Необычные офисы: в гостях у профессиональных изобретателей

Расскажите друзьям
Елена
Елена

Office Life побывал в офисе Open! Design&Concepts

Open! Design&Concepts - это дизайнеры Стас Жицкий и Сергей Кужавский. Оба - художники, начинавшие с промышленной графики. Самая знаменитая их работа - дизайн упаковки сока Rich, - собравшая много призов. Наградами и грамотами за достижения в промдизайне плотно завешана целая стена в их офисе в Хитровском переулке.

Даже электронный адрес у них один на двоих: письмо приходит от некоего Жицкого-Кужавского Стаса-Сергея. Но увидеть их вместе мне удалось только на фотографиях: Сергей Кужавский с прессой не общается и интервью не дает. А вот Стас Жицкий, по собственному выражению, "с осознанным удовольствием" занимается пиаром.

Знаменитая упаковка Rich


Ночлежки Хитровского рынка

Open! Design&Concepts существует давно - с 1996 года, и последние десять лет располагается в здании, где раньше находились ночлежки торговцев с Хитровского рынка, прославленного Гиляровским в "Москве и москвичах". Правда, офисом Стас Жицкий это не называет: "Это просто место, где мы работаем". В "месте" при входе висит коллекция открывалок - профессионального орудия опенов (открывалка по-английски - opener. - Прим. Office Life) и стоит бюст Максима Горького. Когда дверь на улицу за тобой закрывается, оказываешься в деревенском доме, с обстановкой в стиле "дачный небрежный беспорядок" и аутентичном туалетом.

Открывалки опены собирали по тридцати двум странам


Табличку "Просим смывать за собой с унитазов" Стас свинтил в каком-то общественном месте

Еще фотографии офиса Open! Design&Concepts вы можете посмотреть в нашем фоторепортаже

Бриллианты внутри

Профессиональные графические дизайнеры, Жицкий и Кужавский, несколько лет назад отошли от этого направления и занялись продуктовым дизайном. Сначала на собственные средства сделали в Швейцарии партию часов с циферблатом, повернутым внутрь (Backside), потом занялись ювелирными украшениями и придумали концепцию Diamonds inside - кольца со спрятанными, а не демонстрируемыми всему миру бриллиантами. Сейчас эта концепция успела стать трендом - ее видоизменяют, копируют, тиражируют.

Циферблат ближе к телу, бриллианты наоборот


Стас Жицкий бородат, пузат и, разговаривая со мной, как минералку пьет водку, совершенно не пьянея. "Мы люди совершенно неревнивые в плане идей, - говорит он. - Ничего из своего мы не патентуем и не столбим. Если мы начнем патентовать все, что нам в голову приходит, мы разоримся через неделю". Полностью беседу со Стасом Жицким можно прочитать в нашем дополнительном материале.

Десять лет тюрьмы графического дизайна

Сейчас деятельность Open! Design&Concepts так разнообразна, что уникальна: помимо коллекции ювелирных украшений, состоящих из колец в виде пластырей и золотых сережек в виде советских прищепок, выпущена серия дизайнерских дверей, построен дом с четырьмя разными лицами на фасадах, разрабатывается дизайнерский паркет. Обои, футболки, посуда - Жицкий-Кужавский берутся за все, что им интересно.

Кольцо-пластырь и сережки-прищепки. Все из золота (в первом случае - из белого)


Я спрашиваю, не страшно ли было бросать деятельность, приносившую стабильные доходы, и пускаться в неизведанное. "Мы вышли из тюрьмы, в которой сидели десять лет, - объясняет Жицкий. - Когда очень скучно, тогда уже не страшно. Мы знаем про графический дизайн все. Как-то мы стали пытаться осмыслить - отчего же нам вдруг тесно и скучно стало внутри него. И поняли простую вещь: мы делаем тленные вещи. Графический дизайн - это та область человеческой деятельности, которая отправляется на помойку. Мы обслуживаем другие области: заворачиваем что-то, оформляем, но любой буклет, любая визитная карточка, любая упаковка, любой журнальчик в конечном счете достаточно быстро оказывается в мусорном ведре. Нам это стало грустно, потому что хотелось делать нетленку. Мы хотим привносить в мир красоту самыми разными способами. Поэтому нас тянет в продуктовый дизайн - чтобы этих красивеньких вещей стало побольше".

Негрустные вещи

Жицкий подчеркивает, что они делают вещи негрустные, с позитивным зарядом. "Потому что мы сами негрустные", - смеется он. С чем у опенов никогда не было проблем - это с идеями. А вот когда дело доходило до технической реализации - начинались сложности. "Когда входишь в какой-то цех, сопротивление цеха всегда очень велико, потому что все тебя считают шарлатаном, - рассказывает Стас. - Ревность чудовищная. Я не понимаю, отчего нас так не любили: нас не любили архитекторы, нас не любили ювелиры, часовщики недолюбливали. В общем, чем мы не займемся, нам от всех достается".

И тут же объясняет причину нелюбви: "Мы абсолютно не слушаем профессионалов отрасли. То есть мы с удовольствие выслушаем какие-то вещи, которые нам полезны, которых мы не знаем, но при этом конечно имеем наглость делать то, про что они говорят: "Так делать нельзя". А нельзя не потому, что невозможно, а потому, что не принято. Они обижаются за оскорбление их высокой профессии".

"Архитекторы обижались, говорили про наш дом: "Ну что вы урода какого построили", - вспоминает Жицкий. - А однажды подходит к нам супружеская пара и говорит: "Мы хотим вам сказать большое человеческое спасибо. Мы уже четвертый год снимаем этот дом и не собираемся отказываться. Потому что когда усталые возвращаемся домой, то смотрим на него, и радостно становится. Когда с утра просыпаемся, нам весело". Это гораздо важнее. Люди получают счастье - вот он потребитель, который не хочет с этим домом расставаться. Пусть он не нравится архитекторам".

Улыбающийся дом


Сознательный отказ от роста

Любая компания ставит своей целью зарабатывание денег и расширение. Опены сознательно от этого отказались: в их фирме всего десять человек, из которых изобретательством занимаются только Стас и Сергей. "Мы профессиональные изобретатели, - говорит Жицкий. - Остальные сотрудники занимаются тем, что облегчают нам жизнь, чтобы нам лучше придумывалось, за что мы им очень благодарны".

Стас считает, что научить кого-то придумывать так, как это делают Жицкий-Кужавский, нельзя. "Производство счастья невозможно поставить на конвейер. Мы теряем в деньгах (из-за того, что компания не расширяется. - Прим. Office Life), - признает Стас. - Страшно теряем, но это абсолютно осознанная позиция, потому что либо ты теряешь в деньгах, либо ты теряешь в счастье. Лучше в деньгах потерять, мне кажется. Вот такие мы идеалисты".

И тут же рисует страшную картину возможного развития дизайнерской конторы, которая превратилась в аппарат по зарабатыванию денег. "Будет происходить так, - уверен Жицкий. - Тебя уже тошнит от этих заказов -  и ты отдаешь их старшему дизайнеру, старший раздает пяти средним, те - пяти младшим. Потом те делают полнейшее говно, оно поднимается наверх, немножко исправляясь, ты с отвращением смотришь на это и говоришь: "Заплатили нам за это? Ну ладно. Ну хорошо. В портфолио".

Менее затратные и более эффективные

Поэтому и кризис не особо затронул деятельность Open! Design&Concepts. "Мы к этому кризису были готовы еще два года назад, потому что тогда сознательно и довольно резко начали сокращать бизнес в той области, которая приносила нам живые деньги, - объясняет Жицкий. - Потому что хотелось другим заниматься. Так что у нас как было немного работы, так и осталось".

Стас отмечает даже некий приток клиентов. "Крупные компании перестали беситься с жиру, потому что поняли, что им теперь нужно не осваивать рекламные бюджеты, а вкладывать деньги в собственное продвижение, - говорит он. - Инвестиции путем тяжелой ротации ролика на "Первом канале" сейчас далеко не всем под силу, поэтому жирные сетевые (рекламные. - Прим. Office Life) агентства сосут лапу, а клиенты пытаются отыскать менее затратные и более эффективные способы воздействия на аудиторию. Мы как раз и есть эти самые менее затратные и более эффективные. Поэтому кто-то пришел именно к нам, отказавшись от глобальных проектов завоевания мира путем ежечасных роликов на "Первом канале".

Мизантроп в жюри Каннских Львов

Кризис Жицкому нестрашен, главное, чтобы было интересно жить: буквально накануне нашей встречи Стаса пригласили в жюри Каннских Львов, и теперь он в спешном порядке получает шенгенскую визу - вылетать надо 17 июня. К таким приглашениям Жицкий относится без гордыни.

"Мое любимое времяпровождение - наедине с самим собой, с бутылкой водки, с хорошей книжкой или с хорошим компьютером, - признается он. - Но я осмысленно публичен, потому что понимаю, что каждое мое слово, сказанное про нас, идет нам на пользу, и чем больше я скажу слов, тем больше у нас будет возможностей делать то, что мы хотим делать. Это простая логика. И она заставляет меня без отвращения общаться с людьми, писать статьи, давать интервью и жюрить конкурсы".

Смотрите также материалы Office Life из серии "Необычные офисы": рекламное агентство, из-за кризиса превратившееся в пекарню

студия мультиков "Анимуба"

психологический бутик "Белая Ворона"

агентство виртуальных туров Neq4

агентство вирусного маркетинга "Аффект"


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase