Rusbase
Третьяковка идет в диджитал: как устроен маркетинг музея и чем привлекают посетителей

30 июля 2018





Государственная Третьяковская галерея — пожалуй, самый известный музей России и визитная карточка столицы. В музейный комплекс входят два основных здания — коллекция классического искусства в Лаврушинском переулке и искусство ХХ-ХХI веков в Новой Третьяковке; выставочный Инженерный корпус, храм-музей Святителя Николая в Толмачах, а также несколько мемориальных музеев — дом-музей В. Васнецова и мемориальная квартира А. Васнецова, мастерская скульптора А. Голубкиной, дом-музей П. Корина.

Rusbase узнал, как музей зарабатывает и привлекает посетителей.

История бренда Третьяковской галереи
Рассказывает Лара Бобкова,
начальник службы маркетинга и коммуникаций
История Галереи берет начало задолго до появления понятия «бренд». Первые картины Павел Третьяков приобрел в 1856 году — именно с этой даты принято отсчитывать историю одной из самых важных для России коллекций. Третьяковская галерея — без преувеличения один из самых сильных культурных брендов нашей страны.

В 2017 году визуальная идентичность бренда была обновлена. Перед нами стояла задача собрать разнообразные площадки и направления деятельности музея, дать большую свободу зданию на Крымском Валу, освободив его от узнаваемого васнецовского фасада в логотипе. Обновлением бренда занималось креативное агентство ONY. В основе теперь лежит лаконичная буква «Т» в эстетике авангарда и кириллицы. Цветовое кодирование и принципы верстки, динамики узнаваемых элементов позволяют вести коммуникацию с посетителями сразу о многих программах музея, нам важно было найти универсальную систему.

Любые изменения визуальной концепции театров или музеев чувствительно воспринимаются публикой, что ведет к негативным комментариям. Но мы в своей работе продолжаем опираться на ценности и принципы, которым уже больше 160 лет. Павел Михайлович, по сути, создавал музей современного искусства, влиял на художественную сцену в России и разделял самые смелые и передовые идеи просвещения и роли искусства в формировании личности.

На чем зарабатывает Третьяковка и куда тратит деньги

В 2017 году 34% средств Третьяковка получила от платных услуг, 30% составила субсидия на выполнение госзадания, еще 25% — пожертвования и спонсорские средства, поступившие в фонд. В 2018 году Галерея планирует заработать почти 1,4 млрд рублей. На организацию выставок в прошлом году у Галереи ушло 480 млн рублей, на зарплату сотрудникам — 500 млн рублей. Источник: годовой отчет Третьяковской галереи.

Посетители Третьяковки— кто они?
Рассказывает Алена Агапиева,
руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи
В прошлом году мы сегментировали аудиторию, чтобы понять, как распределяются музейные посетители по типам мотиваций и отношению к искусству. В итоге у нас получилась картинка из 10 сегментов разной степени вовлеченности в искусство.

Благодаря сегментации мы также понимаем, кому может быть интересна конкретная выставка, художник или другой продукт. Например, выставка Василия Верещагина в большей степени интересна «хранителям традиций» и «семейным», а аудитория выставки Михаила Ларионова — это скорее «модники» и «познающие». Соответственно, информационные, рекламные кампании вокруг выставок нужно выстраивать с прицеливанием на приоритетные сегменты.
Сегменты аудитории музея (нажмите, чтобы развернуть)
  1. Познающие — 12%. Люди, для которых музей — это место, где можно получить новую информацию. Используют аудиогид и читают информацию на табличках.

  2. Хранители традиций — 12%. Привязаны к корням и семейным традициям. Передают их детям и внукам. Ценят преемственность поколений и стремятся к сохранению культурного наследия.

  3. Семейные — 10%. Ходят с детьми в музей прежде всего для их обучения и образования. Для них музей — это лучшее место, где можно провести время с семьей.

  4. Модники — 10%. Идут на все, что модно и популярно, даже если им не нравится представленное искусство. Цель: сделать сэлфи с друзьями и показать, что они там были.

  5. Социализаторы — 8%. Поход в музей — повод для общения с близкими. После музея продолжают общение в кафе или еще где–то.

  6. Беглецы от реальности — 8%. Музей — это место, где можно отключиться от обычной жизни и уйти в другой мир. Обычно приходят, чтобы насладиться атмосферой.

