Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Как правильно льстить начальникам

Архив rb.ru

Лесть со стороны подчиненных - неизбежное испытание для любого руководителя

Как правильно льстить начальникам

Алексей Аблаев, заместитель главы московского офиса американской биотехнологической компании Ginincor, не одергивает себя, если хочет сказать своему начальнику что-то приятное. «Похвала в адрес шефа - это некий ритуал во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, - считает он. - Ты признаешь его успехи, а значит, его силу, влияние над собой».

Одобрение действий шефа со стороны подчиненных говорит о солидарности в команде, уверен Евгений Ройтман, владелец и гендиректор компании «Супершина». «На начальника валится столько разных проблем и неурядиц, так что он, наверное, в большей степени, чем другие сотрудники, нуждается в моральной поддержке», - добавляет Александр Шмелев, профессор МГУ, научный руководитель центра «Гуманитарные технологии». «Приятные слова в адрес руководителя, которые могут создавать позитивный настрой и работать на дело, говорятся искренне и содержат именно те чувства, которые человек ощущает «здесь и сейчас», - отмечает Марина Мелия, гендиректор психологической консультативной компании «ММ-класс». - В этом случае слова не несут никакой другой нагрузки, кроме эмоциональной. Они звучат в абсолютно адекватной обстановке, с соблюдением дистанции и не преследуют никакой вторичной выгоды».

Сами виноваты

Но есть и так называемые манипулятивные комплименты, предостерегает Мелия. Они говорятся с одной целю - получить какую-либо выгоду, например повышение зарплаты, льгот и проч. Такой способ общения может быть в компаниях, где сам руководитель исповедует манипулятивный стиль или же он эмоционально зависим и постоянно нуждается в позитивном подкреплении, провоцируя на это свое окружение, отмечает Мелия. Да и тщеславие начальника только на руку хитрому подчиненному, добавляет Шмелев. Правда, это скорее приносит компании ущерб, чем пользу.

С ним согласна Мадлен Батурина, старший консультант департамента консалтинга аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем». Она вспоминает случай, как в российском подразделении одной иностранной сырьевой компании несколько менеджеров среднего звена сделали успешную карьеру благодаря тому, что «беззастенчиво льстили» своему руководителю. «Оценка профессиональных навыков этих сотрудников была ничуть не выше, чем у коллег - еще 20 менеджеров, - рассказывает Батурина. - Между тем они очень быстро выросли из начальников небольших отделов в руководителей самостоятельных крупных проектов». По словам Батуриной, их шефом была 35-летняя женщина, которая регулярно приезжала из центрального офиса с проверками: «Ей говорили откровенно банальные вещи о красивой прическе, стильном костюме, лучезарной улыбке, а она, кажется, верила и даже получала удовольствие».

Быть начеку

«Если подчиненный, говоря в мой адрес комплимент, превышает лимит из трех слов, то я его достаточно резко обрываю», - говорит Татьяна Гостенина, гендиректор Hospitality Management Group (гостиничный бизнес). «У меня отрицательное отношение к подобным вещам, ну а три слова я выслушиваю из вежливости», - поясняет она. По словам Гостениной, когда ей говорят про отличный внешний вид, она отвечает: «Сама знаю». «Для этого мне не требуются оценки посторонних людей», - утверждает Гостенина.

Ее точку зрения разделяет и Владимир Некрасов, владелец и президент парфюмерно-косметической компании «Арбат Престиж». «Людям, которые что-то собой представляют, подлизы не нужны, - категоричен он. - Мне, например, удалось с нуля создать компанию, набрать команду профессионалов, и вот уже на протяжении нескольких лет бизнес дает отличную прибыль. Что может быть убедительнее этих фактов? Я вообще запрещаю подчиненным говорить в мой адрес комплименты».

Это табу, по его словам, создает «полезную для бизнеса дистанцию». Если сотрудники позволяют себе комментировать не только удачные деловые решения шефов, но и их внешний вид, это действительно чревато сокращением эмоционального расстояния между людьми, соглашается Шмелев. А вместе с утратой субординации начальник лишается и морального права на жесткость и требовательность, поясняет он.

Правильная реакция

Сложно избегать эмоциональных контактов, работая в одном офисе, возражает Батурина. «Например, вы столкнулись с шефом в курилке. Так и будете молчать, пока сигарета не закончится? - рассуждает она. - Беседа завязывается с какой-то отвлеченной реплики, нередко комплиментарного содержания». Батурина советует подозрительным руководителям не мучить себя вопросом «Что этому типу от меня надо?», а просто продолжить разговор.

«В общении комплимент может служить и знаком препинания, - отмечает Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. - Запятой - если необходима пауза, точкой - если требуется красиво закончить разговор, восклицательным знаком - если надо обратить на себя внимание». Не хмыкайте в ответ, создавая дыру в беседе и якобы давая понять, что вы на лесть не падки, отмечает Кроль. Призовите на помощь свое чувство юмора, добавляет Шмелев. Например, шутливым тоном ответьте: «Спасибо за комплимент, но я его понимаю так, что вы персонально сегодня готовы поработать больше других, да?»

И вообще самокритичные руководители чувствительны к тому, уместна ли, адекватна ли по форме и количеству похвала со стороны подчиненного, уверен Шмелев. «Если я понимаю, что принятое мою решение неудачно, а вокруг люди хором твердят, какой я гениальный, то это повод их уволить», - констатирует Ройтман.

Анастасия Дагаева

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter