Директор австрийской Meinl European Land рассказывает о первых и перспективных планах компании
Австрийская компания Meinl European Land начала в 2004 г. входить на российский рынок недвижимости мелкими шажками. К 2008 г. они превратились в размашистую поступь. Директор компании Анна Иванникова говорит, что они неамбициозны, но тут же поправляет сама себя, утверждая, что на рынке нужно быть первыми. Она рассказала «Ведомостям» о первых и перспективных планах компании.
Компания Meinl European Land начала покупать российскую недвижимость в 2004 г.?
Смотреть недвижимость в России компания начала в 2003 г., первая покупка произошла в 2004 г. Мы ходили, как все потерянные западные инвесторы, и пытались понять, что и как делается на этом рынке.
В 2004 г. в Волгограде была совершена первая сделка. Когда мы более-менее сформировали портфель, у нас появились не только объекты, но и девелоперские проекты и наши, и партнерские. Мы решили, что инвестиционная деятельность она ведь простая, мы наймем народ в России, и он будет работать. Оказалось, это проблема. Поэтому в мои обязанности входит смотреть за проектами со стороны инвесторов. У Meinl European Land в России два офиса в Москве и Самаре. Я курсирую между этими городами и «подгоняю» сотрудников.
Расскажите поподробнее об этих офисах.
У нас в России две управляющие компании: «Молл Менеджмент» и «Манхэттен Риал Эстейт Менеджмент». В их ведении находятся проекты и объекты Meinl European Land.
Почему компания вышла на российский рынок так поздно?
Обычно нас спрашивают, почему мы вышли так рано, раньше остальных иностранных инвесторов. Вы первая, кто спросил, почему мы вышли в Россию так поздно. Я думаю, что мы сделали это вовремя с точки зрения западных инвесторов. Западные инвесторы, приходя сюда, надеются на понижение капитализации. Мы покупали объекты в России в то время, когда ставка доходности здесь достигала 14% в Западной Европе это невозможно было найти. Риски, по нашему мнению, были в то время приемлемы для подобной ставки доходности. Если посмотреть, как поздно другие западные инвесторы начали приходить на российский рынок недвижимости, получается, мы всех опередили. У компании уже был сформирован небольшой портфель торговых центров в Восточной Европе, но, когда мы стали покупать магазины в России, на нас смотрели как на сумасшедших.
Почему вы начали с регионов?
Почему нет? Мы начали как оппортунистические инвесторы, не как стратегические. Нам было интересно найти где-то что-то подходящее. То, что мы нашли торговый центр в первую очередь в Волгограде, ничего не значит. Мы могли бы начать не скажу что с Улан-Удэ или Омска это далековато, но, к примеру, с Екатеринбурга или Казани. Это не было принципиально стартовать из Волгограда, а не из Москвы. Мы никогда не боялись регионов, никогда не концентрировались на столичных объектах, и в Восточной Европе тоже. Здесь, кстати, качественные торговые центры появляются в городах с населением чуть ли не 50 000 человек.
Это не слишком рискованная инвестиционная политика? Региональные рынки и тогда, и сейчас довольно непрозрачны.
Недвижимость это не очень сложный бизнес. Он прозрачен для людей, которые занимались им хотя бы лет пять или шесть. В недвижимости есть объект, качество которого можно понять, и есть арендаторы, с которыми заключены договоры, их можно проверить. Чтобы понять, какой денежный поток может быть от этого объекта, не надо быть семи пядей во лбу это не самолетостроение.
В 2006 г. компания приобрела у Шалвы Чигиринского два торговых центра «Молл Гэллери» за 400 млн евро. Аналитики назвали цену сделки завышенной.
К сожалению, наши неоднократные объяснения по поводу этой сделки не дошли до средств массовой информации. И вопрос, почему мы заплатили 400 млн евро, перешел в разряд вечных. На самом деле сделка была сложнее мы покупали несколько действующих объектов и ряд планирующихся по фиксированной ставке доходности. «Молл Гэллери 1 и -2» сейчас это объекты по 30 000 кв. м. К ним есть возможность пристройки по 20 000 кв. м в каждом. У Чигиринского, с которым мы заключали сделку, есть еще два проекта торговых центров на пр-те Вернадского и в Митине. Оба примерно по 65 000-70 000 кв. м с большим гипермаркетом в качестве якоря. Когда мы анонсировали сумму в 400 млн евро, мы говорили об общем объеме сделки: два существующих торговых центра, плюс две пристройки и два проекта. Мы посчитали примерный cash flow, зафиксировали определенную ставку доходности и представили нашим инвесторам отчет на что мы подписываемся. За два готовых «Молл Гэллери» мы заплатили около 120 млн евро. Зафиксированная нами ставка доходности составила 10,25% на тот момент это был агрессивный показатель, средние ставки равнялись 11%. Нам это было интересно, так как мы определяли, по какой ставке через три года мы купим планирующиеся сейчас объекты. Правда, они так и не начали строиться Чигиринский занят более масштабными проектами, но мы надеемся, что скоро дойдет очередь и до наших «маленьких» торговых центров.
Недавно компания вышла в Санкт-Петербург. Расскажите о «Северном молле».
Техническое открытие первой очереди было в конце февраля. В Санкт-Петербурге компания приобрела 50 га земли. Это была очень тяжелая сделка, понять, сколько мы заплатили за землю, нелегко. Наверное, примерно 600 000 евро за 1 га копейки по нынешним временам. Мы перенимали проект по частям у итальянских девелоперов, которые не очень успешно выступили на российском рынке. Meinl European Land инвестировала практически во всю инфраструктуру.
Мы надеемся, что там будет большой ритейл-парк это новый формат и для Питера, и для России. Хотя здесь появляются объекты, называющие себя ритейл-парками, но на самом деле их концепция далека от классического понимания этого формата. Начали мы, конечно, с гипермаркета (Real занял 15 000 кв. м из 34 000 кв. м первой очереди) и небольшой галереи вокруг него. У нас уже подписаны договоры аренды с Castorama (на 12 500 кв. м) и «МедиаМарктом» (на 7500 кв. м) они придут к нам в марте 2009 г. Мы будем заполнять наши 50 га отдельно стоящими магазинами-складами. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными арендаторами, которые могли бы занять сразу от 10 000 кв. м. У нас будет садовый центр с несколькими операторами. «Снежная королева» подумывает брать отдельно стоящее здание.
Компания намеревается продолжать деятельность в России? На рынке появились слухи, что вы ее сворачиваете.
Мы становимся успешными, поэтому и появляются такие слухи. Компания деятельность в России не сворачивает у нас здесь много девелоперских проектов, на нынешнем этапе нет никакой возможности перестать ими заниматься. Шесть проектов ведет Самара и шесть Москва. География охвата Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Пушкино, Казань, Омск, Москва, Волгоград, Тольятти. Например, в Волгограде мы делаем пристройку к торговому центру, там появится Obi, в Тольятти «МедиаМаркт», Castorama и, возможно, Santa House.
Сейчас мы создаем резерв земли. Приобрели участок в 22 га в Ессентуках. Мы не ведем активно этот проект, но вот, например, Obi очень сильно туда хочет. Если мы наберем достаточно арендаторов, которые изъявят желание поехать в Ессентуки немедленно, то мы проект активизируем. В Волжском купили 30 га выиграли на аукционе. Пока проводим маркетинговое исследование там возможно строительство жилья и коммерческой недвижимости.
Вы намереваетесь заняться жильем? Это нетипично для иностранных инвесторов.
Покупка в Волжском одна из наших оппортунистических сделок. Там точно будет коммерческая недвижимость и как довесок, возможно, жилье. Мы из тех иностранцев, кто хочет заниматься коммерческой недвижимостью, конкретно торговыми центрами, хотя рассматриваем и гостиницы, и офисы. Если на участке нет возможности построить торговый центр, мы скорее всего не возьмем эту землю.
Но в Волжском торговый центр нельзя построить, но зато это неплохое место для строительства жилья. Мы или построим сами, или скорее всего найдем партнера я думаю, что это не будет проблемой. Жилье это другая бизнес-модель, не совсем для нас правильная. Наши инвесторы ожидают от нас, что мы будем вкладывать их деньги и на протяжении долгого времени обеспечивать им постоянный стабильный доход. Если построить квартиры и их немедленно продать, сразу появится вопрос: куда опять девать вырученные деньги? Но этот проект поможет повысить общую ставку доходности портфеля компании, который сейчас составляет 3 млрд евро. Российский портфель состоит из 550 млн евро, вложенных в завершенные объекты, плюс примерно 350 млн евро, которые инвестированы в девелоперские проекты, и еще около 700 млн евро зарезервировано для завершения начатых строек.
У вас нет регионов, приоритетных для инвестиций?
В Улан-Удэ мы, наверное, не поедем. Дальше Новосибирска вряд ли будем забираться. В Омске была оппортунистическая покупка. Развивать региональную сеть в далеких городах тяжело ей трудно будет управлять. Хотя уровень профессионализма у российских девелоперов повышается.
Вы это сказали больше с надеждой, чем констатируя факт.
Он повышается, но не так быстро, как нам хочется. Поэтому, к сожалению, наше вмешательство все еще требуется.
А что вам не нравится в том, как русские бизнес ведут?
Во-первых, уверенность в том, что все, что ты потрогаешь, немедленно превратится в золото. Все считают на миллиарды просто миллионы уже никто зарабатывать не хочет. Много сил занимает убедить девелопера опуститься на землю и начать заниматься не прожектами огромных «башен», а проектами маленьких торговых центров. Во-вторых, уверенность девелопера в том, что он все может сделать сам и никакие западные партнеры и консультанты ему не помогут, а, наоборот, эти люди только мешают. На самом деле они иногда мешают и западным девелоперам это бывает. Но надо уметь работать и общаться с консультантами и вовремя помещать их в определенную колею.
С кем труднее работать со столичными или региональными девелоперами?
Со столичными. Гонор добавляется. Люди хотят все и немедленно сколько может бедный арендатор заплатить сейчас, столько из него и выжать. Но не факт, что на таких условиях арендатор просидит несколько лет.
По каким критериям оцениваются в регионах торговые центры? Где-то ставки понижают, в другие из арендаторов очередь стоит и они вступительный взнос платят, который потом не возвращается.
Мы с этим тоже сталкивались. Например, в Волгограде рынок качественных площадей до сих пор очень узкий, и наш проект успешен. Хотя, если начать его классифицировать по аналогии с офисами, то это не класс А, но он там единственный был построен три года назад, и его все знают и арендаторы, и покупатели. До сих пор адекватной конкуренции в этом городе нет, поэтому в этот торговый центр стоит очередь из арендаторов.
В Екатеринбурге у нас проект точно такой же брат-близнец волгоградского. Только открылся на год позже уже при определенной конкуренции. Сейчас она повысилась, в городе появились качественные площади («Мега», «Гринвич»). Пока наш екатеринбургский «Парк-Хаус» не чувствует давления конкурентов. У нас много заявок от арендаторов но мы не берем невозвратный депозит.
Время вхождения на рынок очень важно. Поэтому мы пытаемся двигаться быстро, поэтому пошли в регионы. Мы поняли, что для регионального покупателя очень важна привычка если в городе появляется более качественный, удобный и т. п., но новый торговый центр, нужно много времени, чтобы «переключить» на него потребительскую аудиторию.
А что с Казанью? Она стала притчей во языцех торговые центры стоят полупустые.
Придя в Казань, люди не рассчитывали, что доходы местного населения настолько низкие. Когда девелоперы строили торговые центры, они думали, что это если не вторая Москва, то хотя бы второй Екатеринбург. Но в Казани люди реально мало зарабатывают. Туда вошли слишком дорогие бренды, поехали все московские сети, но оказалось, что местное население не готово к таким ценам. Потом, здесь другая ментальность казанская женщина сама почти никогда не совершает покупки, даже одежду ей приобретает мужчина. Здесь надо по-другому себя позиционировать, другой подход иметь к покупателям. Успешный там местный «Тандем» они знают, как работать со «своими». Но мы наблюдаем и учимся.
Как вы оцениваете платежеспособный спрос?
Хороший показатель средний чек в парфюмерном магазине. Когда доходы растут, на косметику тратится больше денег. Другой вариант изучение среднего счета в ресторане.
Не секрет, что в некоторых регионах Самаре, Перми сильны связи местных застройщиков с местными властями, чужакам зайти тяжело. Вы это ощущаете?
Мы в Пермь или Самару поэтому и не идем. Зачем идти напролом, набивать себе шишки, когда не пускают? Мы на Пермь смотрели два года назад, ездили туда. Но нам сказали: сюда не стоит. Мы поняли и не пошли. Если мы знаем, что в Перми большая местная «сеть» не только застройщиков, но и владельцев торговых площадей, зачем создавать им конкуренцию? Россия большая.
Наталья Самарина,
Ведомости, 17.03.2008, №47 (2069)
Компания Meinl European Land начала покупать российскую недвижимость в 2004 г.?
Смотреть недвижимость в России компания начала в 2003 г., первая покупка произошла в 2004 г. Мы ходили, как все потерянные западные инвесторы, и пытались понять, что и как делается на этом рынке.
В 2004 г. в Волгограде была совершена первая сделка. Когда мы более-менее сформировали портфель, у нас появились не только объекты, но и девелоперские проекты и наши, и партнерские. Мы решили, что инвестиционная деятельность она ведь простая, мы наймем народ в России, и он будет работать. Оказалось, это проблема. Поэтому в мои обязанности входит смотреть за проектами со стороны инвесторов. У Meinl European Land в России два офиса в Москве и Самаре. Я курсирую между этими городами и «подгоняю» сотрудников.
Расскажите поподробнее об этих офисах.
У нас в России две управляющие компании: «Молл Менеджмент» и «Манхэттен Риал Эстейт Менеджмент». В их ведении находятся проекты и объекты Meinl European Land.
Почему компания вышла на российский рынок так поздно?
Обычно нас спрашивают, почему мы вышли так рано, раньше остальных иностранных инвесторов. Вы первая, кто спросил, почему мы вышли в Россию так поздно. Я думаю, что мы сделали это вовремя с точки зрения западных инвесторов. Западные инвесторы, приходя сюда, надеются на понижение капитализации. Мы покупали объекты в России в то время, когда ставка доходности здесь достигала 14% в Западной Европе это невозможно было найти. Риски, по нашему мнению, были в то время приемлемы для подобной ставки доходности. Если посмотреть, как поздно другие западные инвесторы начали приходить на российский рынок недвижимости, получается, мы всех опередили. У компании уже был сформирован небольшой портфель торговых центров в Восточной Европе, но, когда мы стали покупать магазины в России, на нас смотрели как на сумасшедших.
Почему вы начали с регионов?
Почему нет? Мы начали как оппортунистические инвесторы, не как стратегические. Нам было интересно найти где-то что-то подходящее. То, что мы нашли торговый центр в первую очередь в Волгограде, ничего не значит. Мы могли бы начать не скажу что с Улан-Удэ или Омска это далековато, но, к примеру, с Екатеринбурга или Казани. Это не было принципиально стартовать из Волгограда, а не из Москвы. Мы никогда не боялись регионов, никогда не концентрировались на столичных объектах, и в Восточной Европе тоже. Здесь, кстати, качественные торговые центры появляются в городах с населением чуть ли не 50 000 человек.
Это не слишком рискованная инвестиционная политика? Региональные рынки и тогда, и сейчас довольно непрозрачны.
Недвижимость это не очень сложный бизнес. Он прозрачен для людей, которые занимались им хотя бы лет пять или шесть. В недвижимости есть объект, качество которого можно понять, и есть арендаторы, с которыми заключены договоры, их можно проверить. Чтобы понять, какой денежный поток может быть от этого объекта, не надо быть семи пядей во лбу это не самолетостроение.
В 2006 г. компания приобрела у Шалвы Чигиринского два торговых центра «Молл Гэллери» за 400 млн евро. Аналитики назвали цену сделки завышенной.
К сожалению, наши неоднократные объяснения по поводу этой сделки не дошли до средств массовой информации. И вопрос, почему мы заплатили 400 млн евро, перешел в разряд вечных. На самом деле сделка была сложнее мы покупали несколько действующих объектов и ряд планирующихся по фиксированной ставке доходности. «Молл Гэллери 1 и -2» сейчас это объекты по 30 000 кв. м. К ним есть возможность пристройки по 20 000 кв. м в каждом. У Чигиринского, с которым мы заключали сделку, есть еще два проекта торговых центров на пр-те Вернадского и в Митине. Оба примерно по 65 000-70 000 кв. м с большим гипермаркетом в качестве якоря. Когда мы анонсировали сумму в 400 млн евро, мы говорили об общем объеме сделки: два существующих торговых центра, плюс две пристройки и два проекта. Мы посчитали примерный cash flow, зафиксировали определенную ставку доходности и представили нашим инвесторам отчет на что мы подписываемся. За два готовых «Молл Гэллери» мы заплатили около 120 млн евро. Зафиксированная нами ставка доходности составила 10,25% на тот момент это был агрессивный показатель, средние ставки равнялись 11%. Нам это было интересно, так как мы определяли, по какой ставке через три года мы купим планирующиеся сейчас объекты. Правда, они так и не начали строиться Чигиринский занят более масштабными проектами, но мы надеемся, что скоро дойдет очередь и до наших «маленьких» торговых центров.
Недавно компания вышла в Санкт-Петербург. Расскажите о «Северном молле».
Техническое открытие первой очереди было в конце февраля. В Санкт-Петербурге компания приобрела 50 га земли. Это была очень тяжелая сделка, понять, сколько мы заплатили за землю, нелегко. Наверное, примерно 600 000 евро за 1 га копейки по нынешним временам. Мы перенимали проект по частям у итальянских девелоперов, которые не очень успешно выступили на российском рынке. Meinl European Land инвестировала практически во всю инфраструктуру.
Мы надеемся, что там будет большой ритейл-парк это новый формат и для Питера, и для России. Хотя здесь появляются объекты, называющие себя ритейл-парками, но на самом деле их концепция далека от классического понимания этого формата. Начали мы, конечно, с гипермаркета (Real занял 15 000 кв. м из 34 000 кв. м первой очереди) и небольшой галереи вокруг него. У нас уже подписаны договоры аренды с Castorama (на 12 500 кв. м) и «МедиаМарктом» (на 7500 кв. м) они придут к нам в марте 2009 г. Мы будем заполнять наши 50 га отдельно стоящими магазинами-складами. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными арендаторами, которые могли бы занять сразу от 10 000 кв. м. У нас будет садовый центр с несколькими операторами. «Снежная королева» подумывает брать отдельно стоящее здание.
Компания намеревается продолжать деятельность в России? На рынке появились слухи, что вы ее сворачиваете.
Мы становимся успешными, поэтому и появляются такие слухи. Компания деятельность в России не сворачивает у нас здесь много девелоперских проектов, на нынешнем этапе нет никакой возможности перестать ими заниматься. Шесть проектов ведет Самара и шесть Москва. География охвата Нижний Новгород, Екатеринбург, Уфа, Пушкино, Казань, Омск, Москва, Волгоград, Тольятти. Например, в Волгограде мы делаем пристройку к торговому центру, там появится Obi, в Тольятти «МедиаМаркт», Castorama и, возможно, Santa House.
Сейчас мы создаем резерв земли. Приобрели участок в 22 га в Ессентуках. Мы не ведем активно этот проект, но вот, например, Obi очень сильно туда хочет. Если мы наберем достаточно арендаторов, которые изъявят желание поехать в Ессентуки немедленно, то мы проект активизируем. В Волжском купили 30 га выиграли на аукционе. Пока проводим маркетинговое исследование там возможно строительство жилья и коммерческой недвижимости.
Вы намереваетесь заняться жильем? Это нетипично для иностранных инвесторов.
Покупка в Волжском одна из наших оппортунистических сделок. Там точно будет коммерческая недвижимость и как довесок, возможно, жилье. Мы из тех иностранцев, кто хочет заниматься коммерческой недвижимостью, конкретно торговыми центрами, хотя рассматриваем и гостиницы, и офисы. Если на участке нет возможности построить торговый центр, мы скорее всего не возьмем эту землю.
Но в Волжском торговый центр нельзя построить, но зато это неплохое место для строительства жилья. Мы или построим сами, или скорее всего найдем партнера я думаю, что это не будет проблемой. Жилье это другая бизнес-модель, не совсем для нас правильная. Наши инвесторы ожидают от нас, что мы будем вкладывать их деньги и на протяжении долгого времени обеспечивать им постоянный стабильный доход. Если построить квартиры и их немедленно продать, сразу появится вопрос: куда опять девать вырученные деньги? Но этот проект поможет повысить общую ставку доходности портфеля компании, который сейчас составляет 3 млрд евро. Российский портфель состоит из 550 млн евро, вложенных в завершенные объекты, плюс примерно 350 млн евро, которые инвестированы в девелоперские проекты, и еще около 700 млн евро зарезервировано для завершения начатых строек.
У вас нет регионов, приоритетных для инвестиций?
В Улан-Удэ мы, наверное, не поедем. Дальше Новосибирска вряд ли будем забираться. В Омске была оппортунистическая покупка. Развивать региональную сеть в далеких городах тяжело ей трудно будет управлять. Хотя уровень профессионализма у российских девелоперов повышается.
Вы это сказали больше с надеждой, чем констатируя факт.
Он повышается, но не так быстро, как нам хочется. Поэтому, к сожалению, наше вмешательство все еще требуется.
А что вам не нравится в том, как русские бизнес ведут?
Во-первых, уверенность в том, что все, что ты потрогаешь, немедленно превратится в золото. Все считают на миллиарды просто миллионы уже никто зарабатывать не хочет. Много сил занимает убедить девелопера опуститься на землю и начать заниматься не прожектами огромных «башен», а проектами маленьких торговых центров. Во-вторых, уверенность девелопера в том, что он все может сделать сам и никакие западные партнеры и консультанты ему не помогут, а, наоборот, эти люди только мешают. На самом деле они иногда мешают и западным девелоперам это бывает. Но надо уметь работать и общаться с консультантами и вовремя помещать их в определенную колею.
С кем труднее работать со столичными или региональными девелоперами?
Со столичными. Гонор добавляется. Люди хотят все и немедленно сколько может бедный арендатор заплатить сейчас, столько из него и выжать. Но не факт, что на таких условиях арендатор просидит несколько лет.
По каким критериям оцениваются в регионах торговые центры? Где-то ставки понижают, в другие из арендаторов очередь стоит и они вступительный взнос платят, который потом не возвращается.
Мы с этим тоже сталкивались. Например, в Волгограде рынок качественных площадей до сих пор очень узкий, и наш проект успешен. Хотя, если начать его классифицировать по аналогии с офисами, то это не класс А, но он там единственный был построен три года назад, и его все знают и арендаторы, и покупатели. До сих пор адекватной конкуренции в этом городе нет, поэтому в этот торговый центр стоит очередь из арендаторов.
В Екатеринбурге у нас проект точно такой же брат-близнец волгоградского. Только открылся на год позже уже при определенной конкуренции. Сейчас она повысилась, в городе появились качественные площади («Мега», «Гринвич»). Пока наш екатеринбургский «Парк-Хаус» не чувствует давления конкурентов. У нас много заявок от арендаторов но мы не берем невозвратный депозит.
Время вхождения на рынок очень важно. Поэтому мы пытаемся двигаться быстро, поэтому пошли в регионы. Мы поняли, что для регионального покупателя очень важна привычка если в городе появляется более качественный, удобный и т. п., но новый торговый центр, нужно много времени, чтобы «переключить» на него потребительскую аудиторию.
А что с Казанью? Она стала притчей во языцех торговые центры стоят полупустые.
Придя в Казань, люди не рассчитывали, что доходы местного населения настолько низкие. Когда девелоперы строили торговые центры, они думали, что это если не вторая Москва, то хотя бы второй Екатеринбург. Но в Казани люди реально мало зарабатывают. Туда вошли слишком дорогие бренды, поехали все московские сети, но оказалось, что местное население не готово к таким ценам. Потом, здесь другая ментальность казанская женщина сама почти никогда не совершает покупки, даже одежду ей приобретает мужчина. Здесь надо по-другому себя позиционировать, другой подход иметь к покупателям. Успешный там местный «Тандем» они знают, как работать со «своими». Но мы наблюдаем и учимся.
Как вы оцениваете платежеспособный спрос?
Хороший показатель средний чек в парфюмерном магазине. Когда доходы растут, на косметику тратится больше денег. Другой вариант изучение среднего счета в ресторане.
Не секрет, что в некоторых регионах Самаре, Перми сильны связи местных застройщиков с местными властями, чужакам зайти тяжело. Вы это ощущаете?
Мы в Пермь или Самару поэтому и не идем. Зачем идти напролом, набивать себе шишки, когда не пускают? Мы на Пермь смотрели два года назад, ездили туда. Но нам сказали: сюда не стоит. Мы поняли и не пошли. Если мы знаем, что в Перми большая местная «сеть» не только застройщиков, но и владельцев торговых площадей, зачем создавать им конкуренцию? Россия большая.
Наталья Самарина,
Ведомости, 17.03.2008, №47 (2069)
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
ВОЗМОЖНОСТИ
05 декабря 2024
07 декабря 2024
08 декабря 2024
09 декабря 2024