  7. VIP — 4%. Предпочитают наслаждаться искусством в эксклюзивных условиях и готовы платить за это.

  8. Профессиональное сообщество — 4%. Профессионалы в области искусства, которые приходят в музей по работе или учебе.

  9. Туристы — 28%. Индивидуальные и групповые туристы из России и зарубежья. Сами туристы мало влияют на выбор музея — за них это делает туроператор.

  10. Школьные группы — 8%. Организованные образовательные визиты школьных классов. Сами школьники не влияют на выбор музея. Решение о выборе музея принимают учителя.
Исследование также показало важную часть музейных посетителей — если можно так сказать, «вынужденных». Это школьные и туристические группы, которые часто не выбирают самостоятельно поход в тот или иной музей или тему экскурсии. Здесь работа должна проводиться даже не с самими участниками, а с организаторами — учителями и гидами, туроператорами. По сути, это скорее не работа с личной мотивацией, а b2b–сотрудничество, так что сегменты групп были выделены отдельно для отдельного исследования.

Да, о выставках как реакции на интересы аудитории пока говорить рано. Музей устроен несколько иначе, чем бизнес, в котором создание продукта — это в первую очередь ответ на спрос потребителей. Для музея первостепенна научная деятельность, каждая выставка — это исследование темы, художника, периода времени. Но я уверена, что со временем научные отделы будут вдохновляться в том числе остросоциальными, важными для людей темами и рассматривать, изучать их через искусство, как это уже происходит за рубежом.
В 2015 году «Ночь музеев» (проходила два раза) и «Ночь искусств» посетили 29 тыс. человек, в 2016 — 10 тыс., в 2017 — 8500 человек.
Каждый год мы участвуем в «Ночи музеев». Конечно, в этот момент виден всплеск интереса, например, в 2018 году нас посетило больше 17 тыс. человек. Мы побили рекорды по посещаемости среди музеев. Но 90% людей, которые приходят в музеи в рамках акции, не возвращаются в музеи до следующей «ночи».

У многих музеев есть дни бесплатного входа. Но почему–то люди ждут третей субботы мая. Вероятно, для многих это в первую очередь праздник, хороший повод встретиться с друзьями, как День города, например, и только во вторую — собственно посещение музея.
Сувенирная продукция музея

Музейный маркетинг и тренды в коммуникациях
Рассказывает Алена Агапиева,
руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи
Музейный маркетинг сейчас переживает, кажется, переломный момент. Все больше возникает запросов на исследование и сбор данных по аудитории, все чаще к разработке стратегий и планов привлекаются специалисты из бизнеса. Я сама работала в PR и маркетинге в digital и не только. Привносить структурность и системность маркетингового подхода из бизнеса в музей — это очень интересный процесс. Многие формы коммуникации или сотрудничества для музейной сферы новые и неизученные. Например, простое участие в программах лояльности партнеров или кросc-промо — это пока что новые форматы в музейной коммуникации.
Rusbase
Сложно ли сохранять грань, когда ты, с одной стороны, должен быть консервативным и продвигать классическое искусство, а с другой — быть современным, чтобы говорить с аудиторией на одном языке?
Алена Агапиева
Третьяковская галерея — современный музей с уникальной историей, самой большой коллекцией классического русского искусства и постоянно пополняющимися фондами нового искусства. Так что в самой сути у нас заложен баланс всех частей. Если четко понимать бренд и его имидж, то проблемы с выстраиванием коммуникационной стратегии не будет.

Лара Бобкова
Каждый раз искать баланс — отдельное искусство. Как рассказать просто и доступно о Верещагине, чтобы не скатиться в упрощение? У нас есть формула, к которой хочется стремиться — рассказывать легко, но не легковесно. Недавно возникла серьезная дискуссия с кураторами о том, можно ли про 19 век использовать современные словечки — «тренд», «хайп»? Где–то это уместно, а где–то лучше потерпеть.

Как Галерея работает со спонсорами
Рассказывает Алена Агапиева,
руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи
Финансовыми партнерами занимаются наши коллеги — отдел развития и Фонд поддержки Третьяковской галереи.
В 2016 году Галерея потратила на новые предметы коллекции почти 2,9 млн рублей спонсорских средств, в 2017 году — около 5,2 млн. В 2016 году коллекция музея пополнилась на 4 тыс. предметов, в 2017 — на 4,3 тыс.
Отдельное направление этой работы — общение с меценатами, которые готовы приобретать произведения искусства для коллекции в рамках программы «Меценаты и дарители». Например, в апреле этого года прошел первый для Третьяковской галереи благотворительный ужин, благодаря которому удалось пополнить коллекцию скульптуры музея работами Дмитрия Цаплина. Существуют программы лояльности — индивидуальная и корпоративная, средства от которых идут на развитие Галереи.

Третьяковская галерея обладает сильным брендом — работать с нами выгодно с точки зрения репутации и, надеемся, интересно с точки зрения процесса. Крупный бизнес чаще всего поддерживает масштабные выставочные проекты, а также корпоративную программу, которая позволяет пользоваться услугами музея на приоритетных началах. В private banking уже считается хорошим тоном, когда банк приобретает такую программу для своих вип–клиентов.
Программа лояльности музея (нажмите, чтобы развернуть)
В марте 2017 года была запущена корпоративная программа для четырех компаний: Enel, «Газпромбанк», «НОВАТЭК», EY. Доход — 8,2 млн рублей. Индивидуальная программа была запущена в августе 2017 года. Ею воспользовалось 605 человек. Доход от нее — 2,4 млн рублей. Стоимость карт — от двух до ста тысяч рублей.

Почему пресса не всегда может привлечь посетителей
Рассказывает Алена Агапиева,
руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи
В основном пресса обращается к нам сама, мы обрабатываем огромное количество входящих запросов. Другая часть работы — это проработка сотрудничества и инфопартнерства. Конечно, от нас идет в СМИ большое количество релизов по проектам и планам. Помимо этого, мы предлагаем темы и спецпроекты по тем продуктам, где это может быть интересно и эффективно.

Важно понимать, что не стоит использовать только этот инструмент и делать на него ставку, особенно со сложными проектами. В мае у нас завершилась сложная историческая выставка икон «Сказание о граде Свияжске». Любителям истории этот период истории почти неизвестен — сложно замотивировать их узнать что–то об этом самостоятельно. Мы рассказывали об экспозиции, организовывали интервью с куратором: вышло порядка 120 публикаций, приходило телевидение, но посетителей было мало.
В 2014 году Галерею посетили 1,4 млн человек, в 2015 — 1,6 млн, в 2016 — 2,2 млн, в 2017 — 2 млн человек. Источник: годовой отчет компании за 2017 год.
Да, СМИ — хороший инструмент, когда у выставки большая аудитория. Но если тема интересна узкому сегменту, нет смысла тратить больших усилий и «палить из пушки по воробьям». Нужно сразу на этапе планирования концепции общаться с одной аудиторией.

Кроме того, у нас уже налажена работа с рядом культурных и не только блогеров, однако не могу сказать, что это сделано системно. Организовать эту работу — один из следующих шагов в проработке базы коммуникации.
Количество упоминаний в СМИ
2014
4 тыс.
2015
23 тыс.
2016
55 тыс. (включая сюжеты на ТВ)
2017
39,6 тыс.

Да, у Галереи тоже есть конкуренты
Рассказывает Алена Агапиева,
руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи
В Москве мы конкурируем с торговыми центрами, кинотеатрами, хорошей погодой — всем, что окружает людей и создает досуг.
У Третьяковки есть свои кинопоказы: в 2017 году на 705 сеансов пришло больше 21 тыс. зрителей, а доход Галереи от коммерческих показов составил 3,2 млн рублей.
Конечно, мы конкурируем с другими музеями. Но это больше похоже на симбиоз, мы постоянно общаемся, делаем совместные проекты. И не боимся обмениваться аудиторией друг с другом: глупо пилить музейную публику, которой и так немного.
Например, в январе 2017 у нас с «Гаражом» была акция, когда по корешку билета можно было пройти в два музея сразу со скидкой 60% (два билета со скидкой стоили 550 рублей. — Прим.).

С Еврейским музеем и центром толерантности осенью 2017 делали двойную выставку работ Эля Лисицкого (на конец 2017 года выставку посетило более 30 тыс. человек. — Прим.). Вместе с ИРРИ мы запускаем автобус с изображениями картин на футбольную тематику. Это только из последнего. В рамках программы «Друг Третьяковской галереи» мы делаем кросс-культурные мероприятия с музеями — с «Гаражом» и Пушкинским.
Посещаемость и доход малых музеев Галереи (нажмите, чтобы развернуть)
Музей-квартира А.М. Васнецова. Рост посещаемости за 2017 год — на 63% (9,6 тыс. человек), рост доходов — на 80% (987 тыс. рублей).

Дом-музей В.М. Васнецова. Рост посещаемости за 2017 год — на 20% (39,7 тыс. человек), рост доходов — на 80% (7,4 млн рублей).

Музей-мастерская А.С. Голубкиной. Рост посещаемости за 2017 год — на 15% (3,2 тыс. человек), рост доходов — на 80% (327 тыс. рублей)
Rusbase
Третьяковка активно экспериментирует с VR — расскажите об этом.
Алена Агапиева
5 июня мы в партнерстве с VRtech представили проект с использованием виртуальной реальности «Авангард в трех измерениях: Гончарова и Малевич». Проект посвящен известным представителям русского авангарда, которые совершили революцию в искусстве. Он помогает не только узнать о творчестве Гончаровой и Малевича, но и самому воссоздать их произведения искусства.

Мы постарались сделать так, чтобы технологии не просто усилили впечатление от произведений, но и помогли человеку на новом уровне взаимодействовать с художественным процессом. Это игра, в которой посетитель может погружаться в образ мышления и стиль художника, создать свое произведение.

Светлана Горбачева, руководитель проекта ArtVR
Успех любого VR-проекта зависит от трех ключевых элементов: контента, аппаратного оснащения и ПО. Мы доводим каждый пункт до совершенства, чтобы дать пользователям яркий опыт и впечатления.

Аппаратная часть проекта состоит из VR-систем, несущих конструкций и мощных игровых станций. Ее мы заказываем у наших партнеров и проверенных поставщиков. В среднем стандартная площадка на четырех пользователей стоит порядка 2 млн руб. Для управления локацией мы используем ПО сети VR-залов PlayVR, доработанное под специфику проектов ArtVR.

Мы очень довольны результатом: уже за первый месяц работы ArtVR посетили более 2,5 тысяч человек.

Как Галерея работает в digital
Рассказывает Алена Агапиева,
руководитель отдела по связям с общественностью Третьяковской галереи
Мы активно используем digital-инструменты для продвижения. Они позволяют решать задачи по повышению узнаваемости, информированности, так и по фактическим действиям, например, «купить билет».

В первой части рекламной кампании к выставке «Василий Верещагин» мы сделали всю ставку на онлайн. Вышли интерактивные погружающие материалы на Lenta.Ru, в «Вокруг света», проект с «Батенька, да вы трансформер». Рекламные размещения на «ЛитРес» и LiveLib, где основная аудитория пересекается с нашими приоритетными сегментами.
Рассказывает Лара Бобкова,
начальник службы маркетинга и коммуникаций
Музей — это живая коллекция. У Третьяковской галереи она настолько большая, что на ее основе можно рассказать историю про любого человека, любую эпоху. Digital помогает достучаться человеку прямо в экран или ухо и распространить эти истории. Именно в этом потенциал коллабораций, например, со СМИ: музей через другие каналы может заинтересовать и привлечь новую аудиторию.
В 2017 году сайт Галереи собрал 2,5 млн посетителей, которые сделали 10,2 млн просмотров.
Недавно я сама проходила очень интересный тест на «Афише» про палитру художников. Тебе дают раскладку цветов, а ты угадываешь художника. Это не статья, но ты фокусируешься на искусстве и думаешь: «Что–то давно не был в Третьяковке. Надо сходить». Любая маркетинговая активность, реклама, инсайты направлены на просвещение и пропаганду того, что в музеи ходить просто, доступно и интересно.

Работа мультимедиа-направления делится на два блока. Первый — это все то, что сопровождает гостей на выставке: графика, информация о контексте эпохи, биография художника — в виде интерактивных экранов, слайд-шоу или тач-панелей.

Второй блок — весь онлайн: сайт, социальные сети. Мы планируем развивать образовательные программы онлайн, потому что чувствуется запрос аудитории.

Соцсети — прямой канал связи с аудиторией. Нам очень много пишут в личные сообщения. Узнаваемость бренда галереи идет гораздо дальше Москвы. Половина нашей аудитории — не москвичи, но те, кто интересуется искусством. Онлайн мы делимся сюжетами и темами, которые доступны для широкой аудитории. Мы почти не анонсируем лекции в соцсетях, потому что это будет неинтересно тем, кто, допустим, живет в Краснодаре.

Мы разделяем аудиторию во ВК, FB, Instagram. Каждый год анализируем самые популярные публикации и самые животрепещущие, которые вызывают споры и критику.
Мы общались с представителями Третьяковской галереи до инцидента с «нелегальными экскурсиями», который вызвал шквал обсуждений в соцсетях. Редакция Rusbase запросила комментарии пресс-службы Галереи по этой теме, но не получила ответа на момент публикации материала.
В 2017 году в Галерее прошло 28 выставок. Тремя самыми популярными стали: «Зинаида Серебрякова» (5 апреля — 30 июля) — 190 тыс. посетителей, «Шедевры Византии» (8 февраля — 23 апреля) — 163 тыс. посетителей,
«Оттепель» (16 февраля — 12 июня) — 121 тыс. посетителей. Фото: Третьяковская галерея в Instagram.

SMM-стратегия: онлайн-экскурсии на жестовом языке, шеф-повар и конкурсы для фолловеров
Рассказывает Саша Кихай,
куратор социальных сетей Третьяковской галереи
Мы постоянно корректируем нашу работу в социальных сетях, реагируя на запросы аудитории. Сейчас мы отходим от прямого анонсирования и формируем онлайн-аудиторию Третьяковки, которая гораздо шире аудитории посетителей музея.
С «Одноклассниками» мы планируем провести первую онлайн-экскурсию на русском жестовом языке.

Мы активно осваиваем новый формат онлайн-экскурсий. Эти материалы пользуются большой популярностью. Мы приглашаем интересных спикеров, специалистов других сфер, чтобы расширить аудиторию и представить наши программы по–новому. Например, к Пасхе мы организовали онлайн-экскурсию, посвященную пасхальному столу: шеф-повар ресторана «Матрешка» в прямом эфире рассказывал о своем видении пасхальных натюрмортов из нашей коллекции. В выставке Василия Верещагина.
В 2017 году за Третьяковской галереей во «ВКонтакте» и Instagram следили в основном женщины — 62% и 72% соответственно от всей аудитории каждой соцсети. Аудитория Галереи во «ВКонтакте» — в основном старше 45 лет, в Instagram — 25-34 года. Источник: годовой отчет компании за 2017 год.
Мы участвуем практически во всех музейных акциях и сотрудничаем с культурными институциями онлайн, тем самым создавая культурную сеть. Последними акциями были «Музейная неделя», межмузейный конкурс к акции «Ночь в музее» под названием «Музеи меняют мир» о личных историях наших посетителей и их музейном опыте. Сейчас мы реализуем два конкурса, созданных специально для сетей: конкурс с популярным каллиграфом Покрасом Лампасом и радио «Эхо Москвы», посвященные выставке «Василий Верещагин».

В разных сетях за нами следят совершенно разные подписчики, например, во «ВКонтакте» это более зрелая аудитория, заинтересованная в образовательных проектах и любители русского искусства 18–19 веков. В Instagram аудитория более молодая. Она интересуется тем, что происходит в самом музее, его людьми и атмосферой. Тут уже мы готовим контент под интересы публики.
Сейчас у нас 860 тысяч подписчиков во всех социальных сетях.

Если говорить о самых популярных постах, то наш рекордсмен в Instagram — это Васнецов. Из нашего топ-5 три фото посетителей у его работы «Сирин и Алконост» собрали более 17 тыс. лайков. На втором месте архивные фото Ильи Репина на санках зимой. И почти догнал Васнецова Покрас Лампас.

Во «ВКонтакте» наши подписчики с радостью рассказывают о погоде в своих регионах и публикуют в комментариях фото питомцев. В Facebook популярны скорее трансляции событий из галереи и анонсы крупных выставок.

Пять принципов работы Третьяковки в соцсетях
1
Уникальный контент
2
Многоголосье — материалы о работе разных отделов пишут сами сотрудники
3
Активная работа с жалобами и пожеланиями
4
Материалы, которые интересны именно вам: если вы не любите современное искусство, вы его не увидите
5
Интерактив с фолловерами: конкурсы, фото и работы посетителей на страницах



Зачем Галерее показывать фильмы и делать уроки живописи
Рассказывает Лара Бобкова,
начальник службы маркетинга и коммуникаций
Программы по кино начинались как образовательные курсы по искусству кино: это, как и живопись, визуальное искусство. Вначале куратор Максим Павлов с коллегами показывали классику и историю отечественного кинематографа, которая была связана с языком живописи. Сейчас туда ходит аудитория, которой интересно посмотреть фильмы в атмосферной обстановке.
Проект с Tvzavr собрал 79 публикаций в СМИ, PR value составил $24,7 тыс., media outreach — 65,9 млн потенциальных контактов с аудиторией. Публикации вышли в Lenta.ru, 7days, «Коммерсанте», Marie Claire, «Комсомольской правде» и других крупных изданиях. Источник: внутренние данные Третьяковской галереи.
Интересный кейс у нас был с онлайн-кинотеатром Tvzavr (проект получил премию Рунета 2017 в номинации «Государство и общество». — Прим.): они ушли в офлайн на нашу площадку, а мы взамен получили коммуникацию с их аудиторией. Вместе с ними мы делаем допремьерные субботы.

Мы видим, что благодаря этому к нам приходят те, кто раньше не был в Галерее или был один раз. И в первую очередь они приходят из–за кино. Мы считаем, что кинотеатр должен и развиваться самостоятельно, и поддерживать существующую аудиторию музея.

А вот посетители лектория ходят на все выставки. Это люди со свободным временем, которое они готовы тратить на полезный досуг. Или это молодежь, у которой не так много времени, но она очень хочет развиваться.
Rusbase
За какими проектами в digital у зарубежных коллег вы следите?
Лара Бобкова
Любим коллег из Rejksmuseum (художественный музей Амстердама, который входит в топ-20 самых посещаемых музеев мира. — Прим.). Они очень смелые в маркетинге и диджитал: находят тонкий баланс в позиционировании музея как самого главного национального музея, а также грамотно общаются с разными аудиториями на разном языке — на пачках молока, в брендинге сувенирной продукции, в рекламных роликах в социальных сетях.

Очень нравятся проекты британской галереи Tate, особенно Tate kids, и американский МОМА. Они делают фантастическую ставку на детей и осознанно работают с будущей аудиторией. Детские программы не приносят большого дохода сейчас, но за этим развитие и жизнь музеев.
Как Галерея расширяет аудиторию и привлекает новых посетителей
Рассказывает Лара Бобкова,
начальник службы маркетинга и коммуникаций
Весной 2016 года была опубликована концепция развития Галереи на ближайшие 10 лет. Заново ставились базовые вопросы: зачем нужна Третьяковская галерея, какие главные ценности музея и коллектива. И, что самое удивительное, шли горячие дискуссии.

Одним из главных постулатов новой концепции является то, что посетитель ставится в центр нашей деятельности. При этом важнейшей задачей по-прежнему является сохранять, изучать и представлять искусство. Новый фокус на потребностях посетителей и интересах молодежи разнообразил виды программ и коммуникаций с аудиторией.

Благодаря этому появились музыкальные фестивали Vivarte (в 2017 году шесть концертов посетило 1760 человек. — Прим.), спортивные программы «Спорт в музее» к ЧМ–2018 и аудиогид с участием Виктора Гусева (спортивный комментатор. — Прим.), а также появился бесплатный вход в Новую Третьяковку для болельщиков.
Фестиваль Vivarte, 2017
Отдельное направление работы Галереи — инклюзивные программы.

Когда меня спрашивают, почему нельзя сделать вход в музей полностью бесплатным, я отвечаю, что вопрос сильно упрощает ситуацию, в которой развиваются музеи. Да, партнеры Галереи поддерживают выставочные проекты, реставрацию произведений, ремонтные работы пространств музея, меценаты пополняют коллекцию. Это огромная индивидуальная работа с каждым партнером, притом, что законодательно, в отличие от некоторых других стран, поддержка культуры никак не отражается на налоговых условиях для компаний или частных лиц.

Вход в музей для детей до 18 лет бесплатный, также действуют льготы. По средам вход в постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке всегда бесплатный. Наши образовательные и публичные программы по сравнению с другими предложениями в Москве вполне доступны для самых разных аудиторий.

Музей должен развиваться, приглашать и мотивировать высококвалифицированных специалистов, улучшать сервисы, разрабатывать интересные программы, ведь это и делается для нашей аудитории на доход от билетов.
© Rusbase, 2018
Фотографии: предоставлены пресс-службой Третьяковской галереи.
Текст: Екатерина Гаранина


Екатерина Гаранина-Карпова
Третьяковка идет в диджитал: как устроен маркетинг музея и чем привлекают посетителей