Rusbase
Как два подростка открыли издательство «Параллель Комикс» и выпустили Marvel в России

«Издание комиксов — это как битва с боссом»



6 марта 2019




Максим Чумин и Сай Есенбаев познакомились в 2011 году. Еще школьниками оба интересовались комиксами, коллекционировали оригинальные издания и подумывали открыть свое дело. Спустя четыре года, когда Максиму было 17, а Саю — 21, ребята получили лицензию Marvel на выпуск комиксов на русском языке и запустили собственное независимое издательство «Параллель Комикс» . Сегодня их книги продаются во всех магазинах комиксов Москвы, к выходу готовится уже вторая антология, а общая выручка компании за год насчитывает 15 млн рублей.
Как из фанатов комиксов превратиться в издателей Marvel
Максим Чумин
— Как вы познакомились?

Максим: Это было лет 8 назад, мне тогда было 13 лет, а Саю где-то 16-17 лет. Мы оба увлекались комиксами, собирали оригинальные издания. Как-то раз я в поисках быстрого заработка выставил на барахолку одну книжку, которую мне привезли из Англии. Откликнулся Сай, мы начали общаться, в итоге я ему продал книжку, а спустя четыре года мы вместе решили открыть свое издательство. Перевести наши отношения на новый уровень, так сказать.
Мы пошли в книжный, пощупали эти книги, нам это не понравились и мы решили, что сделаем лучше.
— Вы помните этот момент?

Максим: Было несколько сообщений, как сейчас помню, я писал: «Блин, чувак, давай откроем издательство комиксов, чем мы хуже?». И Сай такой: «Да, я об этом и думал». Ну и все, через месяц у нас уже была первая лицензия, инвестиции и все пошло-поехало.

Сай: В какой-то момент мы увидели, что с 2010 года никто на российском рынке практически не выпускал Marvel. Одно издательство решило купить лицензию и начало выпускать эти комиксы в мягком переплете. Мы пошли в книжный, пощупали эти книги, нам это не понравились и мы решили, что сделаем лучше. Из-за того, что Максим собирал комиксы в одиночных журналах, а я в твердом переплете, мы очень трепетно относимся к качеству. В итоге мы практически первые из независимых издательств новой волны, кто начал выпускать Marvel в твердом переплете.

Максим: Это может звучать странно — «Marvel в твердом переплете», но при этом это было абсолютно новое слово для российского рынка. Если раньше все книги Marvel были в одном ценовом сегменте и стоили до 400 рублей, то мы вышли на другой ценовой сегмент, на другую аудиторию с качественно другим предложением. Одна наша книжка в ритейле стоит от 500 до 850 рублей. Это уже выше, чем основной масс-маркет, а 100 рублей для школьников — это все-таки определенный барьер, поэтому наша основная аудитория — от 18 до 24 лет.


Мы практически первые из независимых издательств новой волны, кто начал выпускать Marvel в твердом переплете.

«Открыть компанию — легко. А сделать так, чтобы она не закрылась, уже сложнее»
— По вашим рассказам кажется, что все очень просто, будто любой человек может подумать: «Хочу свое издательство» и завтра же его открыть. Все правда так легко?

Максим: Сложнее всего решиться и взять на себя ответственность, это самая большая проблема. Договориться с Marvel, с другими партнерами, найти инвестиции — это не так сложно.

Сай: Ну да, открыть компанию, как мы поняли на второй год работы, — это легко. А вот сделать так, чтобы она не закрылась, уже сложнее. Основная проблема была в том, что мы не понимали никаких бизнес-процессов, как это все устроено, ведь мы были молоды — Максиму было 17, мне 21.

Наш плюс в том, что мы не выпускаем многотомные издания и каждый наш комикс можно прочитать, не погружаясь в контекст. Например, вы посмотрели фильм Marvel, пошли в магазин, увидели Доктора Стрэнджа какого-нибудь, подумали: «О, мне так нравится Камбербэтч, куплю что-нибудь про него». Вы открываете нашу книгу, видите офигительный комикс — и все, вам больше ничего не надо знать, ни до, ни после. Вы читаете книгу и получаете удовольствие. И вся наша серия — она про это, про то, что любой может читать комиксы, не нужно для этого быть каким-то ярым фанатом.

Максим: Сложно всерьез относиться к супергеройским комиксам, но при этом мы делаем все, чтобы этот барьер стыда был пройден, чтобы не было ничего стыдного в том, чтобы ходить в кино на «Мстителей» — эта цель уже осуществлена. Следующий этап — снять барьер с чтения комиксов, и мы, издавая наши книги, как раз над этим работаем.

— «Параллель Комикс» — почему такое название?

Максим: Наши виды деятельности — как параллельные прямые.
    Три направления «Параллель Комикс»
    -1-
    Издательство «Параллель Комикс»
    Выпускает книжки с комиксами.
    -2-
    Агентство «Параллель»
    Занимается странными и интересными проектами. Например, делало мерч в коллаборации с Элджеем.
    -3-
    Компания по дистрибуции
    Организует продажу комиксов. Ведет продажи интернет-магазинов коммерческих партнеров.
    За мной закреплено агентство, за Саем — дистрибуция, и мы вместе ведем наше издательство.

    Сай: В 2016 году мы на полном серьезе с одной выпущенной книгой пошли в «Читай-город» и сказали: «Мы хотим у вас продаваться». Сначала они пытались узнать, не пираты ли мы, потому что ну откуда у нас лицензия на Marvel, а в итоге все же взяли продукцию в продажу. Сейчас сети уже понимают, что рынок комиксов прибыльный и им нужно как можно больше издателей, а в то время им было все равно. Но в итоге все получилось. Видимо, из-за того, что мы не знали, как это все работает и какие есть риски.

    Максим: На самом деле это незнание сильно помогает. Тогда нам тоже все говорили, что в книжную сеть попасть невозможно, да и мы сами сейчас говорим, что это невозможно. На самом деле это вполне себе легко. Важно понимать, что сеть — это совсем другая история, там такие маленькие независимые издательства, как наше, давят, потому что мелких всегда можно задавить. И из-за этого много кто отчаивается и не верит в успех.

    Мы в самом начале нашей работы не стали сотрудничать с оптовиком. С одной стороны, это из-за того, что мы были наивны, юны и в нас заиграло чувство, что у нас все получится и без чужой помощи. С другой стороны, очевидная мысль, что один-единственный оптовик на рынке — это плохо. Это монополия, которая всегда влечет стагнацию, в чем мы и убедились впоследствии. В итоге мы за неполный год работы нашего издательства начали сотрудничать с сотней профильных магазинов комиксов по СНГ, с книжными сетями и онлайн-магазинами. Например, сеть «Читай-город» подключилась в первый месяц нашей работы, «Республика» — во второй. Мы вообще в процессе не особо рефлексировали, и это помогало нам не останавливаться.

    Сегодня наши книги продаются во всех магазинах комиксов Москвы — «Чук и Гик», «28ой», Comics Street, Fast Anime, Time To Be A Hero — и во всех точках наших партнеров: «Республика», «1С-Интерес» и тот же «Читай-Город».
    Сай Есенбаев
    — Как родители отнеслись к вашему делу?

    Максим: Я начал заниматься издательством, когда еще учился в школе, и последний год учебы не помню вообще. Я очень много занятий пропускал, очень многим жертвовал в пользу дела, потому что сильно в него верил, слишком мне это нравилось. Из-за этого с родителями было много ссор и недопонимания в первое время, пока мое занятие не приносило никаких результатов. Когда уже пошел выхлоп, то от родителей стало чувствоваться понимание и принятие того, что я выбрал такой путь. Но в любом случае почти на всех этапах я ощущал огромную поддержку — с этим мне и Саю очень повезло.

    Сай: Не было такого, чтобы родители говорили: «Вы идиоты, закрывайте, зачем вы туда лезете». Я в то время учился в универе, а Максим — в школе. Помню, как Максим общался с нашим лицензиатом, сидя на обществознании.

    Максим: На истории.
    Первое время мы использовали эту романтическую историю про возраст, но потом поняли, что наш возраст — это не так важно, просто так вышло.

    — Насколько сложно новичку в индустрии начать сотрудничество с такой крупной корпорацией, как Marvel?

    Максим: Это бюрократическая цепочка. Есть Marvel, есть права на комиксы
    Marvel, права на персонажей и есть распространитель этих прав. Нужно просто вникнуть в эту цепочку, понять, с какой стороны зайти, и заходить.

    Сай: Это не какой-то закрытый клуб.

    Максим: Да, это несложно. Но при этом, когда я говорю, что это просто, я лукавлю, потому что если бы это было совсем легко, то издателей Marvel было бы очень много на рынке, хотя их и так достаточно. В какой-то момент в России было около десятка издателей Marvel. Это много и не очень хорошо для рынка, но этот факт доказывает, что сотрудничать с ними не так сложно, как кажется.

    — У вас был план «Б» на случай, если Marvel откажутся с вами работать?


    Сай: Был. Точнее, он был планом «А», а Marvel стал планом «Б».

    Максим: Когда пошло-поехало и нам отвечать начали, то уже не было.

    Сай:
    Ну да, просто изначально мы вообще не с Marvel хотели начать и Максим уже чуть ли не договорился о покупке лицензии, в итоге мы решили поставить это дело на паузу. Через пару лет наш конкурент уже купил эту лицензию. В какой-то момент мы с Максимом поняли, что если начнем свою работу с издания обычного неизвестного комикса, то вряд ли выживем.

    Максим: Для относительно мелкого издательства без громкого имени начинать с публикации никому не известного комикса — это плохая идея.
    «Все всегда идет не так, как мы планируем»
    Сначала мы столкнулись с недоверием: мол, что за перцы, почему про вас ничего не известно, но потом все же заказы пошли.
    — Расскажите про поворотные моменты вашей работы. Первые заработанные деньги, первая тысяча подписчиков «ВКонтакте», первый партнерский проект?

    Сай: Была забавная история. Наша первая книга «Удивительный Человек-паук: Дела семейные», которую мы выпустили в конце декабря 2015 года, должна была стать сюрпризом. На тот момент про нас еще вообще никто не знал, и мы начали ходить по всем магазинам комиксов и говорить: «Привет, мы новое издательство, у нас выходит вот такая книга, вот вам промо-материалы по книге, давайте сотрудничать». Мы планировали сделать единый релиз по России и СНГ, но на тот момент про нас никто не знал.

    Сначала мы столкнулись с недоверием: мол, что за перцы, почему про вас ничего не известно, но потом все же заказы пошли. Плюс обычно в превью кидают 5-10 страниц книги максимум, мы закинули одну пятую всей книги, причем в неплохом разрешении. И один из магазинов как-то выложил все наше превью в своем паблике, открыв предзаказ на книгу. Мы дико занервничали, связались с ним, попросили удалить это превью, но закончилось дело тем, что вся комикс-индустрия про нас знала, школьники до утра обкидывались этим файлом. Мы получили виральность, которой мы не планировали. Про нас начали писать все комикс-СМИ, Максим дал кому-то интервью, и первую тысячу подписчиков мы получили за день. Вначале мы дико стрессовали, думали, что все пошло не так, как мы планировали, но в итоге это очень даже пошло нам на руку.

    Максим: Все всегда идет не так, как мы планируем. То есть, например, еще один поворотный момент в работе издательства был, когда мы выпустили нашу первую антологию «Параллельные Комиксы». Ее месседж был в том, что комиксы может делать кто угодно, комикс — для всех и для каждого. Поэтому большая часть авторов никогда раньше не делала комиксы. В итоге эта книга взбесила всех в индустрии.

    Сай: Каждый считал своим святым долгом прийти к нам в паблик, написать, что мы закроемся через полгода, что мы два школьника и что мы дураки, потому что не работаем с оптовиком. В итоге это стало рекламой для нас — если твои конкуренты пишут про тебя гадости, значит ты все правильно делаешь. Если они начинают тебя любить, значит что-то пошло не так. Но это мы сейчас понимаем, а тогда нам, конечно, было неприятно.

    Но были и неприятные моменты. Например, в 2018 году, после релиза нашей книги «Диссонанс», мы серьезно задержали выплаты авторам, что в итоге привело к публикации открытого письма. После этого недовольство начинало расти и достигло пика как раз в тот момент, когда мы работали над ключевым проектом года — книгой «Жизнь и Смерть Серебряного Серфера». Это был очень трудоемкий и серьезный проект, требующий максимальной концентрации и больших инвестиций, и мы планировали именно с его релиза выделить средства под гонорары нашим авторам, но к тому моменту конфликт уже вовсю кипел.
    — Почему так вышло?

    Максим: Из-за неправильного распределения собственных ресурсов и непрямой работы с авторами мы не могли вести оперативную и понятную коммуникацию с участниками проекта и не могли сфокусироваться на конечном варианте развития нашего издательства. А из-за неподготовленности рынка и недостаточной промо-кампании «Диссонанс» не был настолько успешным, чтобы выйти сразу в плюс.

    Сразу после релиза проекта мы выплатили гонорары всем авторам, участвовавшим в антологии «Диссонанс», и всем подписавшимся под открытым письмом. Кроме того, мы все-таки успешно выпустили проект, к которому так усердно готовились. Ну, и спустя некоторое время после такой встряски — вышли из пике, повторно наладили отношения с партнерами и художниками, настроили процессы так, чтобы больше подобного не повторялось. Сейчас мы глубже прорабатываем наши проекты — учитываем все риски, а не полагаемся на утопические сценарии. Это был один из самых серьезных уроков для нас, и мы благодарны, что он случился. Не уверены, что смогли бы выйти на текущий путь, если бы не было такой встряски.
    Максим
    — Когда вы впервые заработали деньги на комиксах?

    Максим: Ощущение первых денег пришло с первых заказов «Дел семейных». Первые сделки — это уже очень круто. Но для нас бизнес — это не продать книжку, вытащить кэш и потом пойти кутить. Для нас это, во-первых, качественный продукт, во-вторых, развитие, в-третьих, рост индустрии и культуры в целом. Остальное — оно придет. Если держаться плана, с которого были соблазны свернуть, с которого мы и сворачивали в какой-то момент, то все придет.

    Сай: Плюс мы благодаря нашему третьему участнику команды очень ответственны в денежных вопросах. То есть у нас для каждой книги, каждого проекта рассчитывается себестоимость, ставятся планы по продажам, оценивается рентабельность проекта в целом. Мы готовы рисковать, но это должно быть выгодно.
    «Сникерхеды — те же фанаты комиксов»
    — В феврале вы опубликовали первую часть комикса, которая войдет в антологию «Больше чем кроссовки». Что это за проект?

    Максим: К нам пришла мысль создать комикс про кроссовки прошлой осенью, тогда широко обсуждался будущий выход модели Nike Air Max 720. Этот момент можно считать отправной точкой нашего проекта. Мы предложили идею Nike, которые согласились поддержать молодых художников. Я считаю, что вовлечение таких серьезных брендов вносит вклад в развитие российской индустрии комиксов и это здорово.

    Вообще, центр этой истории — продолжение экспериментов с форматом антологий. С одной стороны, это интересный эксперимент с форматом, потому что мы выпускаем постепенно комикс в цифровом виде и только потом, в марте, представим уже печатную версию. С другой стороны, это дань уважения современной культуре в принципе. Наша индустрия, как пузырь — закрыта и завязана на самой себе, и нет никакого понимания, что у нас есть поп-культура, например. Нет осознания того, что культура — глобальный процесс, частью которого является и Оксимирон, и Элджей, которых мы приводим в индустрию. И частью этой современной культуры являются кроссовки. Кроссовки обсуждаются, за ними выстраивается очередь, вокруг них собираются сообщества.

    Сай: Их коллекционируют, в конце концов.

    Максим: Да, сникерхеды — это те же фанаты комиксов. Просто вместо комиксов — другой объект обожания. И наш проект — это смесь двух этих культур и дань уважения глобальному культурному процессу, который сейчас происходит и со стороны кроссовок, и со стороны комиксов.

    Сай: Ну, и в целом это вписывается в концепцию направления «русские комиксы», которого мы придерживаемся. В этом плане мы довольно упорные ребята.

    — Сколько заняла подготовка антологии?

    Максим: Это относительно быстрый проект. Если свою первую книжку мы делали около полутора лет, то «Больше чем кроссовки» нам самим было интереснее сделать в сжатые сроки. Обсуждение проекта началось с художниками в декабре, в январе уже началась работа и в феврале вышел первый комикс. 5 марта вышел второй, скоро выйдет третий.
    Серия «Больше чем кроссовки»
    Первая часть антологии — «Департамент». Она про фантазии на тему того, как создаются кроссовки. Автором стал Женя Киямов, белорусский вундеркинд, который начинал свою карьеру с комикса про белорусские фудтраки. Женя умеет работать с комедией, что очень редкий и важный скилл, его юмор очень тонкий и ироничный. Он вдохновлялся французскими комиксами.

    Второй комикс нарисовала художница Аня Консервы. Она суперзвезда мира комиксов. У нее есть четкое понимание женской подростковой аудитории, и именно для нее она умеет рассказывать истории так, что ты веришь. Вторая часть посвящена комьюнити вокруг кроссовок. Главные герои комикса — ребята, которые по разным причинам ищут кроссовки.

    Третью историю делает художница Cool Shura. С ней мы делаем историю про будущее. Это фантазии о том, какое значение и какой имидж могут иметь кроссовки в будущем.
    Сколько зарабатывает издатель комиксов

    — Можно заработать на выпуске комиксов в России? Сколько?


    Сай: Можно, мы уже четвертый год этим занимаемся. Если все делать правильно, то можно, но чтобы понять, как делать правильно, нужно несколько раз сделать неправильно. Обороты уже перешли за десяток миллионов рублей.

    Максим: Это обороты всех направлений. В прошлом году, например, наша общая выручка составила около 15 млн рублей. Прибыль — около 1,5 млн рублей.

    — Какие у вас тиражи и во сколько вам обходится выпуск одной книги комиксов?

    Сай: От 3 до 6 тысяч экземпляров, это средний объем по рынку. Если тиража не хватает, мы его просто допечатываем, это стандартная практика. Наши основные статьи расходов — печать книг (50-60%), лицензия и материалы книги, работа редакции, расходы на логистику и содержание тиражей, роялти с продаж и налоги.

    — Какие у вас планы на ближайшее время?

    Сай: Их много. У нас уже расписан график релизов на 2019 год, и в этом году мы выпустим больше книг, чем за все предыдущие три года. Мы к этому очень долго готовились и шли — в принципе повышаем качество самих книг. Мы в этом плане настоящие маньяки и хотим, чтобы в этом году наши книги вышли далеко за пределы комикс-индустрии.

    Максим: В общем, я вкратце скажу: мы ждем четвертых «Мстителей».
    — Вы считаете себя успешными?

    Сай: Смотря что считать успехом. Вы нас даже в тупик поставили. Не знаю, ты успешный, Максим?

    Максим: Для меня самое большое удовольствие — это процесс. Когда, грубо говоря, как с «Параллельными комиксами», я ожидал, что получу книжку, буду счастлив, горд — но я ошибался. После выхода книги я испытал настоящий стресс и легкое разочарование, потому что не получил эмоций, которые хотел. Самый большой кайф я получил в процессе.

    Если считать успехом уровень счастья, которого ты достигаешь за определенный временной период, например, за три года нашей работы, то я считаю себя вполне успешным. Наш рабочий процесс настолько разнообразный, мы очень выросли за это время, причем этот рост продолжается и мы даже не думаем сдаваться, это не может не радовать.

    На мой взгляд, оценить успех можно только в ретроспективе. И пока что слишком молодой у нас бизнес и слишком многого мы не сделали, чтобы смотреть в эту ретроспективу. Есть комбинация многих историй, но при этом ни одна из них не сделана на 100 процентов, чтобы можно было обернуться и сказать: «Блин, вот это кайф».
    Мнение рынка: насколько востребованы комиксы и как на них заработать
    Попасть на рынок комиксов сегодня довольно просто — судя по тому, что свои издательства открывают самые неожиданные персонажи, это вообще пара пустяков. Основная сложность в том, что на этом рынке гораздо меньше денег, чем может показаться на первый взгляд. С учетом того, что в развитие аудитории и вообще перспективные действия почти никто не вкладывается, все издательства в основном занимаются дележкой ограниченной покупательской аудитории и просто делают жизнь друг друга тяжелее. Так что эта индустрия не очень перспективна и потребует мощных перемен, чтобы оздоровиться и вновь вернуть себе будущее.

    Помимо собственного издательства, мне нравятся Zangavar и «Бумкнига» — это люди увлеченные и при этом гнущие свою линию, которая мне этически и эстетически близка. Что касается «Параллель Комикс», то тут, увы, есть много вопросов к профессиональной компетентности. Издательство комиксов, собственно, должно издавать комиксы, что у «Параллели» получается из рук вон плохо. Они сначала во всеуслышание объявляют сроки выхода книг, а потом сами эти сроки и срывают — хотя могли просто не объявлять. Они придумывают кучу направлений развития бизнеса, которые сами по себе правильны, но реализуют их так, что они в итоге кончаются ничем. Ну и, конечно, есть эпичная история, когда они так долго не могли выплатить авторам гонорары, что тем пришлось устраивать публичный скандал.

    Факапят все, это понятно, особенно когда набираешься опыта и пробуешь что-то новое. В реальности, по итогам около трех лет работы, у «Параллели», по сути, дюжина книг. Это довольно мало по меркам индустрии, большая часть этих книг — далеко не литературные памятники по объему и сложности работы. Коллаборации — это, безусловно, классно, потому что в России авторам любая возможность заработать не лишняя. Но реального издательского выхлопа у этого минимум, к сожалению.

    Василий Кистяковский
    Сооснователь московского магазина комиксов «Чук и Гик» и издательства Jellyfish Jam

    «
    Основная сложность издательств комиксов, особенно на первых порах, — отсутствие опыта и несовпадение собственных вкусов с запросом аудитории. Плюс — её достаточно низкая вовлеченность по сравнению с книжным рынком.

    Идеальных издательств нет, не бывает, но несколько из них определенно стоит выделить. Например, издательство «Комильфо» — в первую очередь, за масштабы, темп, количество лицензий и выпускаемых комиксов. Столько, сколько сделали они для российского переводного комикс-сегмента, не сделал пока никто.

    Отмечу также издательство «Бумкнига» за героическую просветительскую деятельность. То, что они делают, заслуживает огромного уважения. Заведомо неуспешные в коммерческом плане авторские комиксы со всего мира так и остались бы неизвестными, если бы не Дима Яковлев и все сопричастные. «Зангавар» стоит отметить за самые ювелирно-выверенные примеры локализаций: это касается и списка лицензий, и невероятного качества книги. Тот самый случай, когда качество сильно перевешивает количество. Мои личные симпатии — «Комфедерация», «Зангавар» и «Белое Яблоко». Их стоит уважать как минимум за верность курсу и отличный вкус.

    Заработать на комиксах можно, но немного и не сразу. Чтобы вывести свое издательство на самоокупаемость с нуля, потребуется года полтора минимум. И далеко не факт, что вас не постигнет фиаско, причины которого никак не предвидишь.

    Ребята из «Параллельных Комиксов» молодцы. В них много энтузиазма и упрямости. У них мало опыта и шишек они уже набили достаточно, главное, чтобы за этим следовали выводы и работа над ошибками. У них всё впереди, если не опустят руки и не перестанут адаптироваться к внешнему миру, всё будет круто.

    Ярослав Тимофеев
    Руководитель московских магазинов «28ой»
    ©Rusbase, 2019
    Автор: Анна Ким
    Фото к материалу: Даниил Примак для Rusbase
    Благодарим магазин «28-ой» за локацию для съемок


    Дарья Кушнир

    Комментарии

    Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.