Более любопытной является проблема искусственного интеллекта и его восприятия человеком. У нас есть возможность наделить ИИ вычислительными мощностями, но гораздо важнее (и сложнее) внедрить ему способность к нелинейному мышлению. Успехи в этой части, конечно, есть, достаточно вспомнить развитие нейросетей.
Полигоном для тестирования возможностей ИИ являются в том числе и различные игры. В 1997 году Гарри Каспаров проиграл суперкомпьютеру Deep blue, разработанному компанией IBM. В 2015 году созданный Google DeepMind искусственный интеллект AlphaGo выиграл у трехкратного чемпиона Европы Фань Хуэя, а в 2016 году — у одного из сильнейших игроков в го Ли Седоля. В обоих случаях компьютеры были признаны сильнее живых игроков, что фактически ставит точку на противостоянии ИИ и человека в этих дисциплинах.
После этого разработчики DeepMind обратили взор на компьютерные игры. Созданная нейросеть должна теперь научиться выигрывать человека в StarCraft II — это стратегия в реальном времени, совмещающая управление экономикой и разнообразными войсками, от компании Blizzard. И здесь ИИ сильно отстает, потому что игроку нужно действовать отчасти вслепую: противник постоянно скрыт так называемым туманом войны. Необходимо предугадывать действия оппонента, чего ИИ сделать не может за счет нехватки исходных данных. Этим StarCraft отличается от шахмат или го, где ИИ может видеть и анализировать всю картину происходящего. По мнению разработчиков игры, StarCraft II — идеальная среда для развития искусственного интеллекта, так как сложные правила игры отражают «многогранность и хаотичность реального мира».
Пока что DeepMind не смог обыграть даже слабого бота, однако эксперимент только начинается: DeepMind
договорился с Blizzard о совместной работе над ИИ, а также подключил обычных игроков, чтобы у нейросети был материал для работы.