Архив rb.ru

Бизнес и кризис: как предприниматели живут при долларе по 75 рублей

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор RB.ru

Дина Богдашова
Бизнес и кризис: как предприниматели живут при долларе по 75 рублей

Россияне экономят. Неудивительно, если доллар уже выше 75 рублей, инфляция разгоняется, а зарплаты не растут. Мы пообщались с предпринимателями, чтобы узнать, как подстраивается их бизнес под текущие условия, что происходит с ценами и спросом на услуги. Оказалось, все не так уж и плохо.


Фото: Shutterstock
 
Почти половина россиян (48%) в связи с кризисом стали экономить на отдыхе и отпуске, 43% сокращают траты на развлечения, 42% - на покупку бытовой техники, треть сократили свои расходы на продукты питания. Похоже, экономия – слово года. Как себя чувствует в таких условиях "народный" бизнес – связанный с цветами, едой, бытовыми услугами? Стал ли кризис временем возможностей для предпринимателей? Мы пообщались с несколькими бизнесменами и попросили их поделиться своими секретами жизни в кризис.
 
Аида Губайдуллина, основатель цветочного сервиса Leto Flowers:
 
"Сложно сказать, стали ли сейчас люди экономить на букетах, потому что мы сейчас наблюдаем сезонное падение спроса. Но кризис сильно сказывается на нашем бизнесе – с точки зрения роста себестоимости. Закупка цветов составляет у нас существенную долю расходов. При этом почти все цветы импортируются, поэтому курс валюты непосредственно влияет на стоимость: если евро растет, цена цветка сразу меняется. Цены растут постепенно: прибавляют по чуть-чуть, но стабильно. Но есть еще такой момент: цветы покупаются на аукционе, и их стоимость зависит от многих факторов. Поэтому даже в условиях отсутствия кризиса колебание стоимости отдельного цветка может достигать 40-50% в ту или иную сторону. Отследить в каждом конкретном случае, связано изменение цены с курсом, сезонностью или какой-то другой историей (например, засухой на плантации) сложно. Просто мы видим общий тренд на рост цен.
 
Мы дважды повышали цены на букеты за последние полтора года, но, естественно, не в два раза. В целом стараемся цены "держать": придумываем букеты таким образом, чтобы визуально они выглядели не хуже и не меньше по объему, "играем" с составом, формой и расстановкой цветов, используем зелень. Стараемся проявлять гибкость, оптимизируем постоянные расходы. Кстати, реклама страницы на Facebook стала дорогой.

Есть ощущение общей нестабильности, бизнес сильно зависит от внешних политических и экономических факторов. Что бы ты ни планировал, как бы хорошо ты ни работал, завтра все может измениться, потому что рубль обвалился. Или, например, недавно обсуждали ограничение ввоза цветов из Голландии. С другой стороны, есть понимание, что цветы покупали всегда и дальше будут покупать".
 
Людмила Булавкина, партнер сервиса по аренде вещей Rentmania.org, основатель сервиса по аренде вечерних платьев Look100.ru:

"Рентмания мгновенно почувствовала влияние кризиса: число заявок на аренду вещей растет с осени прошлого года в геометрической прогрессии.

Еще более заметен дефицит денежных средств у россиян по количеству новых объявлений о сдаче напрокат, и в основном это товары от простых частных владельцев техники, спортинвентаря и т.п. Например, в категории "вечерние платья" только за декабрь у нас добавилось более 50 новых продавцов - и преимущественно это частные владельцы.
 
За последние полгода сообщество выросло по количеству предложений в два раза, и рост продолжается, при этом без какой-либо рекламы сервиса.

Сейчас товары напрокат не подорожали, поскольку сдаются вещи, приобретенные владельцами еще по докризисным ценам. Даже в тех случаях, когда прокат подразумевает не только износ вещи, но и дополнительные расходы (например, химчистка платья), стоимость аренды пока не выросла.
 
Получается, что на фоне общего роста цен теперь взять на время беговую дорожку или детский манеж обойдется даже не в 10%, а еще дешевле - 5-7% от стоимости покупки аналогичной новой вещи.

Негативные моменты в связи с кризисом - это рост осторожности со стороны партнеров, неготовность работать без предоплаты, в кредит, на доверии. Процесс переговоров с более крупными по масштабу бизнесами, чем мы, стал еще более затяжным и рисковым. Но мелкие игроки наоборот быстрее идут на контакт и охотнее принимают наши условия партнерства.

Поскольку Рентмания находится в активной стадии поиска инвестиций, наиболее болезненна для нас сейчас ситуация на инвестиционном рынке - фактически все внутренние переговоры и сделки остановлены. С другой стороны, при сохранении ранее запланированных показателей рублевых расходов у нас выше шансы привлечь в российский бизнес иностранный капитал.
 
Мы не забираем у владельцев вещи и не храним их на своих складах - мы предлагаем единое онлайн-пространство, где каждый может разместить свое предложение, оформить через сайт договор аренды, заказать доставку и оплатить заказ. Но если судить по информации от наших партнеров, которые хранят вещи на собственных складах, то, с их слов, арендная плата на склады, шоурумы, магазины пока остается на прежнем уровне. Рост курса валют и попытки арендаторов поднять ставку за метр не выдерживают конкуренции с рынком - слишком много освободилось новых торговых площадей. Кроме того, многие торговые центры перешли от фиксированной ставки за метр к оплате по схеме % от продаж. В результате, несмотря на страхи и панику, иногда даже в ситуации финансового кризиса можно найти плюсы и новые возможности для развития малого и среднего бизнеса.
 
Лично меня кризис приятно коснулся в середине января, когда пришло время искать детям новую няню. Мне есть с чем сравнивать: до этого я подбирала няню в сентябре 2014 и пользовалась тем же самым онлайн-сервисом "Помогатель". Цены на услуги нянь сейчас заметно упали (раньше средняя цена профессиональной няни составляла 350 рублей в час, а сейчас 250), стало больше интересных предложений. Я закрыла вакансию за несколько дней, причем выбирала, как мне показалось, из самого хорошего".
 
Ольга Зиновьева, основатель и гендиректор Elementaree – сервиса по доставке наборов продуктов с рецептами для приготовления блюд:

"Я верю, что кризис - это время возможностей, нужно только правильно понять, как ваш бизнес сможет их реализовать. Поэтому, осознав, что следующие 2-4 года в России будет снижаться благосостояние населения, будет наблюдаться дефицит продуктов и желание экономить, мы модифицировали свою стратегию и сейчас уверены в будущем. В прошлом году мы выросли где-то в 10 раз, на этот год у нас тоже амбициозные планы. 

Сейчас у нас два основных продукта: программы правильного питания и программы домашнего питания. Второй продукт – флагманский. Оба рынка далеки от насыщения, поэтому наши продажи по обоим сегментам растут. Мы за одну только осень выросли в 2 раза по выручке - клиентов становится намного больше.
 
Мы не повышали цены с декабря 2014 года. Безусловно, для нас это означало огромную работу: за это время цены на многие продукты в магазинах выросли на 15-40%. Мы минимизировали любые остатки, идем напрямую к производителям вместо посредников, добиваемся заключения долгосрочных договоров, ищем тех, кто предлагает хорошее качество, но не может пробиться в стандартный ритейл. Мы адаптируем меню, исключая ингредиенты, которые недоступны (ввиду санкций – ред.) или небесно дороги. Сейчас наши цены существенно ниже, чем они могли бы быть. Но мы тоже не можем вечно оптимизировать, иначе это пойдет в ущерб качеству, поэтому, думаю, в скором времени мы пересмотрим цены.  

У меня есть один и главный лайфхак по выживанию в непростые времена. Кризис может быть только в голове. Все остальное - внешние условия, которые можно и нужно оборачивать в свою пользу. Придумать как и реализовать - ваша задача. Но первое и главное - не давать себе оправданий и признать, что сейчас - отличное время возможностей. 

У меня очень мало потребительских привычек. Основная - оптимизировать свое время таким образом, чтобы максимизировать эффективность развития бизнеса. Мои траты, включая аренду квартиры, обычно не превышают 50-60 тысяч рублей в месяц. Правда, сюда не входят путешествия, которые я стараюсь делать раз в год. Вообще главное - фокусироваться на тех целях, которые у вас есть, и строить остальную жизнь вокруг этих целей. Ну и помнить про то, что если вам не хватает денег, то надо не меньше тратить, а больше зарабатывать". 

Роман Виас, совладелец клинингового стартапа Qlean:

"По сравнению с тем, что было год назад, мы выросли в 25 раз. Клиенты не экономят на уборке, они стали рациональнее использовать собственное время – ключевой актив для человека в кризис. Отсюда рост спроса на услуги, которые "аутсорсят" домашнюю рутину.

Издержки по закупке средств остались на прежнем уровне по той причине, что сейчас мы закупаем куда больше расходников, чем год назад. У некоторых поставщиков мы потребляем от 60% их совокупного предложения. Цены, безусловно, растут, но разницу мы покрываем за счет увеличения объёма.

Цены на свои услуги мы оставляем на прежнем уровне, планируем увеличивать прибыль за счет новых клиентов исключительно. В этом году выходим в другие регионы.
 
Рабочая сила отнюдь не дешевеет, ведь цены на рынке растут, поэтому в отношении клинеров осталась такая же ценовая политика.
 
Главная сила удержания клиентов - качество предоставляемых услуг. Тех клиентов, кто давно не заказывал наши услуги по разным причинам, мы мотивируем скидками и новостями о нововведениях в сервисе".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase