Rusbase

Бизнес-ангел Игорь Рябенький — о том, куда вкладывать в 2018 году

Блокчейн по-прежнему перспективен, финтех будет бурно развиваться, а рекламные технологии явно переоценили

9 февраля 2018



Один из самых известных российских бизнес-ангелов, основатель AltaIR Capital Игорь Рябенький рассказал Rusbase о наиболее успешных стартапах в портфеле компании в 2017 году и о том, в какие проекты и отрасли лучше вкладываться в 2018.
Венчурные итоги 2017 года
— Расскажите о том, как прошел для вас 2017 год. Что получилось, что — нет?
— Год закончился очень хорошо. У нас было достаточно выходов, в том числе знаковых. Громкий выход был, когда WeWork купил компанию Unomy (август 2017 года. — Прим. RB).

В то же время у нас значительно вырос портфель, особенно по последнему фонду. Компании, в которые мы вкладывали год-два-три назад, сильно поднялись в продажах, привлекли крупных международных инвесторов и провели большие раунды. Особенно заметны Spot.im, Cancelon, CrazyLister, GuruShots, Shoptagr и другие. Таких проектов можно много назвать — у нас их несколько десятков.
Компания Unomy работает в сфере business intelligence и предлагает решения для сбора и анализа данных о клиентах, партнерах и конкурентах. Стартап был основан в 2012 году израильскими предпринимателями и базируется в Тель-Авиве.
В 2017 году фонд AltaIR сосредоточился на развитии своих «чемпионов», то есть тех проектов, которые показывают наилучший рост.
Также хочу отметить проекты, которые мы берем «на вырост». Это Suiteness, Movebutter, Joy, Yoshi — они показали трех- четырехкратный рост в течение года.

Еще в начале прошлого года у нас была основная стратегия на поддержание чемпионов, и мы этим активно занимались. Но это не значит, что мы перестали смотреть новые проекты.

В прошлом году мы из каких-то проектов выходили, в других увеличивали долю. Из третьих не выходили, несмотря на наличие хороших предложений, поскольку видели, что динамика роста компаний позволяет нам надеяться на гораздо больший результат.

Российские проекты в портфеле AltaIR
В портфеле AltaIR много проектов из России, США и Израиля. Игорь Рябенький говорит, что отечественные стартапы демонстрируют неплохой рост, несмотря на специфику в развитии — но об этом позже.
— Мы в прошлом году вошли в несколько российских проектов. Я, правда, пока могу назвать не все, но пара проектов кажутся нам очень перспективными. Это Prod.center, с которым мы закрыли сид-раунд летом. Сейчас ребята делают уже раунд A с международными инвесторами и показывают очень хороший рост и с точки зрения оценки, и с точки зрения своих продаж. Также мы инвестировали в проект SmartCAT (суммы сделок с Prod.center и SmartCAT фондом не раскрываются. — Прим. RB). Это маркетплейс для переводчиков с очень сильной командой. И там, и там фаундеров я знаю много лет. Мы рассчитываем на эти проекты в 2018 году.
Компания Prod.center предоставляет услуги трейдинговой площадки для производителей и переработчиков продукции в России. На сайте можно найти контрагентов и заключить сделку на поставку продукции.
Стартапы, которые отмечает Игорь Рябенький
• Spot.im — проект закрыл cерьезный раунд (в $25 млн — прим. RB), и мы ожидаем фантастических результатов. Как и в случае со SmartCAT, здесь очень сильная команда. Она меняет то, как вообще потребляется медиаконтент.

• Platterz — проект показал сумасшедший рост в прошлом году и закрыл новый раунд (в $15 млн — прим. RB). Это канадский проект по доставке еды в офисы. В прошлом году он вышел в США, а в этом будет покорять новые вершины: команда получила значительную поддержку и готова к экспансии в Америке.

• Cliently — это «Uber для химчисток». Он тоже из США, и тоже показал существенный рост в прошлом году. Мы рассчитываем, что проект сильно разовьется в 2018-м.

• Из российских проектов еще стоит назвать GetIntent, который переехал в Штаты, но продолжает работать с российскими клиентами. Проект тоже показал хороший рост, и мы рассчитываем на его результаты в новом году.

— За какими еще проектами вы следили, в каких вы бы хотели участвовать?
— Я не буду врать, что мы следим за проектами, в которых не участвуем. Потому что у нас больше ста проектов в портфеле — мне бы, дай бог, уследить за теми проектами, в которых мы участвуем. Зато есть проекты, в которых мы не участвуем, но с удовольствием на них смотрим, чтобы потом вложиться. Например, SmartCAT был ровно таким. Мы за ним смотрели-смотрели, а потом проинвестировали.
Какие отрасли будут расти
Игорь Рябенький пристально следит за развитием новых отраслей и эволюцией уже существующих. В первую очередь он оценивает инвестиционную привлекательность той или иной технологии.
— Сейчас у всех на устах блокчейн. У нас в портфеле также присутствуют блокчейн-проекты. (Я имею в виду блокчейн как технологию, а не спекуляцию.) Немного отошли в тень, но никуда не делись проекты на основе искусственного интеллекта. В прошлом году мы вкладывали и в них. В принципе, мы постоянно на эту территорию смотрим. Также перспективными будут отрасли кибербезопасности и финтеха. Здесь мы видим все возможности для появления прорывных технологий.

Много проектов появляется на стыке отраслей. Тот же медтех, который использует все достижения искусственного интеллекта, больших данных. Так появляются, например, роботизированное «второе мнение», меняется модель общения врача и пациента. Мы вообще много работаем с медициной и видим изменения: уже появляются бизнес-модели, которые не просто преобразуют онлайн-общение, но и в офлайне смогут поменять то, как люди обращаются со своим здоровьем. Это я тоже считаю сильным трендом.

Сейчас появляются новые технологии для коммуникации. Вы помните, как в 2016 году все говорили про ботов? Сейчас о них никто не говорит, но возникают вертикальные решения с использованием в том числе этих технологий. И они прорывные для своих вертикалей.
— Есть ли отрасли, которые сегодня, на ваш взгляд, переоценены?
— Есть отрасли, которые уже второй-третий год в застое. Это рекламная отрасль, из-за того, что на этом рынке довлеют Facebook и Google. Многие Adtech-проекты делают хорошие технологии и показывают хорошие обороты, но рынок считает их переоцененными именно из-за опасности со стороны гигантов.

Проблемы также приходят в e-commerce, где многие высоко оцененные проекты в опасности из-за сильной экспансии Amazon в США. Многие ICO-проекты тоже переоценены, потому что не имеют «за душой» ничего, кроме рекламной листовки. При этом они получили какие-то немыслимые средства. Пузырь надулся не там, где ожидали.
— И в эти отрасли вы пока не рекомендуете вкладывать?
— Нет, почему? У меня нет такого категоричного мнения. Мало того, мы сами продолжаем вкладывать в эти отрасли! Просто инвестировать нужно всегда с умом. А в те отрасли, которые находятся в зоне риска, инвестировать нужно три раза оглянувшись.

В прошлом году мы на ранней стадии вложились в израильский рекламный проект — Adjesty, который анализирует качество рекламы и борется с фродом. Мы видим, что в течение года они получили в клиенты несколько крутых и очень известных компаний. То есть сервис оказался востребованным.

Что касается блокчейна — мы тоже инвестируем, но смотрим, чтобы это был не тот проект, который спекульнул и исчез, а проект с реальным шансом принести ценность инвесторам, команде и рынку.
Насколько перспективен инструмент ICO
— Раз мы упомянули ICO — как в целом вы оцениваете этот инструмент? Насколько он полезен, здоров и перспективен?
— Вообще я убежден, что чем меньше регулирования, тем лучше. Но здесь мы, наоборот, ждем, чтобы правила устаканились. И если этот инструмент будет применяться — а мне кажется, что он имеет полное право на жизнь — хочется, чтобы он был более понятным и прозрачным.

Моя команда проанализировала ситуацию за прошлый год. И очень много проектов — откровенный скам и кидалово. Я считаю, что раз инструмент ICO появился, его никуда не деть. Он будет жить и доказывает, что интересен для инвесторов. Но для того, чтобы он стал реально рабочим, нужно еще много шагов, в первую очередь со стороны сообщества. Принимать участие в становлении ICO будут и регуляторы, хотим мы этого или нет. При этом важно, чтобы регулятор сделал понятное, прозрачное и легко применимое законодательство.
Как получить инвестиции от фонда AltaIR
— Можете сделать прогноз, как будет расти российский технологический рынок в этом году?
— У меня взгляд на рынок простой. Поскольку зарождавшаяся когда-то экосистема так и не зародилась, то у нас немного разрушена пищевая цепочка. За последние 3–5 лет сильно выросло ангельское сообщество, при этом есть очень умеренное количество фондов, которые инвестируют внутри рынка. И совсем отсутствуют покупатели. То есть, заходя в проект, ты не знаешь, кто его потом купит.
Когда у тебя нет замкнутого цикла, то тяжело построить оптимальный бизнес-процесс.
И вот, общаясь с большими игроками, мы всегда спрашиваем: когда вы перестанете изобретать велосипед у себя, а начнете инвестировать в стартапы (или покупать стартапы), которые делают все за вас?

В 2011–2012 годах мы выбрали для себя такую стратегию: делали широкий посев, то есть инвестировали в десятки проектов, в том числе на самой ранней стадии, чтобы поддержать их и дать дорасти до следующей стадии, когда придут игроки следующего уровня. Так работает классический венчурный рынок. А поскольку сейчас инфраструктура все еще находится в нерабочем состоянии, мы поменяли стратегию для российского рынка.

Теперь мы инвестируем в проекты в двух случаях:

Первое — если у проекта зрелая команду и четкое видение того, как стать лидером в России или на русскоязычном рынке. Например, в Prod.center изначально была такая инвестиция. Мы понимали, что у ребят амбициозная команда с сильными навыками, и они быстро становятся значимым игроком для России. Мои ожидания проект превзошел — он подписал соглашение с международными инвесторами и в этом году, думаю, пойдет уже и за границу.

А вторая категория — это, допустим, Smartcat. Проект, который изначально имеет большую международную аудиторию, и мы здесь сильно не рискуем, что его не поддержат инвесторы следующей волны. Он изначально international, и его спокойно можно представлять международному сообществу: уже не так важно, есть ли для него покупатель в России.

А все остальные проекты, вне этих категорий, мы не рассматриваем — потому что есть огромная вероятность, что эти стартапы не переживут «долину смерти», когда наши деньги закончатся, а следующие еще не придут.
© Rusbase, 2018
Автор текста: Наиль Байназаров
Фото: предоставлены AltaIR Capital


Людмила Чумак
Бизнес-ангел Игорь Рябенький — о том, куда вкладывать в 2018 году