Можно ли воспитать в себе харизму?

Расскажите друзьям
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Из чего она состоит и как ее развить

Макс Вебер, немецкий социолог, утверждал, что харизма - качество совершенно уникальное, которое позволяет оказывать потрясающей силы влияние на окружающих. Ее счастливых обладателей ученый приравнивал едва ли не к сверхлюдям. И неудивительно: ведь в числе харизматичных лидеров такие фигуры, как Ленин, Рузвельт, Черчилль, а также Махатма Ганди, Жан Кальвин и Мартин Лютер Кинг. Кому из бизнесменов не захочется оказаться в такой "компании"?

С того момента, когда Вебер начал исследовать феномен харизмы и биографии ее известных обладателей, об этом явлении было написано немало научных трудов. Были выведены "общие положения": харизмат умеет убеждать других в собственной значительности и исключительности, заставлять людей следовать за собой, производить сильное впечатление. По мнению некоторых историков и социологов, харизматичный лидер появляется, когда того требует эпоха - в период изменений, экстремальных ситуаций глобального масштаба. И долгое время исследователи сходились на том, что качество это - врожденное. В последнее время все больше ученых, психологов и бизнес-тренеров настаивают, что это утверждение ошибочно, что харизму не только можно, но и нужно развивать. Так что же такое харизма?

Личный магнетизм и мощная энергетика

По мнению ведущего специалиста Психологического центра на Волхонке, психолога-консультанта Ильи Шабшина, харизма - это способность производить впечатление и влиять на людей. Харизматичный человек воспринимается как чем-то особенный, выделяющийся; его словам придается особое значение, но логичность и убедительность аргументов играют здесь второстепенную роль. Человек, обладающий харизмой, воздействует на более глубинные слои психики, чем и объясняется его необычное влияние на людей.

Действительно, многие ученые отмечали, что такие качества, как, например, ум, одаренность и эрудиция зачастую ничего "общего" с харизмой не имеют. То есть человек может очень много знать и уметь, быть талантливым специалистом в какой-либо области, но при этом абсолютно не уметь правильно преподнести все свои многочисленные достоинства. Он может робеть, стесняться, а когда попытается заговорить, то его просто-напросто могут не услышать.

Другое дело - люди, которые чувствуют, в чем заключаются их обаяние, знают, чем они сильны. Им совершенно не обязательно глубоко и полно изучать вопрос, о котором они говорят, - им вполне хватит даже поверхностных знаний. И окружающие все равно будут их внимательно слушать и верить каждому их слову, принимая их за истину. Именно поэтому харизме и ее обладателям порой приписывали разнообразные мистические и даже магические качества (к примеру, дар гипноза).

Ингредиенты обаяния

"Харизму сложно разделить на компоненты - это единая, целостная характеристика. Если торт разделить на отдельные составляющие, то получатся мука, дрожжи, сахар и т. д., но торта не будет. Примерно так же и с харизмой. Она - в единстве внешнего и внутреннего: телосложения, движений корпуса, пластики жестов, выразительности мимики, высоты, темпа, тембра голоса, значения произносимых слов и даже чего-то не вполне научного, но легко замечаемого в жизни, что называют словом "энергетика", - рассуждает Илья Шабшин.

А вот Оливия Фокс Кабейн, эксперт по вопросам харизмы и лидерства, автор книги "Миф о харизме", в своем труде постаралась выявить основные составляющие феномена харизмы. По ее мнению, их три. Первый "ингредиент" - уверенность в себе. Естественно, без этого качества невозможно оказывать влияние на мнения людей, даже в мелочах. Уверенность проявляется во всем: в жестах, в речи, которые, как несложно догадаться, существенно дополняет образ харизматичного лидера. Вторую составляющую автор определила как presence, "присутствие". Самый простой пример: чтобы во время встречи произвести сильное впечатление на собеседника, нужно, чтобы он почувствовал, что в данный момент вас не интересует ничего, кроме самого собеседника и предмета разговора. Советы бизнес-тренеров не отвлекаться во время встречи даже на очень важные звонки и письма имеют под собой не только этическое обоснование: человек, постоянно проверяющий смартфон и очевидно думающий о своем, разом теряет очень много "очков" обаяния. И третий ингредиент - теплота. Ничто не подкупает так, как открытость, дружелюбие и искренняя, настоящая улыбка.

Тренировка харизмы

Безусловно, дать универсальные для любого человека советы по "упражнениям" для харизмы нельзя. Хотя бы потому, что ее типы отличаются. Например, Фокс Кабейн выделила в своей книге такие стили личного магнетизма: сфокусированность (как у Билла Гейтса), дальновидность, неординарность (как у Стива Джобса), доброта (как у Далай-ламы) и власть (как у Колина Пауэлла).

"Поскольку каждый человек рождается с определенными, данными ему от природы особенностями (как, например, тип нервной системы), то и харизма - отчасти врожденное свойство. В то же время, ее при желании можно развивать, но для этого, прежде всего, нужно найти, нащупать ее основной "вектор". Поясню свою мысль на примерах. Один известный бизнес-тренер, безусловно харизматичный, по своей фактуре, то есть, по природным данным, обладает ярко выраженной мужской привлекательностью - и его сексуальность, дозированно присутствующая во время выступлений, постоянно ощущается аудиторией, особенно женской, что вносит весомый вклад в его успешность, репутацию, известность и т. д. А вот другой, тоже известный бизнес-тренер, такой сексуальностью от природы не наделен, но он производит впечатление настолько глубокого, мудрого, неординарного человека (каким он, собственно, и является!), что его харизматическое влияние на людей ничуть не меньше, чем у упомянутого выше коллеги.

В обоих случаях речь идет о некоем архетипе - обобщенном образе, общечеловеческом символе (вождя, мудреца и др.) Возможно, любой харизматичный образ является, по сути, одним из таких архетипов или же их комбинацией.

Человеку, который хочет усилить свое харизматическое влияние, необходимо понять, благодаря каким уже имеющимся у него от природы индивидуальным особенностям он может производить желаемое впечатление на людей, что в нем заложено, какие данные, какие задатки имеются - и совершенствовать их через тренировку и практику", - рассказывает Илья Шабшин.

Обаяние и взгляд на жизнь

Перед тем, как "нащупать" вектор развития своей харизмы, стоит обратить внимание на то, что всем харизматичным лидерам в той или иной мере свойственно позитивное, оптимистичное мировоззрение. Самоирония, вера в собственные силы, отсутствие страха перед оригинальностью, умение выбрать свой путь и ценить отрицательный опыт, эмоциональная уравновешенность и любовь к делу своей жизни - неплохой набор для будущего лидера.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Юрий Лесько 20:24, 6.06.2012
    0
    Важно не воспитать, а найти свой личный стиль управления собой. Тогда каждый поймёт нужна ему харизма или нет, не всем надо, даже в крупном бизнесе.
  • Мат Мекалль 01:03, 7.06.2012
    0
    В человеке - всё ещё очень сильно животное начало. Рост и ширина плеч - мало от нас зависят, но это - не всё, что влияет на оценку нашей "силы" окружающими. Немногословный культурист будет услышан всеми, находящимися поблизости - даже если он заикается. Знание о вашем боксёрском разряде/поясе в боевых искусствах - тоже не помешает. Так что, наработать "харизму для малых аудиторий" - вполне реально. Дальнейшее - дело репутации и привычки. Хотя природные задатки со счетов сбрасывать не стоит. Научиться говорить на большие аудитории - возможно, но скорость обучения у нас - разная.
  • Эрнест Катаев 04:50, 7.06.2012
    0
    Статья как бы о многом и важном, но при этом - ни о чём - всё поверхносто, бегом, галопом, ничего существенного, конкретного. Будто средний чел и не знает, как себя преподнести и так далее? А вот в системно-векторной психологии есть в том числе два вектора - уретральный и кожный. Первый - вождь изначально с рождения, второй - как раз тот, который умеет приспособится, научится, пустить пыль в глаза.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Будущее финансового сектора. Борьба за клиента
6 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase