Конкурс на лучшего сотрудника

Расскажите друзьям

Плюсы и минусы игровых методик обучения

Летом 2006 года в торговой сети «Снежная королева» появилось новое направление - «Одежда из текстиля и трикотажа». Перед руководством компании встала задача: срочно придумать такую технологию аттестации, которая сподвигла бы людей за короткий срок усвоить довольно большой материал по новому ассортименту, вспоминает руководитель учебного центра компании Антон Патрушев. Продавцам предстояло выучить наизусть новые марки. Но заставить людей сделать это в ноябре, в разгар продажного сезона, казалось практически невозможно.

«Любое нововведение - это еще и постоянный источник противоречий и конфликтов между центральным офисом и розницей, - комментирует Любовь Горбунова, ведущий консультант консалтинг-центра «Шаг», принявшая участие в разработке программы. - Были опасения, что продавцы начнут проявлять недовольство». В итоге руководство компании решило собрать всех в «Экспоцентре» на Красной Пресне и провести аттестацию в формате профессионального конкурса. В мероприятии приняли участие продавцы из 18 магазинов сети: семь представителей из Москвы и 11 из регионов боролись за звание сильнейшего знатока нового направления.

Людей, по словам Патрушева, такой подход вдохновил на подвиги: материал продавцы усвоили за месяц. Если бы руководство пошло традиционным путем, обучение могло растянуться на полгода, добавляет Горбунова.

«Человек, работающий в группе, добивается больших результатов по сравнению с тем, кто действует в одиночку, - рассуждает Горбунова. - Причина проста: наблюдение со стороны, возможность быть увиденным и оцененным другими, особенно теми, чье мнение важно, заставляет человека демонстрировать лучшие качества. Мобилизует внутренние ресурсы и грядущее выступление перед большим стечением народа».

«Это особенно важно для компаний, работающих в нескольких регионах», - поддерживает ее Ксения Сатина, консультант отдела оценки персонала тренинговой компании CBSD. По мнению Юлии Ивановой, старшего консультанта компании по подбору персонала THI Selection, конкурсные мероприятия позволяют выявить неформальных лидеров, укрепить командный дух и сблизить сотрудников. Особенно если случаются непредвиденные ситуации. Например, в конкурсе «Одень манекен» рабочие «Экспоцентра» перепутали части фигур при первом выносе на сцену и одной из команд пришлось одевать манекены мальчиков с частями тел девочек - все очень веселились, вспоминает Юлия Лузанова, менеджер-координатор одного из столичных магазинов сети. В другом соревновании продавцы должны были найти на картинках ошибки мерчандайзера. «Видимо, при изготовлении фотографий произошла накладка, и в ходе конкурса выяснилось, что ошибок там значительно больше, чем предполагало жюри», - гордится успехами коллег Лузанова.

Но есть в такой методике и минусы. «В игре принимают участие команды - в этом случае трудно определить широту и глубину знаний каждого сотрудника», - замечает Руслан Никифоров, партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group. Экспертов смущает и то, по каким критериям «жюри» оценивает усилия конкурсантов. «В соревнованиях всегда есть победившие и проигравшие, и не факт, что побеждают те, кто лучше усвоил информацию, - делится соображениями Иванова. - В любой команде могут быть аутсайдеры, которые прячутся за спины лидеров, и есть люди, которым просто не нравятся публичные выступления, но при этом они хорошо все запоминают».

«Если в соревнованиях участвует команда, всегда есть возможность разбить материал на части: одни учат одно, другие другое, и полное знание ассортимента присутствует только в сумме знаний всех членов этой команды», - говорит Николай Равикович, гендиректор консалтинговой компании High Level Consulting. А на практике принцип взаимозаменяемости может не сработать, предупреждает он.

Впрочем, работодатели и не ставят таких заоблачных целей. «Нам было важно показать другим сотрудникам магазинов, что в усвоении нового материала нет ничего невозможного, - парирует Патрушев. - Кроме того, конкурс выявил, какие части материала усваиваются легко, а какие не очень, на какие пробелы в знаниях стоит обратить внимание».

«Традиционная аттестация по уровню своей проработанности - отдельное важное направление работы с персоналом, от него зависит качество бизнеса», - комментирует Анатолий Кулиш, вице-президент компании «Комус», производящей товары для офиса. Игра же, на его взгляд, какой бы изощренной она ни была, всегда останется игрой - «средством корпоративного отдыха». В «Комусе» есть традиция каждый год проводить конкурс среди лучших менеджеров по продажам. Команда-победитель награждается кубком «Мастер продаж года» и денежной премией. «Всевозможные корпоративные состязания позволяют развивать командный дух, что важно для больших компаний с массой подразделений, зачастую оторванных друг от друга географически, - объясняет Кулиш. - Аттестационные цели в этом случае вторичны».

Оксана Гончарова



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase