Top.Mail.Ru

«Нас знает полмира, кроме России»: как выйти на экспорт с медицинским продуктом

Колонки
Колонки
Юрий Корюкалов
Юрий Корюкалов

нейрофизиолог, основатель компании «НейроТехнолоджи»

Ольга Лисина

Запустить медицинский стартап непросто. Еще сложнее сделать так, чтобы вашими товарами пользовались за рубежом.

Юрий Корюкалов, нейрофизиолог и изобретатель аппаратов для коррекции позвоночника Cordus и Sacrus, рассказывает, почему делать медицинский стартап в России — занятие на любителя. И как выйти на экспорт, оставаясь неизвестными в родной стране.

«Нас знает полмира, кроме России»: как выйти на экспорт с медицинским продуктом
  1. Колонки

7 лет от идеи до реализации

К этому стартапу я шел семь лет. В 2001 году я помогал отцу в работе и таскал тяжелые листы металла, пока не сорвал себе спину. Уже позже в моем институте начался курс мануальной терапии — и я узнал основные причины возникновения нарушений в позвоночнике.

Тогда у меня появилась идея создать аппарат, который можно использовать дома и не знать, что такое боли в спине, грыжи и протрузии.

Идея лежала «в столе», а я занимался наукой и защищал диссертацию, пока мне не позвонил Виталий Денисенко, друг и соавтор технологии. В разгар кризиса 2008 года ему пришла идея первой модели аппарата.

Так в 2012 году на рынке появились аппараты Cordus, а еще через четыре года — Sacrus и Cordus Pro. Их можно безопасно и эффективно использовать дома.

Расскажу, как мы запускали этот стартап, почему Россия — пока не лучшее место для технологий в медицине и как вывести продукт на зарубежные рынки.


Фото из архива автора


Если у вас нет 5 млн, стартапа не будет

Оказалось, запускать медицинский стартап не только сложно, но и довольно дорого. Все началось с экспериментов — конструкция аппарата учитывала анатомию каждого отдела позвоночника. Это заняло 3,5 года — все это время мы платили из своего кармана. Но чтобы продолжить дело, нам понадобился инвестор. И вот почему:

  1. В России очень жесткий регламент в отношении медизделий. С вас потребуют полноценный медицинский сертификат с клиническими испытаниями. Без него нельзя ни продавать, ни рекламировать, поэтому такого «удовольствия» вы не избежите. Еще тогда за это нужно было отдать около 600 тысяч рублей (пошлина, технические, токсикологические и технические испытания), а процесс получения занимал 15 месяцев.
  2. На разработку и производство нужно заложить не менее года. Допустим, вы придумали спортивный тренажер — товар, близкий к медицинскому. От идеи до реализации пройдет не меньше года, и вам понадобятся люди, которым надо платить. В нашей команде были три человека — поднять медицинский стартап одному нереально. За этот год им нужно заплатить около 2,5 млн рублей с налогами.
  3. Когда запускаешь стартап, появляются побочные расходы. Не говоря уже о производстве: пресс-форма, которая подошла для изготовления наших аппаратов, обошлась нам в 1,8 млн рублей. Аренда офиса, встречи, командировки, первые рекламные кампании… Выходит около 2,3 млн.

В совокупности получается 5 млн рублей. И это в Челябинске! Поэтому в 2011 году мы привлекли инвестиции и смогли выпустить первую партию аппаратов.


Вышли на экспорт, потому что других вариантов не было

Я делал эти аппараты для России и не думал про экспорт — наивно полагал, что рынок с радостью примет наши изделия. Но не тут-то было. Экспортировать свои товары мы стали лишь потому, что встретили в России массу барьеров.

  1. Непонимание технологии. Наши люди привыкли к простым и недорогим изделиям. Мало кто хочет вникать в то, как работают мышцы позвоночника и зачем их расслаблять. Люди привыкли, что им предлагают выпить таблетку и поставить укол, и рассматривают новую технологию лишь тогда, когда известные им средства не помогают.
  2. Необходимость в масштабных рекламных кампаниях. Чтобы люди поняли технологию и решили ее опробовать, им нужно объяснять, как она работает. Причем много раз и везде. Сложному товару нужно активное продвижение, на которое не было денег — инвестор не хотел рисковать. Поэтому в первый год мы просто звонили в клиники, аптеки и магазины ортопедических товаров.
  3. Платные полки для продаж. Казалось бы, мы уже стали привлекать российских дистрибьюторов. Почему бы не распространять наши аппараты через те же аптеки? Оказалось, аптеки хотят получать с нас по 7 тысяч рублей за полку. Это немало, поэтому пришлось отказаться.

Мы постоянно искали российских дилеров. Продажи то росли до 300 аппаратов в месяц, то падали до 25 штук. Так продолжалось несколько лет. За это время я понял, что стабильность — не для стартапов.

Все изменилось тогда, когда подскочил доллар и наша финмодель перестала работать. Ритейл встает, мы продаем в минус и получаем одни убытки. Именно тогда ко мне пришла мысль об экспорте.


Shutterstock / j.chizhe


Продавать за границу, не сделав ни одного звонка

Мы начали продавать аппараты за рубеж, не сделав ни одного звонка иностранным дистрибьюторам. Когда финмодель рухнула, я решил, что нужно рассказывать людям о нашей технологии своими силами. Оказалось, достаточно трех действий, чтобы привлечь и покупателей, и дилеров.

  1. Я начал снимать обучающие ролики и выкладывать их на YouTube. Одно видео случайно нашел дилер из Словакии, который был «в теме» ортопедии и захотел опробовать методику лично. Мы отправили ему аппараты, он протестировал их и понял, что они работают. Так мы получили первого иностранного дистрибьютора, а я продолжил снимать ролики, но уже с акцентом на привлечение дилеров.
  2. Мы запустили рекламу в Google Adwords, настроив показ на другие страны. Так мы поймали дилера из Мексики — он занимался медицинскими товарами и тоже знал толк в ортопедии. Мы выслали ему аппараты, а он отдал их на тестирование местным врачам. Они убедились в эффективности и сделали первый заказ на 100 штук. Теперь этот же дилер продает 600 наших аппаратов ежемесячно.
  3. Мы отправляли наши аппараты всем, кто ими интересовался. Например, в 2015 году мы вышли на Францию именно благодаря этому — местный дилер увидел наши аппараты у словацкого, которому мы бесплатно отправили образцы. Француз заказал у него несколько штук, а потом сам вышел на нас.

В 2019 году я привлек специалиста по ВЭД.

Сейчас мы представлены в 12 странах, а нашу методику опробовали покупатели из 47 стран. За все это время мы продали 60 тысяч аппаратов, получили 900 видеоотзывов от людей со всего мира, а нашу технологию используют 800 специалистов из разных стран.

Все это — благодаря экспорту. Много лет мы шли к тому, чтобы сделать резкий скачок. В итоге мы продаем наши аппараты по всему миру, а в 2019 году получили награду в рамках всероссийской премии «Экспортер года» — заняли третье место среди высокотехнологичных компаний.


Как выйти на экспорт за 5 шагов

Что конкретно делать, если вы изобрели новый товар и хотите продавать его через сеть иностранных дилеров? Рассказываю по порядку.

  1. Сразу оформить РСТ-заявку и товарный знак. РСТ-заявка считается международной — она включает в себя порядка 150 стран. Она дает вашему продукту защиту в течение трех лет — за это время вы определитесь, в каких странах будете патентовать свой товар. Направьте эти три года на то, чтобы развить рынки и смотреть, что и где выстрелит. Это гарантирует вам возможность оформить патент в нужной стране.
  2. Сравнить товар с товарами-конкурентами за рубежом. Во всем мире к медицинским товарам из России относятся с недоверием. Все знают, что мы очень хороши в IT-сфере, но вот медицина у нас проседает. Поэтому сравните ваш продукт с заграничным продуктом-конкурентом — ваш должен быть не хуже по качеству и стоить на 30% дешевле при большей функциональности. Иначе его не купят. Если возможно, добавьте к своему изделию IT-технологии, чтобы повысить доверие у иностранцев.
  3. Пройти минимальную сертификацию. Самый экономный вариант — продавать либо в США, либо в Европу. Там достаточно простой сертификации на оздоровительные товары. В США можно ограничиться сертификатом соответствия за $3 тысячи. У нас именно такой. В Европе это будет стоить около €3 тысяч. Это самые дешевые варианты — если вы производите продукт с электроникой, сертификация будет стоить дороже.
  4. Оформить инструкцию и упаковку по европейским стандартам. Это обязательно, иначе не продадите. Также надо сделать презентацию на английском языке и хотя бы один качественный промо-ролик о продукте. Совет: для озвучки ролика возьмите носителя языка, чтобы акцент не резал слух дилерам.
  5. Мониторить выставки. Самый быстрый способ привлечь первых дилеров — посмотреть списки близких к вашему продукту выставок за последние 2 года. Найдите там компании, которые продают товары – обычно их всего 15-20% от общего списка. Отправляйте им презентацию, промо-ролик и предлагайте образцы для тестирования в подарок.

Сейчас мы выходим на российский рынок. Он в 10 раз меньше европейского. На многое мы не рассчитываем, но хотим быть полезными.

Мы делали наши аппараты для своих (тут они стоят на 20% дешевле, чем в Европе), но не смогли реализовать их в России из-за массы барьеров. Сейчас мы разрабатываем браслет, который будет работать на стыке с IT-сферой — зайти с ним на наш рынок будет легче.


Фото на обложке: Shutterstock / zenstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ТЕГИ
EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти

Материалы по теме