Архив rb.ru

Как не стать рабом гаджетов?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор RB.ru

Ксения Дементьева

Повысьте эффективность работы - откажитесь на время от смартфона!

Как не стать рабом гаджетов?
Скажите честно: вы всегда проверяете рабочую электронную почту перед сном, а потом на иследующее утро, как только проснетесь? И вообще - ваш смартфон постоянно лежит на расстоянии вытянутой руки (даже когда вы спите) на случай, если вдруг с работы напишут или позвонят? И думаете, что этим повышаете свою профессиональную эффективность? На самом деле, скорее наоборот.

Вы всегда на связи, в режиме 24/7, и вам кажется, что так вы трудитесь с большей отдачей. Как это ни грустно, но чем "умнее" становятся гаджеты, тем выше уровень зависимости от них. Конечно, глупо отрицать их пользу: с их помощью можно в любое время в любом месте получить доступ к необходимой информации, существенно облегчить процесс удаленной работы, а также не тратить время впустую (например, в пробке, в очереди или в метро). Но при этом смартфоны и планшеты стирают границы между рабочим и личным временем: если относительно недавно в любой момент можно было связаться только с врачами, полицейскими или пожарными, то теперь позвонить или написать в 4 утра можно почти любому специалисту. Так работа агрессивно вторгается в жизнь человека - гораздо агрессивнее, чем жизненные обстоятельства вторгаются в рабочую среду.

"Я постоянно на связи, - рассказывает Дмитрий, специалист по обеспечению полетов. - У меня есть смартфон и нетбук, с помощью которого я в любое время могу решить проблему или сделать что-то по работе. Недавно я заметил, что мой босс стал этим пользоваться. Он может в любое время (в том числе, и в два часа ночи) написать мне письмо, а потом еще и позвонить, чтобы проверить, приступил ли я к работе. Такое происходило несколько раз, даже в ночь с субботы на воскресенье. А когда я, будучи нетрезв, не очень-то вежливо с ним поговорил, он провел нудную лекцию о хамстве и пригрозил увольнением. В частности, он позвонил мне в 11 вечера 9 мая и сказал, что завтра в 9 утра мне нужно вылетать в Грозный. Стоит сказать, что командир судна, пилоты и остальные представители экипажа в это время допивали последнюю бутылку водки. В итоге мне пришлось обзванивать других сотрудников, собирать людей и утром вылетать".

"Тенденция к зависимости от электронных средств связи является довольно распространенной: еще Мартин Линдстром, гуру маркетинга, исследовал 10 звуков, которые сильнее всего влияют на человека. И виброзвонок мобильного телефона занял третье место! Гиперконнективность - повсеместное использование сетевых подключений - имеет определенное негативное влияние на работу не только одного человека, но и целых организаций. Ведь и у рядовых сотрудников, и у руководства развивается культ гибкости (отсюда растет стремление быстро менять свои решения), перемешивание "личных" и рабочих дней, снижение качества отдыха, снижение концентрации на рабочих задачах (сложно фиксировать внимание на задаче, когда рука тянется посмотреть входящие в электронной почте, смс в телефоне и т. д.)", - отмечает менеджер по маркетингу компании Coleman Services Олег Калинин.

Коллективный отказ от смартфонов

Профессор Гарвардской школы бизнеса Лесли Перлоу в своей книге Sleeping With Your Smart Phone: How to Break the 24/7 Habit and Change the Way You Work пишет, что 92% из 1600 опрошенных ею менеджеров и специалистов сказали, что работают 50 часов в неделю и больше. При этом 72% из них отметили, что проверяют почту с помощью своих смартфонов по утрам в течение часа после пробуждения, а 62% респондентов интересуются наличием новых писем каждый вечер перед сном.

Полученные данные подтолкнули Перлоу к размышлениям: а так ли необходимо быть на связи 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, чтобы продуктивно работать? Искать ответ на вопрос профессор Перлоу отправилась в Boston Consulting Group - консалтинговую компанию, которая гордится тем, что ее специалисты готовы ответить на вопросы клиентов в любое время дня и ночи. Она предложила провести эксперимент: сотрудники должны были выбрать один вечер в неделю, в течение которого они не будут отвечать на письма и звонки (как только выйдут за порог офиса). И каждую неделю вся команда должна была собираться и говорить о своих ощущениях. Идея совместного отказа от смартфонов представлялась Лесли Перлоу весьма эффективной: это должно было породить чувство доверия и открытости, большую причастность к общему делу.

Ход эксперимента

Сначала сотрудники компании не решались пойти на такое серьезное изменение своего рабочего процесса. От образа мысли, который можно коротко назвать "всегда на связи", было не так-то легко отказаться. Однако специалисты признавались, что постоянная готовность к работе все же порядком утомляет.

Сотрудники, которые согласились на участие в эксперименте, в течение первых недель наслаждались тем вечером, когда не проверяли рабочую почту и не отвечали на звонки. Но в команде не без скептика: один специалист утверждал, что такой отказ от работы вечером не приносит никакой пользы, а наоборот - только добавляет дел на следующий день. Его мнение дало группе возможность понять одну важную вещь: успех эксперимента зависит именно от коллективного (а не индивидуального) отказа от круглосуточного использования телефона.

Результат не заставил себя ждать: благодаря участию в эксперименте, сотрудники смогли больше времени уделять своим семьям, строить долгосрочные планы, а также стали больше общаться, быстрее и качественнее выполнять свои обязанности, научились взаимовыручке и взаимоподдержке (и не только в стенах офиса). А Boston Consulting Group решила сделать этот эксперимент частью своей корпоративной культуры - это еще одно доказательство того, что компания заботится о подчиненных и уважает их право на личную жизнь.

Чем опасна зависимость?

Гаджет-зависимость вредит не только психическому состоянию и положению дел в личной жизни специалиста. Она может навредить и бизнесу.

Как утверждают психологи и социологи, чрезмерная привязанность к мобильным устройствам провоцирует развитие прокрастинации (склонности откладывать на потом важные дела или же решение проблем). По словам ученых, смартфон - идеальный предлог. Пока человек занят таким важным делом, как разбор входящих писем (пусть даже в папке "Спам"), он считает себя вправе не заниматься другими вещами.

Кроме того, постоянное использование гаджетов может мешать руководителю объективно оценивать работу подчиненных. Имитировать бурную деятельность с помощью высоких технологий значительно проще: например, можно настроить почтовую программу, чтобы она отправляла последние письма в 10 или в 11 вечера. А "непостоянные" менеджеры могут в последний момент (например, вечером перед началом запуска проекта) резко поменять решение по важному вопросу и моментально оповестить об этом подчиненных с помощью гаджета. Таким образом, гораздо сложнее становится строить долгосрочные планы. И с течением времени ситуация будет только усугубляться. Согласно результатам исследования британской компании Ofcom, 37% взрослых и 60% подростков считают себя очень зависимыми от своих мобильных устройств.

Борьба и победа

Как справедливо отметила Лесли Перлоу, наилучший эффект будет иметь коллективное ограничение использования гаджетов. Например, прекрасно действует игра под условным названием "Не веди себя как придурок за ужином с друзьями". Суть игры проста: все смартфоны, планшеты и прочие мобильные устройства в начале ужина складываются в середине стола экранами вниз. Тот, кто первым не выдержит и возьмет свой гаджет, платит за всю компанию.

Можно также усилием воли посадить себя на "электронную диету": ограничить себя в пользовании гаджетам с целью проверить рабочую почту, например, в среду вечером, по выходным или до утреннего кофе.

"Если "зависимость" от смартфона связана с тем, что у человека постоянно обновляется почта, не прекращаются звонки после окончания рабочего дня, то в этом случае имеет смысл действовать жестко - например, поставить после 18:30 переадресацию входящих вызовов и отключить обновление почты на смартфоне. Если же это происходит из-за особенностей бизнеса - то сотруднику стоит соизмерить "выхлоп", который он получает от работы сверх нормы и неудобства, которые с этим связаны: если за счет переработки человек получает неплохие бонусы или прибавку к зарплате, то в определенной степени может иметь смысл пожертвовать своим личным временем.

Кроме того, если звонки, как правило, бывают в вечернее время, возможно, имеет смысл пересмотреть свой бизнес-график: сдвинуть рабочий день", - отмечает старший консультант департамента "Executive Search и Management Selection для рынка IT и Телекоммуникации" "Агентства "Контакт" Анастасия Овчаренко.

"Бороться с подобным явлением, на мой взгляд, можно и на личном, и на организационном уровне. Например, BCG ввели за правило отключаться от всех сетей на определенный период времени. Что касается личного уровня: взять за правило работать, не отвлекаясь, например, 20-минутными "рывками": 20 минут полностью сосредоточиться на задаче, затем сделать паузу на 2-5 минут, затем - вновь рабочий "отрезок". Интенсивная концентрация на вопросе в течение короткого времени дается проще, чем постоянная концентрация на протяжении нескольких часов (вообще, немногие способны, не останавливаясь, думать над задачей в течение 8 часового рабочего дня).

И второй способ - постоянно себя контролировать, когда рука тянется к телефону - а нужно ли это делать именно сейчас? Главное - выработать привычку!" - говорит Олег Калинин.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase