Top.Mail.Ru
Истории

Как списать взаимную задолженность между организациями

Истории
Владислав Афонин
Владислав Афонин

Руководитель направления поискового контента

Анастасия Удальцова

Вместо того, чтобы кружиться в бесконечном вальсе платежей, можно элегантно завершить танец, «списав» взаимные обязательства. Этот изящный маневр называется взаимозачетом. 

Как правильно выполнить это «па», чтобы не запутаться в финансовых обязательствах и выйти из ситуации с прибылью, а не с убытками? Об этом и пойдет речь в статье.

Как списать взаимную задолженность между организациями
  1. Истории

 

Что такое взаимозачет?

К примеру, московская компания А поставляет конфеты магазину Б в Санкт-Петербурге. Магазин Б должен компании А 100 тыс. рублей. В то же время компания А арендует склад у питерской компании В, которой компания должна 50 тыс. рублей.

Фирмы Б и В договариваются: магазин Б платит 50 тыс. питерской компании В вместо компании А. Компании А и Б делают взаимозачет на 50 тыс.

Взаимозачет — это, простыми словами, договор между компаниями о взаимном погашении долгов.

Долги должны быть однородными. 

Нельзя зачесть долг за товар против долга за аренду помещения. Например, «Ромашка» не может зачесть долг «Букета» за цветы против долга перед «Букетом» за аренду офиса. Цветы — товар, аренда — услуга. 

Предметы взаимозачета должны быть одинаковыми: товар за товар, услуга за услугу, деньги за деньги.

Перед тем как делать взаимозачет, убедитесь, что есть все документы, подтверждающие задолженность (договоры, акты, счета-фактуры). 


И обязательно составьте договор о взаимозачете, где четко пропишите все условия. 


Взаимозачет — это отличный инструмент для бизнеса, позволяющий упростить расчеты и сэкономить ресурсы. Это простой и удобный способ расплатиться, не тратя время и ресурсы на банковские переводы. Главное — все правильно оформить.

 

Виды взаимозачета и порядок их оформления

Взаимозачет задолженностей открывает перед компаниями возможность оптимизировать финансовые потоки. Различные виды взаиморасчетов позволяют подобрать оптимальный механизм для каждой конкретной ситуации. 

Рассмотрим основные из них:

  • Двусторонний. 

Две компании должны друг другу. Например, московская пекарня «Булка» должна питерской мукомольне «Мельник» 100 тыс. рублей за муку. «Мельник» заказал у «Булки» партию пирожных на ту же сумму. 

Они договариваются и «закрывают» долги. К преимуществам этого вида относятся простота, для его заключения нужен минимальный документооборот, можно быстро погасить взаимные обязательства и сохранить конфиденциальность, так как в сделке участвуют только две стороны.

  • Многосторонний. 

Например, «Булка» должна «Мельнику», «Мельник» должен транспортной компании «Грузовик» за доставку, а «Грузовик» — «Булке» за перевозку оборудования.

  • Взаимозачет с третьими лицами. 

Компания А должна Б, компания В должна А. Б и В договариваются, и В платит Б вместо А. Например, «Булка» должна «Мельнику», а компания «Упаковка» должна «Булке». 

«Мельник» и «Упаковка» договариваются, и «Упаковка» платит «Мельнику» вместо «Булки». Этот вид отличают гибкость: возможность погасить задолженность даже при отсутствии прямых взаимных обязательств между основными сторонами. 

Он полезен, когда прямые расчеты между двумя компаниями затруднены. 

  • Комбинированные схемы. 

В практике часто встречаются комбинации различных видов взаиморасчетов, адаптированные под специфику конкретных ситуаций. Например, сочетание цессии и классического взаимозачета.

Выбор оптимального вида взаиморасчета зависит от множества факторов, включая количество участников, сложность взаимоотношений и характер самих задолженностей. 


Читайте также: Контрагент не исполняет свои обязательства: способы взыскания задолженности. Подробная инструкция


Грамотный подход к выбору механизма взаимозачета позволяет компаниям эффективно управлять своими финансами и уменьшить риски.

Для успешного проведения операции нужно четко определить порядок взаимозачета задолженностей, зафиксировав его в соответствующем соглашении. 

Без договора взаимозачет недействителен. В нем нужно прописать:

  • Кто участвует.
  • Какие суммы учитываются. Если суммы долгов разные, в договоре указывают, кто кому и сколько должен.

Например, новосибирская фирма «Сибстрой» должна красноярской компании «Лес» 500 тыс. рублей за древесину. «Лес» должен «Сибстрою» 300 тыс. рублей за аренду строительной техники. Они заключают договор взаимозачета. Долг «Сибстроя» уменьшается до 200 тыс.

Каждый вид взаимозачета обладает своими особенностями и преимуществами, которые делают его подходящим для определенных ситуаций. 

Главное — тщательно проанализировать все условия и выбрать тот механизм, который обеспечит безопасность для всех участников.

 

Взаимозачет в бухгалтерском учете

Главное правило: взаимозачет оформляется договором. В нем важно указать участников, какие суммы зачитываются, на основании каких документов (договоры поставки, акты, счета-фактуры) и дату проведения.

Представим, что компания «Альфа» (Москва) поставляет компьютеры компании «Бета» (Санкт-Петербург). «Бета» должна «Альфе» 100 тыс. рублей. «Альфа» заказала у «Беты» разработку сайта за 50 тыс. Они решили сделать взаимозачет.

Для «Альфы»:

  • Списываем дебиторскую задолженность «Беты» на 50 тыс. Проводка: Дт 62 Кт 96.
  • Уменьшаем кредиторскую задолженность перед «Бетой» на 50 тысяч. Проводка: Дт 76 Кт 60.

Для «Беты»:

  • Списываем дебиторскую задолженность «Альфы» на 50 тыс. Проводка: Дт 62 Кт 96.
  • Уменьшаем кредиторскую задолженность перед «Альфой» на 50 тыс. Проводка: Дт 76 Кт 60.

Если суммы разные:

Допустим, «Альфа» должна «Бете» 100 тыс., а «Бета» «Альфе» — 70 тыс. После взаимозачета «Альфа» останется должна «Бете» 30 тыс. рублей. 

В бухгалтерии все то же самое, только суммы меняются. «Альфа» спишет 70 тыс. дебиторской задолженности, а «Бета» — 70 тыс. кредиторского долга. Остаток долга (30 тыс.) остается на счетах учета расчетов.


Читайте также: Решение проблемы судебной задолженности: правовые аспекты и практические советы


Если в исходных операциях был НДС, его нужно учесть при взаимозачете. Суммы НДС, относящиеся к зачитываемым суммам, тоже списываются.

Если есть сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом.

 

Взаимозачет в налоговом учете

При взаимозачете не возникает ни прибыли, ни убытка. Ведь компании просто «списывают» взаимные долги. 

Важно, что первоначальные операции, которые привели к задолженности (поставка товаров, оказание услуг), уже были учтены при расчете налога на прибыль. Взаимозачет ничего не меняет.

Если в первоначальных операциях был НДС, его нужно учесть при взаимозачете. Если вы предъявили НДС к вычету по первоначальной сделке, то при взаимозачете вычет не восстанавливается. 

То есть, если «закрываете» долг, по которому уже приняли НДС к вычету, ничего дополнительно делать не нужно.

Например, компания «Солнце» продала компании «Луна» товар на 118 тыс. рублей, включая НДС 18 тыс. «Луна» оказала «Солнцу» услуги на 59 тыс. рублей, включая НДС 9 тыс.

Они решили провести взаимозачет. «Солнце» уже приняло к вычету 18 тыс. НДС. При взаимозачете ничего не меняется. «Луна» тоже приняла к вычету 9 тыс. НДС. При взаимозачете вычет сохраняется.

Обратите внимание на документы. 

Договор взаимозачета, первоначальные договоры, счета-фактуры — все должно быть в порядке. Взаимозачет возможен только для однородных обязательств.

Однородные требования при взаимозачете это товар за товар, услуга за услугу. Если есть сомнения, лучше проконсультироваться с налоговым консультантом. Это поможет избежать неприятных сюрпризов.

 

Итог

Что нужно, чтобы успешно провести взаимозачет?

  • Взаимные долги: компании должны быть должны друг другу.
  • Однородность долгов: нельзя зачесть долг за товар против долга за аренду. Долги должны быть одного «типа»: товар за товар, услуга за услугу, деньги за деньги.
  • Договор: письменный договор о взаимозачете — обязательное условие. В договоре прописываем, кто участвует, какие суммы зачитываются, на основании каких документов (договоры, акты, счета-фактуры) и дату.
  • Действующий срок исковой давности: если срок пропущен, взаимозачет невозможен.
  • Отсутствие ареста на долги: если на один из долгов наложен арест, его нельзя зачесть.

В бухгалтерии взаимозачет отражается проводками, которые списывают дебиторскую и кредиторскую задолженность.

В налоговом учете взаимозачет сам по себе не влияет на налоги. Налог на прибыль и НДС рассчитываются исходя из первоначальных операций, которые привели к возникновению задолженности.

Взаимозачет — не просто способ сэкономить на банковских комиссиях и упростить бухгалтерию. 

Это стратегический инструмент, который помогает компаниям поддерживать здоровые финансовые отношения, укреплять партнерство и высвобождать ресурсы для развития.

Грамотное использование взаимозачета — показатель зрелости бизнеса и умения находить эффективные решения в сложных ситуациях. Не бойтесь использовать этот инструмент, но помните о юридической чистоте и точности оформления.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

EdTech: карта российского рынка
Все компании и инвесторы в области образовательных технологий
Перейти