Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Нематериальная мотивация: время пришло?

Архив rb.ru

Опыт мотивации сотрудников ГК "Связной"

Нематериальная мотивация: время пришло?

Материальная мотивация - важный драйвер продвижения сотрудников. Однако многие компании уже убедились в том, что работники ценят не только размер зарплаты, но и массу других «бонусов». Материальная и нематериальная мотивации оказывают влияние на лояльность персонала и эффективность его работы. HR-специалисту и руководству важно найти баланс между денежной и бонусной сторонами. Нематериальная компенсация имеет ценность сама по себе, это не просто дополнение к материальной составляющей. Сотрудников в компании привлекает не только размер зарплаты, но и расположение, условия труда, возможности карьерного роста и обучения.

Среди видов нематериальной мотивации можно выделить следующие: награда и карьерное развитие, обучение и стажировки, командные соревнования и конкурсы. Существует масса иных вариантов: помощь в сложных семейных ситуациях, медицинская страховка и вакцинация против гриппа, программы обучения и стажировок, предоставление служебного автомобиля и корпоративной мобильной связи, скидки в магазинах работодателя и у партнеров, празднование корпоративных праздников, конкурсы, подарки детям, корпоративный отдых. Многие работодатели отпускают сотрудников на учебу, тем самым зарабатывая их лояльность.

Продумывая систему нематериальной мотивации, руководитель должен учитывать основные потребности человека: для удобства можно начать с рассмотрения пирамиды Маслоу. Как правило, нематериальная мотивация захватывает верхние три ступени: в порядке возрастания - потребность в чувстве принадлежности (создание сплоченной команды, дружный коллектив), потребность в уважении и признании (награды и статусы, победы в конкурсах) и, наконец, в потребности в самовыражении (проявление инициативы и т.п.).  Чем «выше» расположен вид нематериальной мотивации, тем выше лояльность работников.

В «Связном» действует множество программ мотиваций. Сотрудники - основной капитал и главная ценность компании. Их мотивация и вовлеченность в работу -приоритетные задачи специалистов по работе с персоналом. 

В нашей компании существует несколько видов мотиваций, соединяющих материальные и нематериальные стимулы. Мотивационные программы рассчитываются таким образом, чтобы в них могли участвовать все сотрудники вне зависимости от стажа или должности. У нас есть базовые мотивационные программы, позволяющие ежемесячно получать дополнительный заработок при высокой эффективности выполнения задач.

В прошлом году особая программа мотивации позволила сотрудникам за достижение высоких квартальных показателей получить дополнительную денежную выплату в размере тройной премии, а лучшие сотрудники розничной сети по итогам года отправятся в путешествие на один из этапов «Формулы-1».

У сотрудников «Связного» есть возможность получить дополнительные призы и подарки непосредственно от партнеров компании. В ноябре минувшего года при содействии одного из партнеров 25 сотрудников розничной сети провели неделю отдыха на Кубе, а в этом году 48 лучших продавцов съездили в путешествие по Центральной Америке.

Одним из приоритетных направлений является поддержка стремления персонала к профессиональному росту и развитию. Существует целый комплекс программ, направленных на  поощрения лучших в своей области сотрудников. Яркий пример - проект «Эксперты-3000», лучшие участники которого получают ежемесячные дополнительные премии.

Важная задача для специалиста по персоналу - оценка лояльности и удовлетворенности сотрудников. «Связной» регулярно проводит исследования удовлетворенности персонала при помощи систем дистанционного обучения и других ресурсов. В московском офисе некоторое время назад мы запустили проект «Узнай свои таланты». Сотрудники (и начальники, и подчиненные) оценили свою работу и работу коллег. Мнения собирались анонимно. Начальники и подчиненные получили одинаковые отчеты по результатам опроса, обсудили их и разработали стратегию дальнейшего сотрудничества.

Благодаря регулярным исследованиям лояльности персонала мы всегда знаем, что предложить коллегам и как их лучшим образом мотивировать к отличной работе. Грамотное сочетание материального и нематериального стимулирования - основа плодотворной работы с персоналом.  

Автор - Алексей Каковкин, начальник управления, Учебный центр ГК «Связной».

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Опционы как мотивация для IT-работников. Как это работает?
  2. 2 Training and development — обучение и развитие персонала. Как это работает?