» студии «Анимаккорд». Фото: «Анимаккорд»
Кто, как и для кого делает мультфильмы в России
Кто делает мультфильмы: модели производства
Производителей анимации в России немало: около 50 крупнейших студий, продукты которых получают прокатные удостоверения, участвуют в фестивалях анимации (прежде всего в Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале, который проводится в России с 1996 года), показываются на федеральных каналах и в интернете.

Количество производителей нельзя посчитать полностью, поскольку есть авторское кино и временные объединения. Более того, в России нет обязательной регистрации анимационных студий.

— Так, в 2019 году 47 студий (20 компаний полного цикла, 16 студий-производителей, 6 производителей-дистрибьюторов, которые в том числе локализуют и распространяют зарубежные мультфильмы, 5 авторских студий) являются членами Ассоциации анимационного кино (ААК) — крупнейшего профессионального объединения мультипликаторов.
— 31 производитель зарегистрирован в официальном Реестре анимационных организаций Министерства культуры РФ (что необходимо для получения налоговых льгот, о которых речь пойдёт далее).
Крупнейшие производители анимационного контента
по количеству минут*:
1
«РИКИ»
—3396 минут
(включает «скА» Петербург, «студию компьютерной анимации «Петербург» и студию «Смешарики»)
2
«Мельница»
— 3168 минут
3
«2х2»
— 1765 минут
4
«Киноатис»
— 1737 минут
(включает «ЦНФ-Анима»)
5
«ПАРОВОЗ»
— 1693 минуты
6
«Мастер-фильм»
— 1308 минут
(включает фонд социально-культурных программ «Губерния»)
*Данные представлены за 2008-2016 гг. (суммарное количество минут), источникотчёт ААК «Анимационное кино в России: воспроизводство и продвижение традиционных духовных ценностей», выполненный на средства президентского гранта. С 2016 года подобных масштабных исследований в России не проводилось.

На шестерых лидеров списка анимационных студий приходится более трети всего контента. Среди других мультипликаторов много известных студий: «Аэроплан», ВГИК, «Анимос», «Анимаккорд», «Таббак», «Пилот», Студия М.И.Р., «Союзмультфильм» и другие.

В российской анимации существуют разные модели производства:
Авторская мультипликация
Так же, как и в художественном кино
Студийная модель
Постоянный штат людей создает контент
Продюсерская модель
Некий фриланс сотрудников для временного проекта
«Есть две основные модели: студийная и продюсерская. Студийная — это когда создается своя студия, с постоянными сотрудниками и постоянно используемым оборудованием. Она дает стабильный качественный результат, но у владельцев студии есть необходимость постоянно загружать её работой.

У продюсерской модели, которую мы развиваем, другая концепция: у нас есть партнеры, где мы размещаем свое производство, но при этом мы стараемся не зависеть от необходимости загружать их постоянно».

Артём Васильев
Основатель и генеральный продюсер компании Metrafilms
Представители индустрии, аниматоры заключают, что хотя в России рынок анимации достаточно скромный по объемам по сравнению с западным, производителей немало. Крупными становятся, например, студии «при каналах» СТС, ВГТРК и других. Основатель школы анимации и 3D-графики — студии О.С.А. Иван Павлов говорит, что вполне допускает, что доступ на рынок открыт: маленькие студии и проекты имеют все шансы запуститься и работать.
«В России нет каких-то студий-гигантов, которые существуют десятилетиями. В нашем случае это больше про тех, у кого есть доступ на рынок сбыта. Есть студии, которые довольно крепко закрепились в индустрии, выпустили несколько полных метров, им доверяют инвесторы и зрители. Но говорить о том, что рынок железобетонно поделен, пожалуй, не стоит.

