Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Фантастические проекты Лужкова: дирижабли, Диснейленд и стеклянные улицы

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

RB.ru вспоминает самые невероятные идеи Лужкова, которым не было суждено воплотиться в жизнь

Фантастические проекты Лужкова: дирижабли, Диснейленд и стеклянные улицы
Юрий Лужков, отправленный сегодня в отставку, останется для всех не просто хозяйственным мэром в кепке (одна из его любимых, кстати, в 2003 году ушла с аукциона за $15 тыс.), но и автором смелых проектов, которым так и не суждено было стать реальностью. RB.ru вспоминает самые невероятные обещания и инициативы Лужкова.

"Весна и осень - плохое время для того, чтобы принимать важные государственные решения. Слишком много шизанутых!", - сказал как-то Юрий Михайлович. Но сегодня, 28 сентября, российским президентом было принято громкое кадровое решение - убрать Лужкова с его должности мэра.

"Я у многих как кость в горле. А может, не в горле, а в заднице, что еще хуже: свербит постоянно", - эта фраза тоже принадлежит Лужкову. Помимо крепких выражений (смотрите в доп.материале), экс-мэр знаменит и своими порою фантастическими проектами, которые он в разные годы предлагал внедрить в Москве.

Лужков против снега, сосулек и вообще плохой погоды

В 2009 году Лужкову пришла в голову гениальная идея: раз в День города можно разгонять тучи над Москвой, то почему бы не останавливать и сильные снегопады на подходах к городу. "Не нужно над этим смеяться, - говорил мэр, - от этого только урожай на полях будет лучше. Это, конечно же, не всегда, но когда прогнозируют сильные снегопады и сугробы могут вырасти до 10-15 см, то можно несколько раз за зиму попробовать". Снежные тучи предполагалось посыпать йодистым серебром и сухим льдом с самолетов. Разгон снежных облаков минувшей зимой должен был обойтись властям в 180 млн рублей, а на уборке снега с городских улиц коммунальщики должны были сэкономить 300 млн рублей. Правда, случился казус: зима в Москву пришла неожиданно, метеорологи не смогли спрогнозировать первый снегопад, который парализовал город. В итоге синоптикам пришлось даже извиняться перед мэром.

Бороться с природными явлениями Лужков пытался, кажется, на протяжении всего своего хозяйствования в столице. Еще в 2001 году он заверил, что в скором будущем сосульки с крыш московских домов будут сбивать лазерными установками. На внедрение "антисосулечного" оружия власти потратили примерно $500 тыс., а в итоге оказалось, что лазерным установкам нужен час, чтобы одну сосульку отпилить. После этого про проект тактично забыли. Однако нынешней зимой про лазеры вспомнила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.

В 2004 году Лужков решил, что нельзя москвичей и гостей столицы лишать наслаждения красотами Москвы из-за плохой погоды, и предложил остеклить несколько столичных улиц от Ленинского проспекта до района Москва-Сити. "Получается что-то вроде пути из варяг в греки", - смаковал свою идею Юрий Михайлович. И не гуляем мы под стеклом только потому, что инвесторов найти не удалось.

В 2005 году столичный мэр вдруг захотел, чтобы зимой на Арбате зеленела трава и деревья, для чего улицу предполагалось подогревать из-под земли трубами с проточной теплой водой. Но проект так и остался на бумаге. Правда, идея тепловой мостовой в Москве все же реализована: зимой 2005 года начала подогреваться пешеходная зона на границе Манежа и Александровского сада.

С пробками боролись дирижаблями и подводными гаражами

Одной из главных проблем Москвы, в которой сейчас обвиняют Лужкова, являются пробки. Между прочим, экс-мэр предлагал массу проектов, которые должны были бы улучшить дорожную ситуацию в городе.

Буквально недавно, в середине сентября Лужков предложил создать в Москве "парковочную полицию", которая должна была забрать часть функций у ГИБДД. Тогда еще мэру не нравилось, что некоторые учреждения (в том числе и Госдума, оштрафованная на 40 тыс. рублей) незаконно захватывают территории под парковки, действуют нелегальные парковщики, а цены в подземных стоянках завышены. Потом мэр выступил с инициативой эвакуировать припаркованные на тротуарах автомобили, что заставило экспертов высказать мысль, что по правилам в Москве сейчас вообще невозможно припарковаться.

В 2004 году, впрочем, идеи Лужкова по поводу парковок были куда более феерическими. Тогда он заявил, что "хотим мы этого или нет", но паркинги в центре должны опуститься под землю, "причем не только под землю, но и под воду". Через два года мэрия Москвы разработала концепцию строительства нескольких подводных гаражей. Первая стоянка на 800 машиномест и 38 мест для автобусов должна была разместиться под Водоотводным каналом. Догадаться, почему не получилось, несложно - оказалось дорого.

В 2002 году мэр хотел зайти к проблеме пробок с другой стороны - сверху. Воздухоплавательному центру "Авгур" было поручено изготовить 5 дирижаблей, с помощью которых инспекторы ГИБДД должны были наблюдать за столичными пробками. Строительство летательных аппаратов обошлось городу в $2,5 млн. Первый из них москвичи увидели в августе 2004 года, правда, взлететь выше одного метра аппарат не смог. Подняться повыше дирижабль сумел только однажды - когда праздновалось 860-летие Москвы. Лужкову пришлось признать неудачу.

Когда не получилось с воздуха, решили зайти с воды. В 2006 году столичная мэрия высказала идею внедрить водные трамваи и такси. Обещали за три года спустить на Москву-реку 20 водных трамваев. К декабрю 2006 года проект расширили: заговорили о 78 трамвайчиках и необходимости дополнительной береговой инфраструктуры. В 2007 году хотели провести тендер на главного инвестора. Впрочем, обещанного транспорта москвичи так и не увидели, хотя в начале 2009 года была утверждена Концепция городской целевой программы по созданию системы интермодальных пассажирских перевозок с использованием водного транспорта на 2011-2013 гг.

Несколько лет Роналд Липп, президент немецкой компании Strassen Haus, предложил мэрии идею: поднять над Москвой автострады, а пространство под ними заполнить производственными помещениями, недорогими офисами и даже жилыми корпусами. Немецкий специалист утверждал, что всего на крыши можно будет перенести около 23% легкового транспорта столицы, а если первая очередь его проекта будет реализована, то город получит порядка 15 млн кв.м. полезной площади и 80 тыс. парковочных машино-мест. Лужкову проект понравился, было объявлено о том, что возведение пилотного участка надземной дороги начнется в 2007 году вдоль железнодорожных путей Ярославского направления. Почему планы Липпа остались нереализованными, можно только гадать.

Диснейленд и "Апельсин"

В 2008 Елена Батурина, супруга теперь уже бывшего мэра, представила амбициозный проект Нормана Фостера "Апельсин". Этот авангардный гостинично-выставочный комплекс должен был сменить низкорослый ЦДХ. Концепт-проект подразумевал возведение пяти 15-этажных стеклянных зданий, расположенных под углом друг к другу. Благодаря своей форме и оранжевому цвету, здание должно было, по замыслу создателей, напоминать разрезанный на дольки апельсин. В темноте здание должно было гореть оранжевым. На это директор государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева Давид Саркисян заметил, что "нельзя въехать гигантским яблоком в большой старинный город", потому что тогда "все остальное превращается в собачьи будки". Впрочем, "Апельсина" в Москве до сих пор нет и, кажется, не предвидится.

Проекты Нормана Фостера в России - смотреть фоторепортаж.



