Архив rb.ru

Как российские разработчики делают поисковик во Вьетнаме

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор RB.ru

Ксения Дементьева

Основатель Coc Coc Виктор Лавренко рассказал, как его проект завоевывает популярность на вьетнамском IT-рынке

Как российские разработчики делают поисковик во Вьетнаме
Вьетнамский поисковик Coc Coc Search, который создали российский IT-специалист Виктор Лавренко и его большая команда (компания  насчитывает порядка 300 сотрудников, 40 из которых - русские), всего за несколько месяцев показал небывалый рост количества пользователей - в период с мая по сентябрь оно увеличилось с 70 тысяч до 1 млн в день. Создатель проекта рассказал RB.ru о том, почему он решил развивать именно этот бизнес, в чем особенности вьетнамской корпоративной культуры и каковы перспективы вьетнамского IT-рынка.

До того, как создать собственный бизнес, Виктор Лавренко работал в компаниях Netscape и Mail.ru Group. В последней он занимал пост вице-президента по стратегии и финансам. Компанию Nigma он основал вместе с Владимиром Чернышовым в 2005 году. Поисковик - один из проектов Nigma.


Виктор Лавренко

В переводе на русский название поисковика звучит как "Тук-тук". По звучанию на вьетнамском - это скорее "коп-коп", оба слога - в вопросительной интонации. На проект было потрачено порядка $15 млн (в основном - на закупку оборудования и переезд российских сотрудников во Вьетнам) и два года работы. "Идея возникла в 2010 году, когда мы познакомились с вьетнамскими программистами, студентами ВМК МГУ. Они рассказали про интересный рынок, существующие возможности и качество поиска вьетнамского Google. Нам идея понравилась, и мы решили попробовать", - рассказал Виктор Лавренко. Сначала предприниматель вкладывал собственные деньги, после проект нашел инвестора.

В начале этого года, когда поисковик только начал свою работу, Виктор Лавренко рассказывал СМИ, что через несколько лет Coc Coc Search сможет зарабатывать порядка $1 млрд в год. Также он отметил, что Вьетнам - не конечная цель проекта. Свои амбиции он охарактеризовал как "поисковик по всей Юго-Восточной Азии". По его словам, через некоторое время ключевые сотрудники команды могут переехать из Ханоя в Таиланд, Индонезию или Малайзию.

На этой неделе Виктор Лавренко опубликовал в Facebook график, на котором видна динамика прироста пользователей Coc Coc с мая по сентябрь 2013 года.



Представители российского IT-сообщества поздравили предпринимателя с достижениями. "У Victor Lavrenko во Вьетнаме успехи, по-моему, лучше, чем у Яндекса в Турции :)", - прокомментировала график вице-президент Mail.ru Group Анна Артамонова.

RB.ru: - Виктор, как вам пришла идея создания именно этого бизнеса?

Виктор Лавренко: - Поисковик - по-прежнему самый прибыльный бизнес в интернете. Однако пытаться создать поисковик на английском - бессмысленное занятие: качество Google - 99% от идеала (так называемая метрика nDCG), и даже если получится сделать 99,5%, пользователи это вряд ли заметят. Тем не менее, в России Google лишь 95-97% от идеала, и когда "Яндекс" делает 99%, это уже заметно, и поэтому-то такой отрыв в пользователях. Во Вьетнаме же качество поиска еле дотягивает до 85%, поэтому сделать что-то лучшее достаточно легко, особенно когда у тебя за плечами большой опыт в интернет-бизнесе (я в индустрии с 1999 года), и опытная команда (руководитель разработки Михаил Костин делает уже третий поисковик в своей жизни).

Я Мишу знал давно, но в тот момент так получилось, что он уволился из Mail.ru и поехал отдыхать в Таиланд. В Азии ему понравилось, он задержался на несколько месяцев, а я предложил ему задержаться еще на несколько лет. Так и договорились.

- Как удалось добиться такого роста? Списываете ли вы это на специфику рынка, или это полностью заслуга команды?

- Просто мы сделали продукт, который значительно облегчает работу в интернете для пользователей во Вьетнаме. Маркетинг правильно показал преимущества, пользователи оценили и рассказали друзьям.

- Вся ли команда находится во Вьетнаме, была ли потребность в переезде? Охотно ли соглашались россияне переезжать?

- Вся команда находится во Вьетнаме, потому что невозможно делать успешные сервисы для Вьетнама, живя в России. Команда должна пережить, прочувствовать, понять, что нужно пользователям, сделать продукт и услышать ответную реакцию. Россияне соглашались переезжать вполне охотно, потому что тут дешевле жить, прекрасное жилье, которое оплачивает компания, 300 дней в году солнце, море рядом, свежие фрукты и вообще свободнее как-то дышится.

Помимо жилья, компания предоставляет компенсацию медицинских расходов и 4 перелета в Россию в год, оплачивает часть расходов на курсы вьетнамского языка, а также помогает организовать переезд, сориентировать на новом месте, решить организационные проблемы, подобрать детские сады/ школы для детей и т. д.

- Есть ли во вьетнамской корпоративной культуре какие-то особенности? Как вьетнамцы относятся к особенностям российской корпоративной культуры?

- В корпоративной культуре вьетнамцы более зажатые - костюмы, золотые айфоны и важное выражение лица даже в айтишных компаниях. Мы привносим больше неформального общения, потока идей, casual стиля, креатива. На самом деле, такой стиль нравится всем.

- Как вы думаете, каковы потенциал и перспективы вьетнамского рынка высоких технологий? Много ли возникает новых IT-проектов во Вьетнаме?

- Потенциал рынка огромный. Вьетнам - непаханое поле перспектив и возможностей для крутых айтишников. Пользователей много, деньги тоже есть, но катастрофически не хватает технологий. Почти все крупные сайты - это только новостники. К сожалению, утечка мозгов во Вьетнаме гораздо сильнее, чем в России.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ВОЗМОЖНОСТИ

14 июля 2020

FoodTech

15 июля 2020

NeuroTech