Пять технологий, которые меняют магазины в России


Rusbase
29 июня 2018




Купить продукты на кассе без очереди, подобрать одежду по фотографии в инстаграм, выбрать мебель и расставить ее по комнате с помощью мобильного приложения — новые технологии дают покупателю все больше возможностей. Что уже используют в X5 Retail Group, «Дикси», «Ленте», «Ашане» и в других торговых сетях и где есть место для новых российских стартапов?
1. Кассы самообслуживания (Self Checkout)
За рубежом такие кассы начали использовать еще в 1990-х годах; в российских торговых сетях они стали появляться 6 лет назад. В 2012 году их начала тестировать в двух своих магазинах в Москве сеть «Магнолия», затем — также в двух супермаркетах — X5 Retail Group. Позже X5 начала устанавливать их в других супермаркетах сетей «Перекресток» и «Карусель» по всей России. Сейчас системы Self Checkout можно также найти в супермаркетах «Ашан», «Магнит», «О'Keй», SPAR и других.

Новый вид касс самообслуживания — шведской марки Twin Flow — в январе начала тестировать «Лента» в своих питерских магазинах. В отличие от обычных, кассы Twin Flow оборудованы транспортной лентой, по которой товары отправляются в накопительный блок. Если традиционные кассы самообслуживания удобны покупателям с небольшим количеством покупок — 5-10 товаров в корзине, такая касса позволяет загружать их на ленту в любом количестве.
X5 Retail Group летом запустила еще один подвид касс — очевидно, рассчитанный на туристов из англоязычных стран и Китая: говорящие «Выручай-кассы» в «Пятерочке». Кроме русского, они могут «говорить» с покупателем на английском и китайском языках.

Главный недостаток всех таких касс для мелких магазинов — цена. Самая обычная касса самообслуживания стоит от 12 до 20 тысяч евро, а экономию на сокращении числа сотрудников она приносит, только если в магазине стоит от шести касс. Отказаться от помощи «живых» сотрудников совсем при этом нельзя: рядом с кассой должен стоять консультант. По оценкам экспертов, системы Self Checkout обычно окупаются в срок от двух до пяти лет.

Российские компании кассы самообслуживания пока не производят, сейчас на рынке используются модели зарубежных корпораций — Wincor Nixdorf, NCR, ITAB, Fujitsu.
2. Системы распознавания лиц
«Если человека узнают на входе в магазин и видят его историю покупок, сотрудники магазина будут лучше знать, что ему предложить. Например, если он покупал в магазине электроники телевизор, сотрудник его узнает, обратится по имени и предложит приобрести новый пульт», — объяснял «Ведомостям» необходимость такой технологии в ритейле гендиректор компании NtechLab Михаил Иванов.

В «Дикси» распознавание лиц клиентов тестируют для определения их гендерного состава и для таргетированной рекламы в кассовой зоне и в торговом зале. В X5 Retail Group в конце 2017 года начали тестировать технологию для других целей: для уменьшения очередей и более эффективной рекламы в торговом зале. Система распознавания лиц может определить, сколько человек стоит в очереди, и отправить сигнал о том, что надо открыть еще одну кассу. Видеоаналитика также фиксирует, где в магазине проходит больше людей и на что они обращают внимание. Это помогает понять, где лучше расположить товары и промоматериалы.

Российских стартапов в этом сегменте за последние годы появилось немало: X5 Retail Group и «ВкусВилл» тестируют технологию компании VisionLabs, «Дикси» — компании AddReality. Из отечественных разработчиков на рынке также представлены компании «Вокорд», «Центр речевых технологий», ITV AxxonSoft и 3DiVi.
3. Bluetooth-маячки (iBeacon-сервисы)
Beacon-сервисы — это миниатюрные маячки, которые связываются со смартфонами покупателей в радиусе до 50 метров. Они позволяют сообщить ему о скидках и акциях. Приложение, которое клиент скачал в рамках программы лояльности, может определить, когда он находится в зоне действия маячка и прислать ему соответствующее уведомление.

Установка одного маячка обходится примерно в три тысячи рублей, а разработка приложения под них — до нескольких сотен тысяч рублей.

Кроме сообщений о скидках, Beacon-системы в ритейле также используются для навигации внутри помещений, создания тепловых карт магазинов, бесконтактной оплаты счета и других операций.

В России bluetooth-маячки стали популярны в последние несколько лет. Сейчас они используются сетями магазинов Love Republic и Obuv.com, «Зеленая околица», книжными магазинами «Республика», московским торговым центром «Афимолл Сити» и другими компаниями.

Одним из последних стартапов, которому удалось привлечь инвестиции на подобный проект, был проект Beaconca компании Complex Systems в 2015 году: Фонд Бортника вложил в него 9 млн рублей. Среди других известных российских компаний-разработчиков — Notissimus, Getsy, Ru-Beacon, Navigine, Indoors Navigation, iBecom, Neklo, Shopster, Mobecan.
4. Дополненная, смешанная и виртуальная реальность (AR, MR и VR)
Примеров использования таких технологий в российских торговых сетях пока немного. Одним из них была акция сети «Магнит» и The Walt Disney Company в 2016 году, приуроченная к выходу фильма «Изгой-один. Звездные войны: истории». Тогда покупатели могли сделать фото или записать видео с дополненной реальностью. Для этого нужно было навести смартфон со специальным приложением на иконки в торговых залах «Магнита» — рядом с ними появлялись персонажи Star Wars.
В сентябре 2017 года свое AR-приложение представила шведская сеть ИКЕА. Ikea Place помогает понять, как тот или иной предмет мебели будет смотреться в интерьере клиента. Для этого надо установить приложение на смартфон, отсканировать место будущего расположения мебели и выбрать товар в каталоге сети. Программа учитывает реальные размеры окружающих предметов и показывает, как будет выглядеть комната с купленной кроватью или столом.
IKEA
Компания Hologroup в 2017 году помогла «Ашану» открыть магазин на Тверской. Технология, правда, оказалась нужна не покупателям, а строителям: в очках смешанной реальности они могли ходить по полноразмерному виртуальному макету помещения, переставлять в нем еще не существующие стеллажи, полки, весы и холодильники. Если обычно на согласование планировок новых гипермаркетов уходило до трех месяцев, в итоге этот срок удалось сократить до одного месяца.
Hologroup
Два российских проекта, задействующие VR-технологии, в марте этого года стали победителями в конкурсе «Яндекс.Маркета» на лучший стартап для ритейла. Один из них — сервис Try.Fit, который помогает подобрать обувь в магазинах, используя виртуальную примерку. Он сопоставляет 3D-модель обувной колодки с формой стопы клиента. Новшеством уже заинтересовалась сеть спортивных товаров «Декатлон». Другой — Sizolution — позволяет ритейлерам автоматически измерять одежду и делать выгрузку на сайт, а покупателям — смотреть, как будет сидеть по фигуре тот или иной размер.
5. Чат-боты
Мессенджеры с функцией чат-бота российские торговые сети пока используют мало. По итогам исследования, проведенного в декабре-январе специалистами чат-платформы Sherlock.im, это делают лишь 16% компаний, хотя приложения и страницы в социальных сетях есть почти у всех.
Два самых удачных примера применения такой технологии, по мнению исследователей, — это чат-боты торговых сетей «Перекресток» и «Вкусвилл».

Электронный помощник «ВкусВилл» поможет выбрать интересующий товар и посмотреть остатки продукта в удобном для клиента магазине. Пользователь чат-бота «Перекрестка», кроме этого, может получить консультацию по выбору вин. Для этого нужно использовать команду «Вино», установить тип напитка, его цвет и ценовую категорию, и в чате появится тематическая подборка вин с указанием урожая и страны-производителя, а также описанием. под какие блюда оно подходит.

Питерский проект Botmaker по разработке чат-ботов в Telegram стал победителем в первом ритейл-треке акселератора ФРИИ, проведенном в партнерстве с X5 Retail Group в 2017 году. Он представлял собой платформу для создания чат-ботов в Telegram с возможностью сделать в них модули автоматического заполнения договоров, бронирования столиков в ресторанах и оформления карт лояльности.

Разработкой чат-ботов для разных мессенджеров также занимается много других российских компаний — таких, как BizBots, HelperSoft, Nanosemantics, SocialBot, Statsbot, Valiotti Digital, WitCo и др. Стоимость бота зависит от его сложности. Простого бота реально заказать у фрилансера за 10 тысяч рублей, что-то посложнее может стоить несколько сотен тысяч и больше.
©Rusbase, 2018
Текст: Мария Салтыкова
Фото на обложке: Фотобанк Фотодженика


Мария Салтыкова

Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.