Многие годы москвичи не теряли надежды (или страха) увидеть в столице собственный Диснейленд. Разговоры об этом начались еще в 1992 году, когда скульптор Зураб Церетели выиграл тендер на строительство детского парка развлечений в Нижних Мневниках на востоке Москвы. Для этого художнику выделили в "постоянное бессрочное целевое пользование" 300 га земли. Отечественный Диснейленд планировалось сделать действительно национальным - не с микки-маусами, а с героями русских народных сказок. По разным оценкам, на проект надо было $2-3 млрд. Планов было громадье, но вместо сказочной страны на выделенной территории стали появляться автосервисы, заправки, рынки, свалки. В итоге Олег Митволь обвинил скульптора в нецелевом использовании земель. А недавно пошли разговоры, что на этом месте Лужков разрешил Батуриной построить гольф-клуб.

Лет 5 назад "Моспроект" с подачи мэра разработал документ "Рекомендации по проектированию озеленения и благоустройства крыш жилых и общественных зданий и других искусственных образований". Из-за дефицита земли и напряженной экологической обстановки в городе остро встала проблема использования кровель зданий, говорилось в документе, также в нем содержались подробнейшие рекомендации, где что высаживать. Между прочим, столичные власти успели даже один детский садик оснастить игровой площадкой на крыше, которую пришлось, правда, огородить трехметровым забором.

Вода без хлорки, реки вспять и полезный фаст-фуд

В 2008 году Лужков вдруг заявил, что Москва переходит на озонирование питьевой воды вместо хлорирования. И все бы ничего, только мэр не учел, что трубы в городе ржавые, и проходящая через них озонированная вода становится опасной для питья. Сегодня озонирующая установка работает только на нескольких станциях водоочистки.

Однажды Лужков задумал дать наш ответ "Макдональдсам" и создать сеть ресторанов фас-фуда "Русское бистро". Первые такие кафе были открыты в 1995 году, застройщиков обязывали выделять площади под них. Кроме того, Юрий Лужков и Владимир Малышков, руководитель столичного департамента потребительского рынка и услуг, выступили соавторами в патентах на фирменные блюда "Русского бистро" - кулебяку и расстегай. В запуск проекта было инвестировано $15,6 млн, потом в него вложили еще несколько десятков миллионов. Со временем дела сети стали идти все хуже и хуже, в итоге в 2001 году ее делами заинтересовался Следственный комитет при МВД. Следователи возбудили уголовное дело по факту хищения $1,3 млн из столичного бюджета. Сейчас "Русское бистро" развивается по франчайзингу в руках частных предпринимателей.

Борис Ельцин посещает "Русское бистро" вместе с Лужковым


В начале 2002 года мэр Москвы обратился к Владимиру Путину с предложением реанимировать отвергнутый за 15 лет до этого проект Сибирской переброски реки Оби в бассейн Аральского моря. Идею не поддержали, но мэр не успокаивается: в 2008 году вышла его книга "Вода и мир", где в том числе говорилось о проекте по переброске северных рек в Среднюю Азию.

Правильные пчелы

В последние дни имя мэра как-то неразрывно связано с пчелами, о которых, по сообщениям ряда СМИ, он заботится больше, чем о ветеранах и инвалидах. Лужков пчел любил, кажется, всегда. Так, в 2003 году он впервые предложил организовать в парках передвижные пасеки. Первая из них была открыта в Кузьминках, потом она превратилась в Музей меда. Потом в парке собирались запустить "пчеломобиль" (раскрашенный черно-желтым) - для популяризации пчеловодства. Спонсоров тогда не нашли, зато нынешним летом столичный мэр потратил десятки миллионов рублей на спасение своих пчел, которые "чувствовали дискомфорт".

Отлит в бронзе

Мэра отправили в отставку без почетных грамот и медалей, зато он уже отлит в бронзе. Зураб Церетели уже успел сделать памятник Елене Батуриной - в костюме для верховой езды. А у самого мэра есть целых две персональных скульптуры: первая - Лужков с теннисной ракеткой, вторая - Лужков с метлой, подметающий столичные улицы. Из порванного башмака торчит палец градоначальника.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter