Top.Mail.Ru
Истории

Основатель TED рассказывает о том, что нужно для создания самой популярной конференции в мире

Истории
Артем Франич
Артем Франич

Экс-редактор Rb.Ru

Артем Франич

Он создал конференцию, билеты на которую раскупаются прежде, чем объявляют об участниках. Вот как Ричарду Солу Вурмену это удалось.

Основатель TED рассказывает о том, что нужно для создания самой популярной конференции в мире

К двадцати с небольшим годам Вурмен достиг больше, чем большинство людей достигают, будучи вдвое старше. В 1958, когда ему было всего 23 года, он принял участие в экспедиции, исследовавшей руины и дождевые леса в Гватемале. Год спустя в университете Пенсильвании он получил степени бакалавра и магистра архитектуры. Там же он был награжден золотой медалью имени Артура Брукса. На следующий год он переехал в Лондон, где работал под руководством известного архитектора Луиса Кана и помогал проектировать самую большую баржу, ходившую когда либо по Темзе, для Джека Хайнца, владельца компании H. J. Heinz.

К 30 годам Вурмен уже преподавал в Кембридже, к 40 – написал и издал свою первую из 90 книг по различным темам — от архитектуры и путешествий до философии. За эти годы, помимо почетных докторских степеней и премий, он был удостоен многочисленных наград.

Ричард Сол Вурмен. Фото: Мелисса Махони

Но, возможно, самая большая его заслуга или, по крайней мере, та, за которою его будут помнить дольше всего, произошла в 1984 году, когда Вурмену было всего 49 лет.

«1984 был замечательным годом. Был представлен только что выпущенный компьютер Macintosh, появилась первая общенациональная ежедневная газета USA Today. Приблизительно за год до этого Бенуа Мандельброт рассказал миру (и он был в этом первым) о теории фракталов, – рассказывает Вурмен. – Sony и Phillips выпустили первый компакт-диск. Тогда ни у кого не было CD-плеера. Это произвело в мире настоящий фурор. И это был только один 1984 год».

В том году Вурмен также провел самую первую конференцию TED, которая родилась из его любви к разговорам, а также к поиску и выявлению новых закономерностей в информации.

«Я заметил, что в 1984 продолжалось сближение разных дисциплин. Сближение происходило между IT-бизнесом, индустрией развлечений и профессиями из сферы дизайна, – говорит Вурмен, объясняя, откуда появился акроним TED (англ. technology, entertaintment, design — прим. ред.). – Они просто не видели, что являлись одним целым, не понимали, что развивались вместе».

С тех пор TED стала самой известной и обсуждаемой конференцией на планете, расширяясь и включая все новые дисциплины, становясь символом статуса в обществе и знаком успеха для экспертов, которые выступали на ней с докладами. Но не всё, чем стала TED, нравится Вурмену. Он продал свои права на главную конференцию в 2002 году, и с тех пор поговаривают, что конференция превратилась в нечто элитарное и претенциозное. Сам Вурмен по-прежнему не теряет веру в способность этих «собраний», как он их называет, распространять идеи. Он ведь создал и другие конференции, включая WWW.

Ричард Сол Вурмен. Фото: Fast Company

Если вы думаете создать свою конференцию, то Вурмен говорит, что правильного пути нет. Мы же расскажем о том, что помогло ему.

1. Занимайтесь этим, если вам это действительно нужно

Вурмен приводит неожиданную аналогию: «Почти каждую ночь я встаю посреди ночи, потому что мне нужно помочиться. Я в потёмках нахожу туалет, делаю свои дела и возвращаюсь ко сну. Я встаю, потому что я должен сделать что-то, – говорит он. – Хотите создать конференцию? Вам это должно быть нужно».

Вурмен говорит, что, если бы он придумал конференцию, желая заработать, или потому что кто-то попросил его это сделать, то, вероятно, TED не смогла бы так развиться, или у него бы не было никакого желания это делать. Конференция TED появилась из потребности удовлетворить личное любопытство по поводу сближения дисциплин, которое он заметил в 1984 году. Поэтому он смог полностью отдаться своему детищу — отбирая именно тех спикеров, кто был действительно увлечен своей идеей и её потенциалом.

«Я тщательно отбирал еду, которая подавалась на обед. Я разработал уникальные бейджи. Я выбрал мебель и заказал её у компании Steelcase. Я нашел спонсоров, которые снабжали нас продуктами. Я спроектировал сцену и отобрал спикеров, – рассказывает Вурмен о первой конференции TED. – Больше всего мне приходилось работать над тем, чтобы упорядочить очередность выступлений на протяжении 4-5 дней: кто за кем идет, кто перед кем выступает. Будто монтажер, работающий над фильмом, я проводил немало времени над редактированием процесса. Неприлично большое количество времени. Я выбирал музыку, ведь это, черт возьми, была моя вечеринка. Если что-то шло не так, виноват был именно я».

Фото: Flickr

В ответ на сравнение его с одержимым контролем над продукцией Apple Стивом Джобсом Вурмен добавляет, что соучредитель корпорации Apple присутствовал на первой TED в 1984 году. «Он приехал, но не захотел выходить на сцену, – говорит Вурмен. – Он принес первые три компьютера Mac, которые до этого никто и никогда не видел».

Если вы сами не увлечены своим делом, то не надейтесь, что людей оно привлечет.

«Я создавал конференцию, на которую я и сам бы не отказался пойти», – объясняет Вурмен.

2. Избавьтесь от «нормальности»

Следующее, что сделал Вурмен, основав TED – отказался от принятых норм. «Тогда в 80-е, как, впрочем, и сегодня, – говорит Вурмен, – нормой считалось и считается похожий формат большинства конференций».

«Спонсорам и спикерам всегда отводились первые два ряда, подчеркивая тем самым различие каст. Все носили пальто и галстук. Была кафедра, за которой стоял мужчина или женщина. Всё, чтобы не чувствовать себя уязвимыми, – делится Вурмен. – Вы произносите речь, затем показываете слайды. Вам полагалось делать вступление, и чем более важной персоной вы были, тем больше времени отводилось на ваше вступление. Это была классическая модель конференций того времени и является такой для большинства современных собраний. Это невыносимо скучно».

«А когда людям становится скучно, – говорит Вурмен, –  ни о какой учебе и речи быть не может. По-моему, человек запоминает только то, что ему интересно. Проблема не в информации – то фундаментальное определение процесса изучения».

В итоге Вурмен избавился от кафедры, так что спикерам негде стало класть тексты. Это вынудило их думать на ходу и разговаривать с аудиторией спонтанно, вместо того чтобы читать заранее приготовленную речь. Это также сделало выступления короче, сохраняя интерес у слушающих. Если Вурмен чувствовал, что разговор затянулся, он приступал к действиям.

Представитель Агентства ООН по делам беженцев Мелисса Флеминг. Фото: Flickr

«Я всегда был на сцене и сидел с краю, – рассказывает Вурмен. – Если речь становилась скучной или длилась слишком долго, я тихо подходил и вставал позади говорящих. Они чувствовали меня и понимали, что пора заканчивать».

Подход Вурмена к организации заставил спикеров чувствовать себя уязвимыми, в чем, собственно, и был весь смысл. Уязвимость помогает снизить настороженность. А без настороженности мы более честны и правдивы. «Чего мы хотим от спикеров? Мы хотим им верить», – говорит он.

«Воздержание от норм и форматов традиционных конференций не только способствовало улучшению качества докладов, но и заставила аудиторию жаждать большего, – говорит Вурмен. – Двери были закрытыми вплоть до момента, когда оставалось лишь три минуты до начала сессии. Люди выстраивались в очередь в лобби. Все хотели попасть внутрь, и в отличие от любого другого собрания, всегда была группа тех, кто спешил занять место в первом ряду. Практически на любом докладе люди стараются занять последние места, чтобы в случае чего спокойно выйти, не потревожив остальных. На моих конференциях люди понимали, что не сделают этого, поэтому зал всегда был полон».

3. Выбирайте спикеров, которые нравятся вам

В отличие от большинства организаторов конференций, которые мучаются, пытаясь понять, каких спикеров слушатели хотели бы видеть на сцене, Вурмен откровенно заявлял, что не волновался по поводу того, как угодить аудитории. По его словам, чтобы сделать это, нужно знать, о чем думает другой человек, что невозможно.

«Никто не знает, что думает тот или иной человек. Это высокомерие выше всякого высокомерия, – говорит он. – Почему бы просто не выполнять качественно свою работу и получать от этого удовольствие?»

Так он и выбирает спикеров для своей аудитории: его спикеры – исключительно те люди, которые интересны самому Вурмену.

«Один-два раза поступаешь подобным образом и быстро понимаешь, что аудиторию это устраивает. Попытавшись однажды не воздействовать на людей, хотя по опыту знаешь, что уже воздействовал на них, ты просто отпускаешь ситуацию и делаешь свою работу как следует, – говорит Вурмен, и у него есть доказательство своей правоты. В течение нескольких лет билеты на его конференции начали распродаваться на год вперед. «Проводя конференцию, в последний ее день я объявлял о старте регистрации на следующий год. Билеты раскупались сразу же. Я продавал билеты на 1000 мест за год вперед, а они ведь даже не знали, кто будет спикером на следующей конференции».

COO в Facebook Шерил Сэндберг выступает перед аудиторией TED. Фото: собственность laureatehereforgood.net

4. Чтобы влиять на людей, масштаб не важен

Когда большинство думает о конференциях, им представляются такие крупные события, как TED, WWDC Apple или Google I/O, собирающие тысячи зрителей. Несмотря на то, что конференции Вурмена собирают тысячи людей ежегодно в течение многих десятилетий, он считает, что конференция не должна быть масштабной, чтобы быть успешным, меняющим мир мероприятием.

В прошлом апреле Вурмен провел небольшую конференцию, которую он назвал «Событие». Она включала его самого, виолончелиста Йо-Йо Ма, архитектора Фрэнка Гери, владельца RadicalMedia Джона Кеймена и городского проектировщика и теоретика Моше Сафди. Информация о событии не разглашалась, не было никаких объявлений, в результате чего на нее пришло только 20 посетителей. Большая часть из них были люди, которых Вурмен встретил на улице в тот же день. Эти пять спикеров сидели в кругу перед малочисленной аудиторией и в течение 90 минут, попивая вино и заедая его орехами пекан в сахаре, разговаривали о зависти, восхищении и терроре. Хотя собрание снималось сразу на пять камер, видеозапись так и не была опубликована.

Фото: Vimeo

«Это была самая маленькая конференция, – рассказывает Вурмен. – Неформальный званый обед без обеда, небольшая беседа в кругу друзей со всего мира, которые пришли, потому что смогли прийти».

«Целью было не спонсорство (не было задействовано никаких денег) – люди туда сами приехали, сами же и уехали. Об этом нигде не писалось, конференция нигде не обозревалась и никогда и нигде не упоминалась».

«Но даже такая небольшая конференция может оказывать влияние», – считает Вурмен. Он отмечает, что тысяча людей, присутствовавших на его первых конференциях TED, конечно, превосходила по численности те 25 человек, но, по большому счету, это количество были незначительным по отношению к общей картине. «Одна тысяча – это ошибка бухгалтера, она ничего не значит. Тысяча людей, которые приехали на TED, была статистически бессмысленна против 300 миллионов человек, населяющих Америку».

И все же посмотрите, что породило это собрание тысячи человек в мире, в котором живут 7 миллиардов. Конференция Вурмена ежегодно проводится уже более 30 лет и доносит идеи до миллионов зрителей, которые, в общей сложности, посмотрели доклады TED около миллиарда раз. И кто знает, как, в свою очередь, эти зрители воспользуются этими идеями для улучшения мира? Кто знает, кто из тех 20 человек, которые посетили «Событие», смог бы сам додуматься до тех идей, обсужденных на званом обеде? Какой из этих идей они могли бы поделиться с другими, чтобы те, в свою очередь, пришли в конечном счете к новому продукту, решению проблемы или теории?

«Вам не нужно продавать миллион книг, чтобы оказывать какое-либо влияние, прояснить что-либо или улучшить, – утверждает Вурмен. – Небольших, правильно организованных групп, состоящих из людей, которые могут донести идею до масс, вполне достаточно. Вирусные коммуникации, действительно, занятная вещь».

Источник.


Материалы по теме:

Видео: как дизайн сформировал культуру доверия вокруг Airbnb

6 вдохновляющих видео о деньгах

7 лекций, которые должен посмотреть каждый бизнесмен

Тренды будущего: виртуальная и дополненная реальность

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что смотреть: 7 вдохновляющих видео о будущем от футурологов
  2. 2 6 полезных лекций TED, которые стоит посмотреть на обеде
  3. 3 10 вдохновляющих лекций о мотивации
  4. 4 8 полезных лекций TED, на которые уйдет не больше 10 минут
  5. 5 5 лекций, которые научат вас правильно обращаться с деньгами