Верите в свой проект, свою идею, умеете делать хорошую анимацию? Дерзайте. Именно так мы запустили проект "Моя бабушка курит трубку". Да, некоторая монополия в России присутствует, стартапам и молодым студиям труднее получить поддержку. Но не невозможно».
Иван Павлов
Аниматор студии Axis animation,
основатель школы анимации и 3D-графики — студии О.С.А.
«Я бы не сказала, что сейчас есть какие-то жесткие барьеры. Напротив, существующая система господдержки Минкульта ориентирована в том числе на малые проекты. Это стратегическая задача, которую реализует также технопарк "Союзмультфильма", где малые студии, пройдя конкурс, могут на льготных условиях пользоваться помещениями, оборудованием, прочими льготами.

Очевидных препятствий для роста нет, и яркий тому пример — студия "Паровоз", которая всего лишь за четыре года с момента создания сумела зарекомендовать себя и догнать крупные анимационные компании. Тем более, что помимо финансовой поддержки в слагаемых успеха должны быть креативная составляющая, укомплектованный кадровый состав, эффективная организационная схема».

Юлианна Слащева
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», Председатель правления Ассоциации анимационного кино.
При этом всем аниматорам совершенно очевидно, что, например, на единственном федеральном канале «Карусель» обязательно должен быть их проект. По утверждению Артёма Васильева, основателя Metrafilms («Три кота»), лицензии значительно охотнее покупаются, если на этом канале они присутствуют.
Кадр из мультфильма «Три кота» студии Metrafilms. Фото: Культура.рф
Качественных кадров мало: профессионалов «хантят»
Не секрет, что анимация сегодня во многом компьютерная. Создаётся она с помощью специфических программ, требующих настройки «под себя». Софт в основном иностранного производства, но его всегда дописывают для себя штатные программисты. И это многие часы работы.

Разрабатывается и отечественный софт для анимации, например, программа Autodesk Maya. Для обмена опытом с иностранными коллегами и стимула развития собственных программ в России проводятся мероприятия, включающие секции по анимации, например, Licensing Summit, Licensing World Russia, Форум «Россия — страна возможностей», Московский международный салон образования, World Content Market, «Мультимир», Санкт-Петербургский международный экономический форум.
Но и значительное распространение компьютерных технологий в сфере анимации не исключает дефицита кадров. Не хватает продюсеров, режиссеров. Их перекупают, буквально «разрывают» на части.
«Очень многие люди, известные в своей профессии, совмещают разные проекты, если посмотреть титры. Успешные, профессиональные люди очень востребованы. Если возникает такая проблема [дефицита кадров. — Прим.], то возможное решение — это перекупать, во-первых. Во-вторых, постоянно искать молодые таланты. В Metrafilms в этом помогают другие направления бизнеса.

Например, когда мы работали над созданием документального анимационного сериала "Доверие" для страховой компании "Согласие", над производством каждой серии трудилась отдельная команда аниматоров; в разных эпизодах использовались разные анимационные техники и приёмы. Тогда мы искали людей по всей России и поняли, что у нас есть огромное количество первоклассных анимационных специалистов, которые делают потрясающие вещи. Есть только одна проблема: нет спроса на такой формат и соответствующих бюджетов.

Третий вариант решения кадрового вопроса — отсутствие географических границ, удаленная работа».

Артём Васильев
Основатель и генеральный продюсер компании Metrafilms
«Насколько я могу судить, в индустрии сейчас большая нехватка профессионалов вообще. Это касается и продюсеров. Очень часто слышу от коллег, что хороших, грамотных продюсеров в России днём с огнём не сыщешь. Но ведь продюсерами не рождаются, а становятся люди из смежных профессий. Часто по необходимости.

Полно случаев, когда сценаристами, режиссёрами и продюсерами работают люди, вообще никак с этим ремеслом изначально не связанные. Они не были выбраны кем-то, просто место было вакантно и нужно было делать проект — и люди брали на себя эту роль. Студии закрывают потребность разными способами, и профи появляются в том числе так».
Иван Павлов
Аниматор студии Axis animation,
основатель школы анимации и 3D-графики — студии О.С.А.
Проекты ААК по профориентации детей и подростков в сторону анимационных профессий:

  • Образовательный проект «Анимация и Я»
  • Ежегодная анимационная смена в молодежном лагере Таврида
  • Анимационный фестиваль «Аниматика» в МДЦ Артек
  • Всероссийская детская анимационная лаборатория (80 регионов, в течение года)
Получение специального образования в сфере анимации в России возможно в специализированных вузах, колледжах, на курсах повышения квалификации. Однако единого реестра таких учебных заведений до 2019 года не существовало. Попытку создать его предприняли организаторы Фестиваля анимационного кино в Суздале.
«В России много анимационных школ, и все они хорошего уровня. Есть и среднее профессиональное образование, и высшее, и различные курсы. Сама преподаю в одном из институтов [ГИТР - прим. ред.]. В 2019 году на Суздальфесте презентовали сборник анимационных школ России, там собраны практически все известные учебные заведения, где можно обучиться анимации. Всего их около 40. Самые признанные вузы — это, конечно, ВГИК (сейчас есть несколько филиалов в разных городах), СПбГИКиТ, ГИТР, Школа-студия Шар».
Наталья Томилова, художник-мультипликатор ТК «Карусель», студии «Союзмультфильм», преподаватель Института Кино и Телевидения (ГИТР)
Трудозатраты, стоимость мульфильмов и временные рамки
Контент производят студии анимации. В команде одного эпизода сериала обычно 20-40 человек, полный метр готовят 100-200 человек. Одну 5-7-минутную серию для сериала — от месяца до пяти. К примеру, одну серию мультсериала «Три кота» (Metrafilms), по информации основателя компании Артёма Васильева, создают в среднем 5 месяцев.
«На полный метр в России уходит от двух до трех лет. То, что делается за два года, это полный трэш. За рубежом от написания сценария до запуска проходит примерно 4 года. Помните диснеевскую "Белоснежку"? Вот её сделали за 4 года, потом этот пайплайн (производственную цепочку) взяли за основу, и с тех пор все фильмы "Диснея" ориентируются на те же сроки».
Иван Павлов
Аниматор студии Axis animation,
основатель школы анимации и 3D-графики — студии О.С.А.
«В общей сложности над созданием серии [сериала "Три кота". — Прим.] работает 70 человек. Но нужно понимать, что у нашего производства конвейер, то есть эти люди заняты не только в конкретной серии, но и работают над другими проектами. Одному человеку одну серию можно делать и год, такие варианты тоже есть. И, конечно, эта цифра изменилась за последние 10 лет: производство стало быстрее, людей на проекте меньше. На сколько точно — сказать сложно. Причины — развитие технологий».

Артём Васильев
Основатель и генеральный продюсер компании Metrafilms
Стоимость контента весьма велика. По словам Юрия Москвина, генерального продюсера анимационной студии Wizart, одна серия полнометражного мультфильма «Снежная королева» в производстве — это $5-6 млн. За рубежом это около $20 млн. Бюджет успешной голливудской анимации — от $80 млн и выше.
«Зарубежные анимационные кинорелизы получают омниканальную поддержку: в ко-продакшне участвуют влиятельные корпорации и институции, владеющие ТВ-частотами, аудиторными сетями в интернете и соцмедиа. Например, «Астерикс» продвигается Canal+ и Centre National de la Cinematographie. A Mirai в Японии — группой компаний Dentsu и Nippon Television Network. В России анимация собственного производства не получает подобную поддержку от медиа-групп».
Юрий Москвин
Генеральный продюсер анимационной студии Wizart
Кадр из мультфильма «Снежная королева» студии Wizart, фото: ivi.
В связи с тем, что такой активной поддержки, как за рубежом, отечественные мультфильмы не получают, производители пользуются всеми возможностями получать финансирование, например, краудфандингом. Интересно, что анимацию для взрослых через краудфандинг порой профинансировать легче, чем для детей. Потому что результат нагляден, ответственность не отсрочена.
«Новый проект Гарри Бардина "Песочница" стоил в производстве 6 млн рублей, на краудфандинге он собирал 3,5 миллиона. Ранее он же собрал на Planeta.ru 2,2 млн рублей на доснятие одной из трёх серий "Три мелодии", 5,4 миллиона — на "Болеро 2017".

Весьма популярная у взрослого зрителя "Масяня" тоже снималась за счёт краудфандинга. На производство 4 новых серий Масяни на Planeta.ru в ходе трёх проектов было привлечено почти 700 тысяч рублей. После этого сборы на съёмки велись уже на зарубежных крауд-платформах, например, Indiegogo».

Наталья Игнатенко
PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru.
Зарабатывают студии не только на показах в кино. Источники их прибыли:
1
Кинопрокат
2
Вторичные платформы показа
(телевидение, цифровые носители, YouTube, приложения для смартфонов, новые платформы, в том числе VR и AR)
3
Мерчандайз проектов
(одежда, обувь, мебель, сувениры, продукты питания и другие продукты, брендированные героями мультфильмов)
Как и где смотрят мультфильмы
Платформы показа меняются: уже сейчас кинопрокат и вторичные платформы дают игрокам прибыль, которая соотносится как 40% на 60%. Появляются приложения для смартфонов, новые формы показа. И родители, и дети обращают на это внимание, потому что так они могут контролировать и содержание, и форму.
«Потребление контента детьми сильно отличается от модели потребления взрослыми. Родители традиционно хотят не просто оградить детей от нежелательных и вредных видеороликов и всплывающей рекламы, но и управлять сценарием, контролируя состав. Популярные платформы отвечают на эту потребность формированием отдельных детских подписок и приложений для детей.

Технологические гиганты, такие как "Яндекс", Google, Amazon, также включились в соревнование за участие в жизни и развитии ребенка, разрабатывая голосовых ассистентов, которые в том числе удовлетворяют потребность в играх и развлечениях. Потребление через экраны смартфонов и планшетов небезопасно для ребенка.

Для решения этой проблемы мы создали портативный смарт-проектор с доступом к собственной цифровой платформе. Среди российский владельцев устройства пользуются популярностью оцифрованные советские диафильмы: "Винни Пух", "Бэмби", "Малыш и Карлсон", "Халиф Аист". В США — диафильм по мотивам мультфильма "Холодное сердце", который мы выпустили вместе с Disney».
Дмитрий Матросов, директор по продукту компании МУЛЬТиКУБИК (на международном рынке CINEMOOD).
«Если 10 лет назад производители мультфильмов сотрудничали в основном с офлайн-аудиторией — продавали игрушки, делали промо в ТРЦ и на упаковках продуктов — то теперь все больший акцент делают на онлайне и мобильных приложениях. Например, в начале апреля Virry в коллаборации с "Маша и медведь" запустил приложение "Вирри + Маша", которое озвучено Николаем Дроздовым с участием персонажа Маши и учит бережному отношению к животным. И для нас, и для владельцев "Маша и медведь" это win-win партнёрство».

Светлана Драгаева
Основатель VIRRY и CEO Fountain Digital Labs
Популяризуют мультфильмы в том числе участвуя в фестивалях — игрокам важно становиться заметнее на новых рынках, особенно в Азии. Так, РЭЦ в 2018 году стал инициатором проведения Russian Cartoon Week — «Недели российской анимации» в Пекине. Это было первое масштабное событие, деловая миссия для отечественных мультипликаторов, желающих расширить свое присутствие в Китае.

В 2019 году члены ААК участвуют в 5 международных фестивалях: MIP TV 2019 (Франция), Marche du film 2019 (Франция), Brand Licensing Europe 2019 (Великобритания), MipJunior/MIPCOM 2019 (Франция), ATF (Сингапур).
Анимация на экспорт — лидер среди продуктов креативных индустрий
Рынок международных креативных индустрий — один из ключевых для развития российского экспорта. Прежде всего это аудиовизуальный контент: с 2015 по 2019 год мировые кассовые сборы отечественных фильмов (включая сериалы и анимацию) выросли с $11 млн до $44 млн.

По данным Российского экспортного центра, выручка российских креативных индустрий составила в 2017 году 8 трлн рублей. Мультфильмы (прежде всего «Маша и Медведь», «Смешарики», «Снежная Королева», «Лео и Тиг») продаются не менее успешно, чем полный метр и сериалы (в 2017-18 гг. самыми популярными стали «Хождение по мукам», «Троцкий», «Триггер», «Фарца»).

Темп роста стоимости экспорта российской мультипликации весьма высок: в 2011 году это был почти ноль, в 2016 — 2,5 млрд рублей, в 2019 оценки приближаются к миллиарду долларов.
Прорыв франшизы «Снежная королева» студии Wizart

2012 год — выход первой части (дебют в международном прокате) — сборы $7,5 млн;
2014 год — выход второй части — сборы $15 млн;
2016 год — выход третьей части — сборы $24 млн;
2019 год — выход четвертой части — сборы ещё не окончены, но за первый уикенд за рубежом картина собрала более $1 млн только в Европе.

Всего франшиза к началу 2019 года заработала более $100 млн, мультфильмы были проданы в 150 стран и переведены на 30 языков.
В феврале 2018 года Российский экспортный центр запустил программу поддержки экспорта креативных индустрий в России. Поддержка оказывается в рамках Нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», главной целью которого является наращивание объемов несырьевого неэнергетического экспорта. Суть программы — в спонсировании участия российских аниматоров в международных выставках и фестивалях, субсидировании регистрации товарных знаков за рубежом и адаптации российского анимационного контента под условия внешних рынков.

Главная мотивация РЭЦ — в том, что креативные индустрии и прежде всего анимация дают синергетический эффект развития экспортной экономики. Ведь на экспорт идут не только сами мультфильмы, но и детская мебель, игрушки, продукты питания и другие товары, брендированные героями мультфильмов. Такое взаимодействие бизнес-сегментов оказывает продолжительный экономический эффект на все экспортные отрасли.
«Нам особенно важно увеличивать не только количество проданных за рубеж российских продуктов, но и привлекать инвестиции в страну, наращивать число ко-продукционных проектов, повышающих уровень картин и профессионализм российских производителей для развития конкурентоспособности на международном рынке услуг».
Никита Гусаков
старший вице-президент РЭЦ, генеральный директор ЭКСАР
Именно поэтому на российском анимационном производстве появляются международные проекты. Так, Wizart Animation планирует отдать производство пятой части «Снежной королевы» в Китай, оставив за собой сценарий, раскадровку, творческий контроль.

Копродукционные сериалы запланированы и у «Союзмультфильма».
«Копродукция — это еще один эффективный способ организации международных продаж. В этом случае производится продукт, который ориентирован сразу на несколько рынков. В прошлом году "Союзмультфильм" заключил соглашение с крупной французской компанией Cyber Group — мы договорились совместно производить 4 анимационных сериала.

Помимо этого, на "Союзмультфильме" регулярно проходят стажировки и творческие лаборатории для зарубежных студентов, которых интересует уникальный потенциал российской анимации, которая долгие годы формировалась во внерыночных условиях и наработала серьезную креативную "мышцу"».

Юлианна Слащева
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», Председатель правления Ассоциации анимационного кино.
Господдержка российской анимации
растет с 2018 года
В 2011 году Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Леонид Шварцман, Андрей Хржановский, Эдуард Назаров и другие аниматоры выступили с открытым письмом президенту, в котором шла речь о состоянии главной отечественной студии «Союзмультфильм» и бедственном положении отрасли в целом. После этого началось возрождение индустрии: появился анимационный фестиваль в Суздале, студии начали получать финансовую поддержку.

В 2017 году, в год 105-летнего юбилея отрасли, Владимир Путин поручил Минфину разработать законопроект о льготах для работников сферы. В апреле 2018 года в Налоговом кодексе появилась поправка о понижении страховых взносов для производителей анимационной продукции. В себестоимости продукции 80% — затраты на оплату труда, поэтому экономия стала существенной.

До 2023 года в соцстрах производители мультфильмов будут отчислять 14% прибыли, а в Пенсионный фонд — 8% вместо существующих 30%. В этом смысле анимационная индустрия приравнена к сфере IT. Правда, это послабление касается студий с численностью персонала не менее 7 человек, а доля их доходов от реализации продукции должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации.

Более того, на поддержку анимации выделяется около 800 миллионов рублей в год. Президент обещал выделить ещё полмиллиарда из личного резервного фонда, правда, однократно. По оценкам Ильи Попова, главы Ассоциации анимационного кино, эта сумма равна примерно четверти затрат на производство одного фильма «Шрэк».

Есть и другие проекты закона в помощь аниматорам. Минпромторг думает над тем, чтобы российские производители получали компенсацию затрат на покупку лицензий на использование образов отечественных анимационных героев. Мультипликаторы ратуют за установление обязательного процентного соотношения лицензированного анимационного продукта отечественного и зарубежного производства в эфире каналов.

Технопарк «Дом российской анимации» на базе студии «Союзмультфильм»

Не обошли новые тренды централизации ресурсов в экономике России в целом и мультиндустрию. В 2019 году на базе студии «Союзмультфильм» создается анимационный технопарк «Дом российской анимации».

В технопарке будут развиваться все анимационные техники: кукольное производство, пластилиновая анимация, традиционная рисованная анимация и 3D-анимация. Также там будут производить специальное программное обеспечения, используемое в мультипликации. Резидентами технопарка могут стать и начинающие коллективы: у них будет возможность коллективно пользоваться дорогостоящим оборудованием.

В июле 2018 года правительство Москвы присвоило киностудии «Союзмультфильм» статус инвестиционного приоритетного проекта по созданию технопарка. Этот статус позволяет киностудии снизить нагрузку по региональным налогам до 25% и впоследствии направить высвобожденные средства на модернизацию площадей технопарка. По планам руководства проекта, к 2020 году в технопарке будут работать 325 человек.
«Введение налоговых льгот позволяет снизить затраты на производство, и, следовательно, освободившиеся ресурсы направить на дополнительное производство анимации. Технопарк "Союзмультфильма" также развивается очень бурно — площадей на ул. Академика Королева нам уже не хватает, поэтому с помощью Правительства г. Москвы мы ищем дополнительные помещения.

Однако, я думаю, что для качественного рывка индустрии необходимо увеличение государственных вложений. Так, например, нам бы хотелось производить фильмы, которые, возможно, не будут иметь ярко выраженный коммерческий эффект, однако сыграют значительную роль в развитии искусства и просвещения. Анимация ведь по сути своей несет в себе ценностные ориентиры для ребенка, поэтому от того, какими будут наши мультфильмы зависит, в том числе, призма восприятия растущего человека.

Уверена, что, учитывая текущие успехи нашей индустрии, ее значимость в рамках различных государственных программ будет только расти».

Юлианна Слащева
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм», Председатель правления Ассоциации анимационного кино.
Проблемы решаемы
Несмотря на активное развитие рынка анимации в России, причем с непосредственным участием российских мультипликационных компаний, сложности есть. Решение их кроется в государственно-частном партнерстве в этой сфере.

Главными целями для развития рынка анимации и решения существующих проблем являются:
Увеличение госфинансирования с 800 миллионов рублей до 1 миллиарда в год
Поддержка экспорта мультфильмов
Развитие анимационного образования
Налоговая поддержка
Поддержка развития технологической базы оборудования студий, собственного софта для производства мультфильмов
Принятие закона о борьбе с пиратством
Квотирование кинотеатров на показы выходящей отечественной анимации
Расширение сети каналов дистрибуции анимационного контента — создание новых специализированных каналов
Кадр из «Малыш и Карлсон», студия «Союзмульфильм»
© Rusbase, 2019
Автор: Валерия Минчичова (Павлова)

Фото на обложке: Кинопоиск, кадр из «Малыш и Карлсон», студия «Союзмульфильм»
Татьяна Петрущенкова