Архив rb.ru

Государство хочет вернуть себе аэропорт "Домодедово"

Архив rb.ru
Николай

Николай

Росимущество через суд добилось права вернуть здание аэропорта "Домодедово" государству

Государство хочет вернуть себе аэропорт "Домодедово"
Присоединиться
Продолжается борьба за самый успешный российский аэропорт "Домодедово". 20 марта в силу вступило решение арбитражного суда, согласно которому владельцы аэровокзального комплекса "Домодедово" должны вернуть его государству как незаконно приобретенный.

Именно того аэровокзала, который постановил вернуть суд, уже нет - на его месте построено новое здание, утверждает компания "Ист Лайн". Однако в Росимуществе полагают, что по судебному решению о старом здании можно вполне получить и новое, пишет газета "Коммерсантъ".

Темная история успеха

До 1997 г. все аэропортовое имущество принадлежало государственному унитарному предприятию "Домодедовское производственное объединение гражданской авиации". Затем в ходе приватизации активы были переданы компании "Домодедово-2", где ГУП получило 48,65% акций, а структура "Ист Лайна" офшор Hacienda Investments - 50,66%. После нескольких допэмиссий доля ГУПа сократилась почти до нуля, и аэропорт перешел в полное владение группы "Ист Лайн", которая формально зарегистрирована на двух граждан, жителей налоговой гавани на острове Мэн.

Как писала газета "Ведомости", настоящими владельцами аэропорта могут быть глава совета директоров Дмитрий Каменик и глава наблюдательного совета Валерий Коган. Та схема, по которой был приобретен аэропорт, для России не редкость. Так же переходили в частные руки многие другие госпредприятия. С 1997 г. аэропорт успешно развивался, по официальным данным, в него было вложено около $1 млрд, и к настоящему моменту некоторые рейтинги причисляют "Домодедово" к разряду лучшего аэропорта Восточной Европы.

Росимущество вспомнило

Однако в 2005 г. Росимущество решило, что здание аэропорта было приватизировано незаконно, по сути, оно было украдено у государства. Чтобы вернуть собственность, ведомство подало сразу два иска. В первом иске Росимущество требовало признать, что ГУП не имело право вносить в уставный капитал компании госимущество, и поэтому сделку надо признать недействительной.

Этот иск, дойдя до Высшего арбитражного суда, Росимущество в 2007 г. проиграло. Суд постановил, что ГУП уже давно исчезло, а поэтому расторгнуть сделку нельзя и передача имущества является законной. Тогда Росимущество задействовало второй иск, на который формально постановление арбитража не распространяется.

Согласно второму иску, Росимущество просто требует вернуть имущество аэропорта из незаконного владения компании Hacienda. Этот иск государству пока выиграть удалось. 18 января 2008 г. арбитражный суд Московской области его удовлетворил, а 20 марта 10-й арбитражный апелляционный суд оставил решение без изменения, и оно вступило в силу.

Вернуть то, чего нет

Однако представители "Ист Лайна" утверждают, что исполнить постановление суда не представляет возможным, потому что того "Домодедова", которое принадлежало государству и которое требует Росимущество, уже давно нет. "В 1997 году площадь аэровокзала составляла 46 тыс. кв. м. Это здание было признано аварийным и демонтировано, а площадь нового комплекса составляет сейчас 270 тыс. кв. м", - утверждает "Ист Лайн".

В суде однако считают, что "Ист Лайн" в свое время получила единый комплекс, а документов, что тех зданий уже нет, в суд не представила (этой возможности при кассации у компании уже не будет). В Росимуществе также не сомневаются, что решение можно исполнить, забрав новые здания.

Так, по сведениям газеты "Коммерсантъ", 13 февраля замруководителя Росимущества Юрий Медведев написал в Минэкономразвития письмо, в котором предлагается передать в федеральную собственность нынешний имущественный комплекс аэропорта Домодедово, так как все нынешние объекты реконструированы и исключены из госреестра прав на недвижимость.

Юристы, опрошенные изданием, впрочем, сомневаются, что подобный ход укладывается в рамки закона и правил. Однако в любом случае проблемы у "Домодедова" есть и очень серьезные. На пользу российскому аэропортовому хозяйству, которое сейчас стремительно развивается, едва поспевая за бурными темпами роста авиаперевозок, это определенно не пойдет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter