Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Необычные офисы: в гостях у профессиональных изобретателей

Архив rb.ru
Елена

Елена

Office Life побывал в офисе Open! Design&Concepts

Необычные офисы: в гостях у профессиональных изобретателей
Open! Design&Concepts - это дизайнеры Стас Жицкий и Сергей Кужавский. Оба - художники, начинавшие с промышленной графики. Самая знаменитая их работа - дизайн упаковки сока Rich, - собравшая много призов. Наградами и грамотами за достижения в промдизайне плотно завешана целая стена в их офисе в Хитровском переулке.

Даже электронный адрес у них один на двоих: письмо приходит от некоего Жицкого-Кужавского Стаса-Сергея. Но увидеть их вместе мне удалось только на фотографиях: Сергей Кужавский с прессой не общается и интервью не дает. А вот Стас Жицкий, по собственному выражению, "с осознанным удовольствием" занимается пиаром.

Знаменитая упаковка Rich


Ночлежки Хитровского рынка

Open! Design&Concepts; существует давно - с 1996 года, и последние десять лет располагается в здании, где раньше находились ночлежки торговцев с Хитровского рынка, прославленного Гиляровским в "Москве и москвичах". Правда, офисом Стас Жицкий это не называет: "Это просто место, где мы работаем". В "месте" при входе висит коллекция открывалок - профессионального орудия опенов (открывалка по-английски - opener. - Прим. Office Life) и стоит бюст Максима Горького. Когда дверь на улицу за тобой закрывается, оказываешься в деревенском доме, с обстановкой в стиле "дачный небрежный беспорядок" и аутентичном туалетом.

Открывалки опены собирали по тридцати двум странам


Табличку "Просим смывать за собой с унитазов" Стас свинтил в каком-то общественном месте

Еще фотографии офиса Open! Design&Concepts вы можете посмотреть в нашем фоторепортаже

Бриллианты внутри

Профессиональные графические дизайнеры, Жицкий и Кужавский, несколько лет назад отошли от этого направления и занялись продуктовым дизайном. Сначала на собственные средства сделали в Швейцарии партию часов с циферблатом, повернутым внутрь (Backside), потом занялись ювелирными украшениями и придумали концепцию Diamonds inside - кольца со спрятанными, а не демонстрируемыми всему миру бриллиантами. Сейчас эта концепция успела стать трендом - ее видоизменяют, копируют, тиражируют.

Циферблат ближе к телу, бриллианты наоборот


Стас Жицкий бородат, пузат и, разговаривая со мной, как минералку пьет водку, совершенно не пьянея. "Мы люди совершенно неревнивые в плане идей, - говорит он. - Ничего из своего мы не патентуем и не столбим. Если мы начнем патентовать все, что нам в голову приходит, мы разоримся через неделю". Полностью беседу со Стасом Жицким можно прочитать в нашем дополнительном материале.

Десять лет тюрьмы графического дизайна

Сейчас деятельность Open! Design&Concepts; так разнообразна, что уникальна: помимо коллекции ювелирных украшений, состоящих из колец в виде пластырей и золотых сережек в виде советских прищепок, выпущена серия дизайнерских дверей, построен дом с четырьмя разными лицами на фасадах, разрабатывается дизайнерский паркет. Обои, футболки, посуда - Жицкий-Кужавский берутся за все, что им интересно.

Кольцо-пластырь и сережки-прищепки. Все из золота (в первом случае - из белого)


Я спрашиваю, не страшно ли было бросать деятельность, приносившую стабильные доходы, и пускаться в неизведанное. "Мы вышли из тюрьмы, в которой сидели десять лет, - объясняет Жицкий. - Когда очень скучно, тогда уже не страшно. Мы знаем про графический дизайн все. Как-то мы стали пытаться осмыслить - отчего же нам вдруг тесно и скучно стало внутри него. И поняли простую вещь: мы делаем тленные вещи. Графический дизайн - это та область человеческой деятельности, которая отправляется на помойку. Мы обслуживаем другие области: заворачиваем что-то, оформляем, но любой буклет, любая визитная карточка, любая упаковка, любой журнальчик в конечном счете достаточно быстро оказывается в мусорном ведре. Нам это стало грустно, потому что хотелось делать нетленку. Мы хотим привносить в мир красоту самыми разными способами. Поэтому нас тянет в продуктовый дизайн - чтобы этих красивеньких вещей стало побольше".

Негрустные вещи

Жицкий подчеркивает, что они делают вещи негрустные, с позитивным зарядом. "Потому что мы сами негрустные", - смеется он. С чем у опенов никогда не было проблем - это с идеями. А вот когда дело доходило до технической реализации - начинались сложности. "Когда входишь в какой-то цех, сопротивление цеха всегда очень велико, потому что все тебя считают шарлатаном, - рассказывает Стас. - Ревность чудовищная. Я не понимаю, отчего нас так не любили: нас не любили архитекторы, нас не любили ювелиры, часовщики недолюбливали. В общем, чем мы не займемся, нам от всех достается".

И тут же объясняет причину нелюбви: "Мы абсолютно не слушаем профессионалов отрасли. То есть мы с удовольствие выслушаем какие-то вещи, которые нам полезны, которых мы не знаем, но при этом конечно имеем наглость делать то, про что они говорят: "Так делать нельзя". А нельзя не потому, что невозможно, а потому, что не принято. Они обижаются за оскорбление их высокой профессии".

"Архитекторы обижались, говорили про наш дом: "Ну что вы урода какого построили", - вспоминает Жицкий. - А однажды подходит к нам супружеская пара и говорит: "Мы хотим вам сказать большое человеческое спасибо. Мы уже четвертый год снимаем этот дом и не собираемся отказываться. Потому что когда усталые возвращаемся домой, то смотрим на него, и радостно становится. Когда с утра просыпаемся, нам весело". Это гораздо важнее. Люди получают счастье - вот он потребитель, который не хочет с этим домом расставаться. Пусть он не нравится архитекторам".

Улыбающийся дом


Сознательный отказ от роста

Любая компания ставит своей целью зарабатывание денег и расширение. Опены сознательно от этого отказались: в их фирме всего десять человек, из которых изобретательством занимаются только Стас и Сергей. "Мы профессиональные изобретатели, - говорит Жицкий. - Остальные сотрудники занимаются тем, что облегчают нам жизнь, чтобы нам лучше придумывалось, за что мы им очень благодарны".

Стас считает, что научить кого-то придумывать так, как это делают Жицкий-Кужавский, нельзя. "Производство счастья невозможно поставить на конвейер. Мы теряем в деньгах (из-за того, что компания не расширяется. - Прим. Office Life), - признает Стас. - Страшно теряем, но это абсолютно осознанная позиция, потому что либо ты теряешь в деньгах, либо ты теряешь в счастье. Лучше в деньгах потерять, мне кажется. Вот такие мы идеалисты".

И тут же рисует страшную картину возможного развития дизайнерской конторы, которая превратилась в аппарат по зарабатыванию денег. "Будет происходить так, - уверен Жицкий. - Тебя уже тошнит от этих заказов -  и ты отдаешь их старшему дизайнеру, старший раздает пяти средним, те - пяти младшим. Потом те делают полнейшее говно, оно поднимается наверх, немножко исправляясь, ты с отвращением смотришь на это и говоришь: "Заплатили нам за это? Ну ладно. Ну хорошо. В портфолио".

Менее затратные и более эффективные

Поэтому и кризис не особо затронул деятельность Open! Design&Concepts.; "Мы к этому кризису были готовы еще два года назад, потому что тогда сознательно и довольно резко начали сокращать бизнес в той области, которая приносила нам живые деньги, - объясняет Жицкий. - Потому что хотелось другим заниматься. Так что у нас как было немного работы, так и осталось".

Стас отмечает даже некий приток клиентов. "Крупные компании перестали беситься с жиру, потому что поняли, что им теперь нужно не осваивать рекламные бюджеты, а вкладывать деньги в собственное продвижение, - говорит он. - Инвестиции путем тяжелой ротации ролика на "Первом канале" сейчас далеко не всем под силу, поэтому жирные сетевые (рекламные. - Прим. Office Life) агентства сосут лапу, а клиенты пытаются отыскать менее затратные и более эффективные способы воздействия на аудиторию. Мы как раз и есть эти самые менее затратные и более эффективные. Поэтому кто-то пришел именно к нам, отказавшись от глобальных проектов завоевания мира путем ежечасных роликов на "Первом канале".

Мизантроп в жюри Каннских Львов

Кризис Жицкому нестрашен, главное, чтобы было интересно жить: буквально накануне нашей встречи Стаса пригласили в жюри Каннских Львов, и теперь он в спешном порядке получает шенгенскую визу - вылетать надо 17 июня. К таким приглашениям Жицкий относится без гордыни.

"Мое любимое времяпровождение - наедине с самим собой, с бутылкой водки, с хорошей книжкой или с хорошим компьютером, - признается он. - Но я осмысленно публичен, потому что понимаю, что каждое мое слово, сказанное про нас, идет нам на пользу, и чем больше я скажу слов, тем больше у нас будет возможностей делать то, что мы хотим делать. Это простая логика. И она заставляет меня без отвращения общаться с людьми, писать статьи, давать интервью и жюрить конкурсы".

Смотрите также материалы Office Life из серии "Необычные офисы": рекламное агентство, из-за кризиса превратившееся в пекарню

студия мультиков "Анимуба"

психологический бутик "Белая Ворона"

агентство виртуальных туров Neq4

агентство вирусного маркетинга "Аффект"

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Добро и бизнес: как универсальный дизайн помогает завоевывать клиентов и делает комфортной жизнь людей с ОВЗ
  2. 2 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  3. 3 Какой корпоративный дизайн выбрать, чтобы подчеркнуть достижения компании: сквиркл-, гласс- или неоморфизм
  4. 4 Советы бизнесу: как сформулировать задачу для дизайнера, чтобы получить качественный результат
  5. 5 Как создать удобный и красивый интерфейс технологического продукта
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти