В специалисте, который хочет получить хорошую работу, все должно быть прекрасно
Алексей Могила более пяти лет занимается недвижимостью. Он директор департамента риэлторской компании Penny Lane Realty. "Последний раз фамилия меня смущала в третьем классе, - рассказывает Могила. А потом забавно было: у всех ребят клички, а меня по фамилии зовут". Во взрослой жизни быть Могилой оказалось даже выгодно. "Достаточно представиться один раз, и тебя навсегда запоминают", - говорит он.
Тот же самый эффект у Александра Хренова, партнера коллегии адвокатов "Юков, Хренов и партнеры". "Люди могут забыть мою внешность, род деятельности, но не фамилию", - рассказывает он. Бок о бок с Могилой трудится Максим Жуликов, ведущий специалист по коммерческой недвижимости Penny Lane Realty. "Фамилия дана родителями, и тут ничего не поделаешь", - говорит он. Правда, мать и отец предлагали ему стать по материнской линии Булгаковым или Заболоцким, но он не согласился. "Это так необычно - увидеть в буклете по аренде и продаже офисных и жилых помещений фамилию консультанта - Жуликов", - делится впечатлениями коллега Могилы и Жуликова Оксана Кутишенко, менеджер по управлению персоналом Penny Lane Realty. "Сразу возникает желание познакомиться с этим человеком", - добавляет она. "Мне представиться - как анекдот рассказать: здравствуйте, я Жуликов", - говорит Жуликов. Это сразу ломает лед в общении. "Главное - профессионализм сотрудника", - утверждает Кутишенко.
С ней согласен Борис Рохин, консультант хедхантинговой компании Ward Howell International. Уверенный в себе человек даже курьезную фамилию обратит в плюс, добавляет он. Так, кандидат по фамилии Беда, разговаривая с будущим шефом, в шутку заметил, что, когда приходит беда, ворота лучше держать открытыми. "Работодатель оценил чувство юмора соискателя и взял Беду в отдел продаж", - говорит Рохин.
Кутишенко убеждена, что фамилия Могила говорит о надежности и конфиденциальности. "Есть поговорка "нем как могила", представляете, как это на руку нашим клиентам", - отмечает она.
Пьер-Владимир Жолио (фр. Goliot, слышится и произносится как "жулье") два года работает менеджером по продажам в российском офисе французской компании ALD (автомобильный лизинг). "Фамилия мне не мешает", - говорит он. Он общается с клиентами преимущественно на английском языке, в котором его фамилия не имеет экспрессивного значения. А еще Жолио рассказывает историю о своем предке, который в середине 30-х гг. XX в. получил Нобелевскую премию в области атомной физики. "В Париже имя ученого Жолио носят колледжи, есть даже улица", - с гордостью добавляет он.
Алексей Могила тоже гордится своей фамилией. Его дед и отец всю жизнь проработали в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева. Там фамилия Могила вызывает лишь уважение. Но смешные истории все-таки случаются. "Около месяца назад я ждал на переговоры представителя клиента, - вспоминает Могила. Назвал адрес офиса и дал небольшое пояснение: напротив храма - чугунные ворота, в которые надо зайти и сказать, что к Могиле. Девушка спутала переулок, где, впрочем, тоже был храм, а напротив - ворота. Она смело вошла в них и стала проситься к Могиле. На что ей служба безопасности какой-то другой фирмы шутливо ответила: "Девушка, вам еще рано".
"Самый распространенный казус с моей фамилией - это ударение на второй слог, после чего - в силу разнообразия русского языка - появляется множество словосочетаний", - рассказывает Хренов. А друзья нередко извиняются за то, что при Александре упоминают слово "хрен". "Я только смеюсь", - уверяет Хренов. Он и сам не прочь подшутить над собственной фамилией. "Это очень помогает разрядить обстановку, - говорит Хренов. Например, сидишь с клиентами несколько часов подряд, все устали, тяжело, а впереди еще просмотр кипы документов. Я и говорю: "Ну и хренов адвокат у вас". После нескольких минут смеха находятся силы для дальнейшей работы".
Но нередко помехой для успешной карьеры людей с двусмысленными фамилиями могут быть предрассудки работодателя. "Наши клиенты отказывали даже в собеседовании Гармажаповой и Шахидовой, несмотря на огромную потребность в специалистах их квалификации", - рассказывает партнер рекрутинговой компании Flex Татьяна Сосновская. Она вспоминает, как на собеседование в крупную французскую компанию пришел кандидат на позицию финансового менеджера - Александр Крах. Было понятно, что он соответствует требованиям. Оставалось получить только добро гендиректора. "Он зарубил без пяти минут сотрудника со словами: "Нам в финансах Крах не нужен!" - вспоминает Сосновская. "На рынке сейчас такой голод, что работодатель, который отказывается от квалифицированного кандидата, потому что у него странная фамилия, - нонсенс", - говорит Елена Пузанова, консультант рекрутинговой компании "Анкор".
Анастасия Дагаева
Опубликовано в газете "Ведомости" 29 марта 2006 года
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 Международная компания ANCOR купила стартап «Подбор» для поиска ИТ-специалистов
- 2 Как оценить эффективность работы бизнеса и сотрудников
- 3 Инициативность на работе: плюсы инициативности сотрудников и как её развить?
- 4 Правила приема на работу людей с особенностями здоровья