Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чему бизнес-школы должны научиться у нынешнего кризиса

Архив rb.ru

Как должны измениться программы МВА с учетом последних событий

Чему бизнес-школы должны научиться у нынешнего кризиса

Глобальный финансовый кризис высветил ряд проблем в бизнес-образовании. Бизнес-школы слишком уверены в безупречности своих программ МВА и осуществляют преподавание в предписывающей манере, что далеко не всегда правильно. Старший преподаватель банковского дела Манчестерской школы бизнеса Исмаил Эртюрк в своей статье говорит о том, какие уроки бизнес-школы должны извлечь из нынешнего кризиса, и что необходимо изменить в учебных планах.

В ноябре 2008 года королева Великобритании посетовала на то, что финансовый кризис ужасен, и задала вопрос экономистам: «Если все эти вещи были столь значительны, как этого никто не заметил?». Некоторые в своих комментариях зашли еще дальше и дали определение текущему финансовому кризису как банкротству интеллектуального капитала Уолл-стрит. Конечно, Уолл-стрит ассоциировалась с инновациями в сфере финансов, финансовыми управленческими стимулами, рациональностью экономических решений, эффективными рынками, принципами наращивания акционерного капитала, количественными моделями риск-менеджмента и т.д. Этот перечень хорошо знаком студентам МВА и академикам, преподающим в бизнес-школах. Поэтому сообщество бизнес-школ - и факультеты, и выпускники - должны превратить этот кризис в возможность переосмыслить некоторые из ключевых принципов в преподавании МВА.

Реакция на кризис

На корпоративные скандалы, такие как Enron и WorldCom, бизнес-школы отреагировали, увеличив число курсов по бизнес-этике и корпоративному управлению. Нынешний кризис тоже указывает не необходимость пересмотреть учебные планы. Хотя бизнес-школы всегда чутко отзывались на изменения ситуации в экономике и трендам в бизнесе, а не ждали кризиса как повода для переоценки самих себя. Например, глобализация трансформировала и педагогические, и эпистемологические аспекты бизнес-образования, ведь менеджерам пришлось действовать в принципиально отличающихся и намного более неопределенных условиях. Текущий кризис слишком масштабен и слишком сложен, и бизнес-школы тем более не могут его игнорировать. И хотя каждая из них будет отвечать на него по-своему, я верю, что есть некоторые общие уроки, которые следует извлечь всем школам.

Нынешний кризис продемонстрировал отстраненность финансовой индустрии от своих потребителей и общества в целом, и бизнес-школы должны ввести в программы элементы, делающие социальную ценность бизнеса столь же значимой, как и принцип наращивания акционерного капитала. Здесь необходимо дополнительное интеллектуальное усиление по сравнению с тем, что мы сейчас можем наблюдать в учебных планах школ. Новые инициативы бизнес-школ, такие как курсы, посвященные социальным инновациям, могут получить дальнейшее развитие, чтобы занять центральную роль в обучении.

О пользе критики

Помимо усиления концепции социальной ценности в учебных планах, дабы уравновесить принцип наращивания акционерного капитала, школы должны также пересмотреть имеющийся баланс между утилитарными целями и критическим, нешаблонным мышлением. Кризис показал, что бизнес-школы слишком уверены в безупречности своих программ МВА. Конечно, излишняя неуверенность может привести к колебаниям и бездействую. Но и излишняя самоуверенность может принести ощутимый вред, так как ей недостает критического взгляда, необходимость которого подтвердил нынешний кризис.

Почти две сотни лет назад в трудах, посвященных образовательной реформе, педагог-теоретик и эрудит Вильгельм фон Гумбольдт писал, что «образование индивидуума требует его слияния с обществом, включает его связи с обществом в целом». Он считал, что критическое мышление жизненно необходимо университетскому образованию: «особенное свойство высших научных кругов заключалось в том, что они относились к науке как проблеме, которая никогда полностью не решена, и поэтому были вовлечены в постоянные исследования».

Одним из друзей Гумбольдта был Гете, автор знаменитого «Фауста», которому мы обязаны термином «договор Фауста». В глазах общества банкиры с их огромными бонусами, которые привели свои банки к краху и спровоцировали экономический кризис исторического масштаба, являются фаустовскими персонажами. Предсказуемо, но не вполне справедливо, банкиры считаются козлами отпущения, ответственными за финансовые и экономические проблемы. Однако вполне справедливо задать вопрос, могла ли не подвергаемая критике вера в современные положения о финансах и менеджменте сыграть свою роль в нынешнем кризисе?

Справедливо отметить, что большинство бизнес-школ прививает слепую веру и использует предписывающий подход в преподавании большинства предметов, от стратегии до финансов. Во многом этот подход к преподаванию подходит для профессионального МВА и отвечает интересам групп. Ведь степень МВА - это не степень исследователя, предполагающая развитие академической карьеры. Но, тем не менее, налицо тенденция использовать в преподавании в бизнес-школах научный дискурс, заимствованный из физических наук. Хотя большинство предметов в школах ближе к гуманитарным наукам, где к знанию принято относиться как историческому и вероятностному.

Что необходимо менять в процессе обучения

Поэтому так называемый «договор Фауста» бизнес-школ с эгоизмом можно разорвать, дополнив учебные планы такими предметами как история науки и история бизнеса. Также акцент на рынки должен быть сбалансирован обсуждениями о более широком социальном контексте бизнеса. Социальная ответственность и инновации, проблемы экологии уже включены во многие программы бизнес-школ, но заслуживают больших инвестиций.

Также очень важен способ мышления. Бизнес-школы должны насаждать критическое мышление среди студентов, чтобы те лучше осознавали, что изучаемое ими не может быть применимо всегда и во всех ситуациях. Необходимо поощрять студентов к применению критического мышления, они должны понимать нормативную природу большинства курсов, основывающихся на социальной науке, к коим относится и МВА.

Студенты должны быть интеллектуально подкованы, чтобы иметь дело со сложностями, а не натренированы на то, чтобы упрощать сложные вопросы бизнеса. Одно из таких упрощений, которое преобладало в преподавании МВА, - это положение, что наращивание акционерного капитала является простым способом решить одним махом проблемы экономической эффективности, процветания и роста. Мы видели достаточно примеров нелицеприятного поведения корпораций и чрезмерных вознаграждений в банковском секторе, которые поощряли рискованные решения, оправдываемые рассуждениями о наращивании акционерного капитала.

Преподавание в бизнес-школах, которое базируется на максимизации акционерного капитала, может легко превратить процесс обучения в идеологию в советском стиле, где правда приносится в жертву благим намерениям. Этот кризис продемонстрировал, что профессиональные приоритеты на программах МВА, формирующие основу образовательных целей, должны быть сбалансированы привычкой мыслить критически и рефлективно.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter