Можно ли доверять рекрутерам?

Расскажите друзьям

Многие руководители российских компаний предпочитают нанимать персонал самостоятельно


Тем не менее среди них растет доля тех, кто успел оценить плюсы и минусы подбора кадров при помощи специализированных агентств.

Наталия Леонтенкова, начальник отдела кадров ООО "ИКЕА ТОРГ"

В нашей компании подбор персонала осуществляется нетрадиционным способом. Чтобы подобрать сотрудников для нашего магазина, который скоро откроется в Москве, мы провели специальную кампанию. В течение трех недель (включая выходные) каждый, кто хотел бы работать у нас, мог прийти посмотреть видеоролики о компании и о работе в магазине, узнать, какие вакансии мы предлагаем (всего 500), побеседовать с нашими сотрудниками и заполнить анкету. Анкет было в 2 раза больше, чем мы ожидали, - порядка 15 000. Все анкеты без исключения вводятся в базу данных: некоторых кандидатов мы сразу приглашаем на собеседование, остальных оставляем в резерве. В данном случае речь идет только о рядовых сотрудниках магазина.

Подбором среднего звена российских руководителей мы занимались примерно год назад. Менеджеров мы искали в основном среди молодых выпускников университетов и институтов и делали это самостоятельно. У нас свои критерии, по которым мы подбираем людей. В первую очередь нам важна личность. Мы обладаем большими возможностями для обучения нужного специалиста, поэтому каких-либо специальных требований в профессиональном плане ни в прошлом году, ни в этом мы не предъявляли. Обязательным требованием при подборе стажеров в прошлом году было знание английского языка, так как им предстояло обучение в магазинах ИКЕА в Швеции и в других странах в течение года.

Людмила Денисова, руководитель отдела подбора и найма персонала аудиторской и консультационной компании "ЮНИКОН/МС Консультационная группа "

Подбором сотрудников на все позиции мы занимаемся самостоятельно - такова политика нашей компании. Подразделение по работе с персоналом "ЮНИКОН" состоит из трех отделов: подбора персонала, кадров и развития человеческих ресурсов. Можно сказать, что наш отдел - это и есть рекрутинговое агентство для нашей компании. Сегодня мы располагаем достаточно солидной и постоянно обновляемой базой данных, среди которых специалисты в области аудита, консалтинга, информационных технологий, оценки, юриспруденции и других направлений. Мы регулярно публикуем объявления о конкурсах на вакантные позиции, сами контактируем с учебными заведениями. Одним словом, у нас нет особой необходимости в услугах специализированных агентств. К тому же кадровые агентства не всегда точно могут определить уровень подготовки аудитора или консультанта. Для того чтобы выяснить, насколько квалифицирован тот или иной кандидат, мы проводим целую серию собеседований, многоступенчатые тестирования по собственным методикам, которые разработаны нашими экспертами. Понятно, что большинство агентств такой возможностью не обладают.

Елена Аничкина, начальник отдела кадров кондитерской фабрики "Красный Октябрь"

Услугами рекрутинговых агентств мы не пользуемся. Одна их причин этого - в них нам предлагают людей с очень большими требованиями по зарплате. Как правило, кандидаты, которые туда обращаются, очень высоко себя оценивают. Наверное, так и должно быть, но у нас зарплаты по сравнению с многими частными фирмами гораздо ниже. Недавно мы искали специалистов для наших сбытовых служб. Мы объявили конкурс, дали объявления. В рамках этого конкурса к нам приходило несколько человек, присланных специализированными агентствами. Люди пришли на собеседование, но, как только узнавали о наших правилах трудового распорядка, режима работы, да и о зарплате, тут же уходили. Многие молодые люди сегодня привыкли "делать деньги" быстро и много, а у нас надо выработать продукцию, продать ее и затем получить то, что заработали. Вообще, практика показала, что люди, подобранные со стороны, на фабрике надолго не задерживаются. Поэтому мы предпочитаем "выращивать" своих специалистов. При "Красном Октябре" есть лицей, за счет выпускников которого мы каждый год пополняем кадры.

Марина Олешек, директор по работе с персоналом компании "ВымпелКом"

Около 10% сотрудников мы набираем через рекрутинговые агентства. К их услугам мы прибегаем, когда ищем кандидатов на позиции, например, юристов, финансовых специалистов, т е. на те, которые при подборе занимают много времени или требуют хорошей, проверенной базы данных. Такая база, как правило, есть в рекрутинговых агентствах. Иногда это касается и высоких позиций, но хорошо понятных рекрутерам. Мне кажется, что недоверие к рекрутинговым агентствам среди российских компаний существует в силу появления слишком большого количества непрофессиональных агентств, сотрудники которых используют специальную терминологию, неплохо делают презентацию, но очень плохо осуществляют поиск. К выбору рекрутингового агентства мы подходим очень серьезно: был проведен тендер, выбраны агентства и частные рекрутеры, с которыми мы теперь постоянно сотрудничаем. Кроме того, мы регулярно самостоятельно проводим мониторинги рекрутинговых агентств и отбираем некоторые для "горячего" резерва. Основная проблема рекрутеров, как правило, в отсутствии опыта работы в западных или российских крупных компаниях. Как следствие - непонимание технологии работы большой компании, места конкретного специалиста внутри структуры, его задач и отвественности. Но винить рекрутинговые агентства во всех грехах нельзя. Надо осознавать, что рекрутер - это поставщик "сырья".

Леонид Новосельский, генеральный директор группы компаний "Градиент"

С недавних пор мы начали сотрудничать с известной международной рекрутинговой компанией. Вопервых, для построения устойчивой конкурентоспособной компании нам на многих позициях стали требоваться профессионалы более высокого уровня. Во-вторых, мы поняли, что такие люди появились, т. е. выросло новое поколение менеджеров, получивших хорошее образование и прошедших серьезную школу в западных и ведущих российских компаниях. А следовательно, появился смысл искать таких людей через специализированные агентства - теперь у них действительно большой выбор. Еще одним важным обстоятельством является то, что подросли не только кадры, но и сами рекрутинговые компании. Раньше мы не были уверены, что рекрутинговое агентство может подобрать нам специалиста лучше того, которого мы способны "вырастить" сами. Нам кажется, что сегодня у рекрутинговых компаний, помимо внушительной база данных, появился опыт работы именно на российском рынке, и мы стали в большей степени им доверять.

Наталья Шуман, директор московского отделения компании по подбору персонала Kelly Services

Безусловно, недоверие к рекрутинговым агентствам у российских компаний существует. Причин этому несколько. Во-первых, так исторически сложилось, что в России для принятия на работу пользовались рекомендациями друзей или родственников. Во-вторых, это обусловлено недостаточным уровнем бизнес-культуры. Я имею в виду то, что российские компании просто еще не привыкли в своей деятельности пользоваться услугами сторонних организаций при подборе персонала. У многих нет инфраструктуры для взаимодействия с рекрутерами. Как правило, отдел персонала российской компании представляет собой древний отдел кадров, где только принимаются трудовые книжки и делаются какие-то записи. В нем нет специалиста, который бы взаимодействовал с рекрутером. В-третьих, это деньги. До многих руководителей еще просто не дошло, что за эту услугу можно и нужно платить. По мнению многих российских предпринимателей, подобрать персонал очень легко и незачем обращаться для этого к рекрутерам. "Что они могут мне найти? Они ведь ничего не понимают в моем бизнесе" - так размышляют некоторые из них.

Тем не менее определенная положительная тенденция уже наметилась. Это связано с тем, что происходит своего рода миграция менеджеров, которые уже поработали в западных компаниях и переходят в российские на ключевые позиции. Они меняют политику российских компаний. Во-вторых, многие руководители российских компаний получают образование на Западе, и когда они приезжают в Россию, то уже смотрят на подбор персонала по-другому. Во взаимодействии с российскими компаниями есть и своя специфика. Например, одна из трудностей заключается в том, что у них нет открытой политики. У российских компаний это просто "идея фикс" - вся информация суперконфиденциальна, ее никому нельзя раскрывать. Очень трудно найти специалиста, которому ничего не можешь рассказать о компании. Также во многих из них отсутствует финансовая прозрачность. В некоторых компаниях зарплаты до сих пор выплачиваются "под столом". Это не всегда приемлемо для специалистов, которых мы представляем. Многие хотят очень хорошего специалиста, причем на ключевую позицию, а зарплату предлагают очень низкую.

Юлия Фалькевич

Опубликовано в газете
"Ведомости" 22 ноября 2005 года


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase