Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Гормашэкспорт: Новый класс установки пневматической сепарации "СЕПАИР"

Архив rb.ru

Комплекс пневматической сепарации "СЕПАИР" представили новосибирские разработчики

Гормашэкспорт: Новый класс установки пневматической сепарации "СЕПАИР"

Шлам, образующийся на обогатительных фабриках в процессе углепереработки и скапливающийся в огромных количествах в шламоотстойниках, уже долгое время считается чуть ли не неизбежным злом. С одной стороны, он наглядно характеризует невысокую эффективность и нерациональное использование угольных ресурсов, с другой - становится причиной штрафов, поскольку занимает значительное место и наносит ущерб экологии (загрязнение земель, выветривание и пр.). Миллионы тонн угля, существующего в виде тонкодисперсного и высоковлажного низкокалорийного порошка до настоящего времени были (а на многих фабриках остаются и до сих пор) невостребованными. Это связано с тем, что для его использования в качестве топлива необходимо убрать из шлама балластную влагу и сделать материал транспортабельным и сыпучим. Применяющиеся для подобных целей традиционные (термические) способы сушки требуют затрат энергии больше, чем может дать полученный с их помощью уголь в процессе последующего сжигания, поэтому такой подход нерентабелен.

Новосибирские разработчики представили  специалистам горно-обогатительной и угольной промышленности - комплекс пневматической сепарации "СЕПАИР", предназначенный для сухого финишного и предварительного обогащения высокозольного угля, руд цветных металлов, золота и металлургических шлаков. При этом, чтобы не поднимать наверх вымещающие породы, оборудование может устанавливаться на дне карьера или непосредственно в шахте. Благодаря новой технологии, заложенной в конструкцию сепаратора, финишное обогащение сырья позволяет производить разделение компонентов сухим способом с эффективностью 95%, при том что, на сегодняшний день эффективность промышленных установок для обогащения методом пневмосепарации, выпускаемых ведущими мировыми производителями, не превышает 85%.

В основе работы "Сепаир" лежит гравитационное разделение частиц, основанное на зависимости скорости их витания и падения в воздушном потоке от плотности и крупности. Разделяемый материал подается на воздухопроницаемую ленту конвейера, которая поэтапно проходит через зоны действия систем специально спрофилированных сопел. При движении под соплом с определенной скоростью легкие (для данной плотности) частицы поднимаются в сепаратор, а тяжелые движутся дальше и попадают в зону действия следующей пневмосистемы. Поле газодинамического потока организовано таким образом, что каждая частица при сепарации испытывает равновероятное воздействие, причем по всему ходу процесса (в начале, середине и конце). Во многом благодаря именно этому "Сепаир" обеспечивает 95-процентную эффективность разделения исходного материала на продукты с шагом по плотности 0,1 т/м3. Каждый сепаратор (всего их три), входящий в состав комплекса, осуществляет обогащение материала, предварительно разделенного по классам крупности (5-15, 15-25 и 25-40/50 мм). Количество продуктов обогащения может быть от двух до пяти, а в некоторых случаях - и более (в зависимости от требований к процессу и конструкции устройства).

Например, при обработке на "Сепаир" рядового угля разреза Бунгурский (Кемеровская обл.) с исходной зольностью 22-23% класса 14-25 и 25-40 мм были получены
следующие продукты:

  • низкозольный уголь (зольность 8-12%);
  • товарный уголь (16-18%);
  • промпродукт для переобогащения (35%);
  • вымещающие высокозольные породы-хвосты (75% и более).
При обогащении же марганцевой руды Дурновского месторождения были получены хвосты и рудный концентрат с плотностями 2,7-2,8 и 3,5 т/м3.

Кроме трех пневмосепараторов в состав оборудования входят дробильно-сортировочная установка, системы конвейерного транспорта, аспирации и управления, а также устройство складирования продуктов обогащения. Для предварительного обогащения "Сепаир" может выпускаться и в мобильном исполнении. Стоит комплекс примерно на 30% дешевле оборудования для мокрой сепарации. При этом затраты на эксплуатацию новинки меньше как минимум в 3 раза.

Наталья Солотина

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter