Зарабатывать $5000 за день? Это хорошо, но не предел, полагает врач Наталья Курбакова. Не спешите завидовать отечественным медикам. Наталья живет по такому графику: день работает в коммерческой поликлинике, день торгует акциями на бирже. Год назад кто-то из пациентов подбил ее пойти на рынок ценных бумаг. Сегодня Курбакова смело шортит и надеется сколотить на акциях капитал, который позволит ей начать собственный бизнес.
Больше всего мне нравятся префы Сбербанка", - делится секретами врач-трейдер. В этом году удача не на ее стороне: по сравнению с январем Курбакова ушла в минус. "Проигрыш меня не расстраивает. Для меня это игра", - говорит она. Типичная для инвестора-женщины психология! Самые дальновидные брокерские и инвестиционные компании уже сейчас готовятся к наплыву женщин на фондовый рынок. Для таких клиентов, как Наталья, в компании NetTrader придумали гламурный розовый интерфейс. Если сегодня найдешь подход к женщине, завтра она отдаст тебе самое дорогое, что у нее есть. Деньги.
Женская доля
В том, что завтра наступит, не сомневаются ни брокеры, ни управляющие паевыми инвестиционными фондами. Деловая активность женщин растет во всем мире. Растет и в России, где на новый виток эмансипации наложилось бурное развитие финансовых рынков. Женщины становятся активными потребителями услуг, рассчитанных на искушенного пользователя. Например, все смелее выходят на рынок коллективных инвестиций (см. допматериал).
"В начале 2000-х гг. основную массу пайщиков наших фондов составляли бизнесмены и белые воротнички", - говорит руководитель бизнеса коллективных инвестиций ФК "Уралсиб" Александра Водовозова. Среднестатистический инвестор выглядел так: 40-летний житель Москвы или Санкт-Петербурга с высоким доходом, высшим образованием, полученным на Западе. Женщин среди пайщиков было менее 10%. Ситуация стала меняться пару лет назад. За 2006 г. количество пайщиц фондов "Уралсиба" выросло до 30%. До аналогичного уровня увеличилась женская доля и в других крупных управляющих компаниях. Особым успехом у прекрасного пола пользуется УК БКС - пайщиц в ее фондах аж 43%! Вице-президент БКС Андрей Иванов объясняет это тем, что паи активно покупают инвесторы, работающие в финансовом секторе и торговле, а в этих отраслях всегда трудилось много женщин.
Для управляющих компаний приход инвесторов в юбках - бальзам на душу. Логику объясняет директор отдела дистрибуции УК "Пиоглобал Эссет Менеджмент" Кирилл Волынкин: если женщина за что-то берется, значит, это выверенное, согласованное на семейном совете решение, и это делается так же привычно, "как в магазин сходить". Клиенты-мужчины более капризны: сильный пол настроен "поиграться", попробовать что-то новенькое. "Все новое - компьютерные игрушки, бытовую технику, финансовые услуги - тестируют мужчины. А женщины потом ими пользуются, - рассуждает Волынкин. - То же самое с ПИФами: когда начнется перекос в пользу женщин, это будет значить, что у продукта появился нормальный постоянный потребитель". Причем потребитель, который умеет выжать из продукта гораздо больше, чем первооткрыватели-мужчины. В конце 1990-х Брэд Барбер и Террен Один* из Калифорнийского университета в Дэвисе исследовали поведение инвесторов разного пола. Ученые использовали базу данных по 35 000 счетов, открытых в крупной брокерской фирме. Выяснилось, что женщины систематически переигрывают мужчин. Все дело в том, что мужчины тасовали свои портфели слишком активно, покупая-продавая акции в полтора раза чаще, чем женщины. Для рядового инвестора слишком рьяная торговля - куда худшая стратегия, чем просто купить и держать. По оценке Барбера и Одина, из-за чрезмерной самоуверенности чистый доход инвесторов-мужчин оказывался почти на 1 процентный пункт (п. п.) в год ниже, чем у женщин. Еще отчетливее этот эффект проявлялся, если в выборке оставались только холостяки и незамужние: одинокие мужчины торговали на 67% активнее, чем одинокие женщины, что увеличивало разрыв в чистом годовом доходе почти до 1,5 п. п.
Всё для женщин
Пока УК и инвесткомпании только нащупывают подход к женской аудитории, страховщики и банкиры уже вовсю эксплуатируют женский фактор в своем бизнесе.
В феврале Альфа-банк вместе с журналом Cosmopolitan запустил специальный женский продукт - кобрендинговую дебетовую карту. Ее обладательницы получают право на скидки до 15% в магазинах косметики и женской одежды, кафе, салонах красоты, турагентствах, фитнес-клубах и других излюбленных местах женских развлечений. "Женщины - очень привлекательный для банка клиент: они любят и умеют тратить деньги", - объясняет Сергей Малышев, начальник управления по развитию стратегического партнерства Альфа-банка. Расчет оправдался: план по выпуску "женских" карт перевыполнен более чем в 6 раз.
Альфа-банк вовремя уловил тенденцию. По сведениям "ИМА-консалтинг", еще в конце 2005 г. больше половины кредиток было выпущено для мужчин. Но уже в 2006 г. женщины перехватили инициативу, причем среди активных пользователей (уже имеющих карту и планирующих открыть еще) их доля достигла 75%. Да и на рынке депозитов женщины выступают весьма уверенно: по данным "ИМА-консалтинг", ими открыто 56,3% всех банковских депозитов.
Не дремлют и страховщики. В прошлом году РОСНО запустила программу автокаско "РОСНО-Леди". Если для мужчин-автомобилистов женщина за рулем - источник нескончаемых насмешек, то для страховщиков - нормальная целевая аудитория. По данным РОСНО, к концу прошлого года доля женщин среди столичных водителей достигла 27%. Вопреки расхожему мнению женский стиль вождения страховщиков устраивает больше, чем мужской: компания проанализировала мировой опыт и пришла к выводу, что женщины чаще попадают в аварии, но в более мелкие, с меньшей суммой ущерба.
"Стойки в автосалонах, буклеты - все было гламурненькое, бордовое, - рассказывает Юлия Гадлиба, разрабатывавшая новый продукт в РОСНО. - Я сама видела, как мужчины в салонах набирали эти буклеты для жен". Гламурное оформление, конечно, не главное - "РОСНО-Леди" включает очень полезную для дам услугу "помощь на дорогах". Не женское это дело - копаться в заглохшем двигателе, решил страховщик.
Сейчас Гадлиба отвечает за маркетинг и развитие бизнеса в "АльянсРОСНО Управление активами". Но ПИФы "с женским лицом" если и появятся, то не скоро . Инвестиционные услуги - продукт гораздо более сложный, чем кредиты или страховка.
Лёгкость необычайная
Наталья Кирсанова узнала о ПИФах из прессы. Оценив разницу в доходности, сняла деньги с депозита в Сбербанке и отнесла в ПИФ. "Хотелось бы заработать не менее 40% годовых", - говорит она. На вопросы, куда же она вложилась и от каких бумаг ожидает такого роста, Наталья отвечает после некоторой паузы: "В акции или в облигации - я не помню. Там было пять фишек и еще какая-то штучка". 33-летняя Наталья работает директором магазина и заочно получает психологическое образование. Активно участвует в экономической жизни страны, что не мешает ей рассуждать о фондовом рынке в терминах "фишек" и "штучек".
Уровень инвестиционной культуры у населения в целом очень низок, в один голос сетуют управляющие. Женские познания в финансах совсем скромные. "Исходя их наших исследований у мужчин слово "инвестирование" более четко ассоциируется с деньгами, финансовой прибылью. У женщин понимание этого слова очень размыто - например, инвестирование в свое будущее часто понимается и как инвестирование в себя лично: красота, косметология, спортклубы, поездки, шопинг и т. д.", - говорит директор по маркетингу "ОФГ-Инвест" Анастасия Мельникова. Разрыв в уровне финансовой грамотности между полами характерен не только для России. Свободного времени на самообразование у женщин мало и в других развивающихся и развитых странах.
Недостаток знаний женщины компенсируют более осторожным отношением к своим сбережениям. Это помогает. Наталья, например, при всей своей вере в 40% годовых в ПИФе с депозита в "Сбере" сняла только часть денег. "Особая черта леди-пайщика - пристальное внимание к деталям инвестирования, аналитический подход, кропотливость при первоначальном поиске информации о рынке и его участниках, сдержанность", - делится наблюдениями руководитель проектов банковского маркетинга и коммуникаций "ИМА-консалтинг" Дмитрий Афонин. "У женщины ярко выраженные критерии выбора УК: доходность, время существования компании, известность бренда. Мужчины обращают больше внимания на личности управляющего и руководителей компании", - говорит Жанна Андреева, руководитель отдела продаж ИК БКС.
Серьезное препятствие для роста женских инвестиций - более низкий, чем у мужчин, уровень доходов (см. допматериал). "Чтобы позволить себе инвестиции, женщинам нужно приложить гораздо больше усилий для повышения своего социального уровня, чем мужчинам", - говорит Мельникова. Два года назад Росстат провел исследование структуры оплаты труда по основным профессиональным группам на крупных и средних предприятиях. Выяснилось, что женщины зарабатывают в среднем на 36% меньше, чем мужчины на аналогичных постах и с аналогичной квалификацией. "Среди топ-менеджеров эта разница еще выше и в среднем достигает 40%", - говорит Сергей Новиков, коммерческий директор кадрового агентства "Виват Персонал". Хотите узнать, как это отражается на инвестициях, - посмотрите гендерную статистику ориентированной на middle-class "Тройки Диалог".
"Среди клиентов наших ПИФов 69% составляют мужчины, но при этом доля их средств в активах фондов достигает почти 80%. Средний счет у мужчин - 644 000 руб., у женщин - 368 000 руб.", - говорит вице-президент "Тройки Диалог" Андрей Звездочкин. Причем если среди клиентов со счетами до 200 000 руб. женщин больше трети - 34%, то в группе инвесторов, имеющих на счету от 800 000 руб., - меньше 20%.
С точки зрения управляющих инвестициями, у женщин есть одно неоспоримое преимущество: они меньше зарабатывают, зато дольше живут. В "КИТ Финансе" и "Пиоглобал ЭМ" есть даже соответствующая статистика. Если в возрастных категориях до 30-35 лет большинство пайщиков - мужчины, то на промежутке от 40 до 70 лет больше половины - женщины (см. допматериал). По наблюдениям директора по маркетингу УК "КИТ Финанс" Татьяны Бараусовой, женщины получают численный перевес в категории пайщиков старше 35 лет. "Это сложно объяснить заботами о будущей пенсии, - говорит Бараусова. - Скорее они стремятся накопить средства на образование детей".
В апреле весь мир облетела новость о фрау Ингебор Моц из Германии, которая в 75 лет увлеклась игрой на бирже и за 10 лет заработала почти ?1 млн. Наши пенсионерки ничем не хуже - был бы первоначальный капитал. 70-летнюю Ирину Владимировну Чайкову перестали устраивать проценты по депозиту в Сбербанке. "Там все сбережения уходят в минус", - сердится она. Прочитав в газете о ПИФах, пенсионерка решила снять все свои сбережения - 150 000 руб., разделила их на три равные части и отнесла в паевые фонды. Слова "диверсификация" она не знает, но здравый смысл подсказал - "на всякий случай, чтобы сравнить успехи и уменьшить риски, надо отнести [деньги] в разные компании". Но вторая из выбранных УК ей не понравилась - консультант ничего не мог объяснить. Тогда Ирина Владимировна разделила все по трем ПИФам понравившейся компании. "Я бывший инженер и совершенно не ориентируюсь в финансах, - скромно оценивает свои способности Ирина Владимировна. - Я посмотрела графики роста рынка и обнаружила закономерности: рост бывает в марте и в конце года. А летом деловая активность падает". А чего вы ждали от советского инженера старой закалки?
Неслабый пол
11 сентября 2001 г. рухнули не только башни-близнецы, но и биржи всего мира. Заместитель гендиректора ИК "Антанта Капитал" Ирина Хаазе, которая тогда работала трейдером на Франкфуртской бирже, в тот день убедилась, что женская психика справляется с экстремальными ситуациями лучше мужской. "Рынки рушились, народ кричал: "Продаем все, выходим из позиций", - вспоминает Хаазе. - Некоторые мужчины-трейдеры просто смотрели на монитор и не знали, что делать. А у женщин никаких страшных потерь не наблюдалось - они реагировали сразу".
Женщин-брокеров на Франкфуртской бирже - треть. Для сравнения: среди трейдеров, зарегистрированных на самой активной российской торговой площадке - ММВБ, женщин всего 12%. Да и откуда взяться женщинам-специалистам, если, по наблюдениям брокерских компаний, даже среди любителей биржевой торговли женщин наберется не более 10-15%. Но еще года три назад их можно было по пальцам пересчитать. "До 2003 г. приходили в основном пожилые дамы, которым бумаги достались после приватизации или мужья на них переписали свои акции, - рассказывает Владимир Кубраченко, начальник брокерcкого отдела NetTrader. - Дамы продавали свои бумаги и уходили".
Сейчас состав клиенток стал куда более пестрым. "Самая немногочисленная группа пытается себя самореализовать с помощью денег, которые дал муж, - рассказывает Хаазе. - Основная часть клиенток - с экономическим, финансовым и математическим образованием, и инвестируют они собственные деньги. Есть бизнесвумен, которые сделали карьеру и хотят попробовать что-то новое". Дамы все небедные: чтобы нажиться на разницах котировок, надо накупить бумаг не меньше чем на 200 000 - 300 000 руб.
Как и в Америке, женщины в России предпочитают не суетиться на рынке. Активными операциями в течение торговой сессии - day-trading - увлекается сильный пол. "Мало кто из женщин находит время, чтобы неотрывно сидеть и отслеживать позиции. В основном женщины покупают и "высиживают"", - отмечает Хаазе. Заниматься day-trading мешает женская эмоциональность.
"Женщины не всегда спокойно переносят, если они видят минус на счету. Начинают нервничать, вести себя непредсказуемо: "Закройте, я не хочу больше в этой позиции сидеть", - рассказывает Хаазе. - Большинство женщин просят у своего брокера совета, поддержки. Мужчины принимают решение самостоятельно".
"Если бумага падает, женщины моментально продают, фиксируют убытки. А мужчины не готовы так легко выходить из позиций, потому что считают, что фиксация убытков подчеркнет их неудачу", - подтверждает Кубраченко. Он сам старается с женщинами не работать: "Женщина, если бумага идет не в ее сторону, может за 10 минут 5 раз мне позвонить и спросить, что происходит. Мужчина так не поступит никогда".
Возможно, впрочем, что случай NetTrader непоказателен, ведь, как известно, обычные женщины-инвесторы активной торговлей стараются не злоупотреблять. У Жанны Андреевой из ИК БКС другие наблюдения: "На падающем рынке больше звонят мужчины. У женщин нет времени постоянно следить за рынком: они заняты домом, детьми и могут даже не знать, что рынок упал".
Выходит, для женщин-инвесторов дефицит свободного времени и неуверенность в своих знаниях - это даже благо. Мешает зря тратить деньги, постоянно тасуя свой инвестиционный портфель.
Автор: Наталия Биянова Опубликовано в журнале SmartMoney 09 июля 2007 года