Архив rb.ru

Крупнейшие табачные производители повышают цены на сигареты на 10%

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Они оправдывают свое решение постоянным повышением акциза на свою продукцию

Крупнейшие табачные производители повышают цены на сигареты на 10%
Крупнейшие табачные производители решились на массовое повышение максимальных розничных цен (МРЦ). JTI, BAT, Philip Morris и Imperial Tobacco намерены в течение сентября повысить цены на ключевые бренды примерно на 10%. Табачники оправдывают свое решение постоянным повышением акциза на свою продукцию. Несмотря на то, что сигареты не входят в потребительскую корзину, рост цен на них потребители ощутят моментально, уверены эксперты.

Представители западных табачных компаний разослали ритейлерам письма, в которых предупредили о грядущем повышении МРЦ на свою продукцию, пишет "Коммерсант". Так, Imperial Tobacco повысила МРЦ на свои марки West и Imperial Classic с 21 до 23 рублей и с 9,5 до 12 рублей соответственно. British American Tobacco (BAT) проинформировала об изменениях цен еще в мае и с июня подняла цены на свою продукцию более чем на 15%. Теперь сигареты Vogue Arome можно купить за 43 рубля вместо 48 ранее, Kent 3-Tek подорожал до 43 рублей с 38, Kent Nanotek - до 48 рублей с 42, Lucky Strike сегодня стоят 38 рублей. 

Philip Morris поднял цены на ряд марок еще с августа. Сигареты Marlboro подорожали до 38 рублей с 35, Parliament - с 50 до 53 рублей, LM - с 21 до 23 рублей. Однако компания планирует в течение сентября поднять цены на ряд других сигарет.

JTI повысила МРЦ на ряд марок с 1 июля: в частности, цены на Winston выросли с 23 до 25 рублей, на "Русский стиль" - с 29 до 31 рублей. В течение сентября компания также повысит цены на сигареты Mild Seven, Сamel, Lucia, "Русский стиль" примерно на 10%.  

С 1 января 2007 года в России действует новая система взимания табачного акциза: его ставка привязана к максимальной розничной цене (МРЦ), которую табачные фабрики с начала года обязаны указывать на пачках сигарет. Ставки акциза составляют 100 рублей за 1 тыс. сигарет с фильтром плюс 5% от МРЦ. Весь акциз должен составлять не менее 115 рублей. Для сигарет без фильтра - 45 рублей за 1 тыс. штук плюс 5% от МРЦ, но не менее 60 рублей. При этом розничные точки не имеют права продавать сигареты по более высокой цене.

Догнать инфляцию

Нынешнее повышение цен производители объясняют сразу несколькими причинами. Во-первых, акцизная политика правительства: в 2008 году акциз для табачников вырос по сравнению с прошлым годом на 20%, в 2009 году планировалось повышение на 21%, но в мае правительство подготовило поправки к Налоговому кодексу, вследствие чего рост акциза составлял уже 25% в 2009 году и 22% в 2010.

Во-вторых, экономические факторы. "В течение последних нескольких лет цены на сигаретную продукцию в России росли гораздо медленнее, чем цены на другие товары массового спроса... и доходы населения", - цитирует "Коммерсант" письмо ВАТ. Так, начиная с 2002 года, ежегодный рост инфляции составлял в среднем 12%, рост доходов на душу населения - 23%, а сигареты дорожали в среднем на 6% в год. "Вот почему мы считаем, что данные меры не повлияют на общие темпы роста инфляции, к тому же сигареты не являются частью потребительской корзины",- говорится в письме.



Ощутимый рост

Однако эксперты отмечают, что потребитель мгновенно ощутит рост цен на табачную продукцию. Несмотря на то, что сигареты не входят в потребительскую корзину, они все-таки являются продуктом первой необходимости, а курильщиков в России много.  

С начала года продукты, входящие в потребительскую корзину, подорожали примерно на 15%. Рост цен на ряд товаров спровоцировал снижение спроса потребителей на самые дорогие из них и, соответственно, привел к падению финансовых результатов компаний.

Однако эксперты не прогнозируют снижение спроса на сигареты из-за роста цен на них. "Это товар с очень низкой эластичностью спроса по цене: те, кто привык курить определенную марку, вряд ли уже когда-нибудь изменят своим предпочтениям", - констатирует директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко.

Миллиарды на перекуры

По данным ассоциации производителей табачной продукции "Табакпром", которые приводит журнал "Власть", в 2007 году в России произведено 398 млрд сигарет. Всего за год россияне выкурили 388 млрд сигарет. В России курят 65% мужчин и 30% женщин, на каждого из 65,6 млн курильщиков пришлось в среднем по 5915 сигарет в год.

Если предположить, что люди курят через равные промежутки времени, то за 8-часовой рабочий день человек делает 8 перекуров приблизительно по 5 минут каждый. За месяц набирается 14 часов 26 минут перекуров. Если средняя зарплата составляет примерно 13,5 тыс. рублей, то работодатель потерял в 2007 году на перекурах одного сотрудника 13,5 тыс. рублей в год. Если перевести в масштабы всей экономики, то потери от перекуров составили 886 млрд рублей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter