Операторы могут загнать абонентов в неоплатные долги

Расскажите друзьям

Сотовые компании разрешили себе предоставлять услуги в кредит

Чтобы не оказаться в неоплатном долгу перед сотовым оператором, абонентам отныне стоит более внимательно читать договор оказания услуг. По новым правилам, которые могут закрепить законодательно, операторам можно предоставлять клиентам услуги в кредит даже при авансовой форме оплаты. Юристы указывают, что разработанный документ ухудшает положение абонентов.

Минкомсвязи и операторы разработали проект новых правил оказания услуг мобильной связи. Документ содержит более развитый, чем в действующих правилах, понятийный аппарат. Так, в нем впервые появилось определение роуминга. Однако в целом, по мнению юристов, на которых ссылаются «Ведомости», документ ухудшает положение абонентов.

Самым значительным минусом юристы считают то, что новые правила нивелируют значение выбранной абонентом системы оплаты услуг (авансовая или кредитная). Указание на систему оплаты исключено из существенных условий договора, а ряд норм вообще обязывают абонента оплачивать услуги вне зависимости от выбранной системы оплаты услуг. Исходя из этих норм, авансовая система оплаты фактически не работает в роуминге и в тех случаях, когда абонент получает через оператора доступ к услугам третьих лиц - контент-провайдеров. Более того, правила дают оператору возможность прописать в договоре случаи, когда даже при авансовой системе оплаты услуги продолжают оказываться после достижения нулевого баланса. Юридические советники телекоммуникационных компаний утверждают, что гражданское законодательство в России не предполагает, что при исчерпании аванса оператор обязан приостанавливать обслуживание.

Чем чреваты новые правила?

Именно выбор авансовой формы оплаты при заключении договора помог абоненту «МегаФона» Галине Пустынской отбиться в марте 2011 года от претензий оператора, требовавшего 1,055 млн рублей за скачивание из интернета сериалов в роуминге. Подписывая договор, в котором идет речь об авансовой системе оплаты, абонент закономерно предполагает, что при нулевом остатке средств на счете оказание услуг будет немедленно приостановлено, говорится в решении Ленинского районного суда Владимира, который рассматривал дело.

Операторы поясняют

Изменения в правилах в основном закрепляют сложившийся на рынке порядок действий операторов и учитывают законодательные нормы, которые уже есть в смежных сферах, отмечают в МТС. А представители «ВымпелКома» и вовсе уверяют, что новые правила призваны защитить абонента: они позволяют оператору максимально точно описать, в каких случаях оказание услуг «авансовому» абоненту при исчерпании аванса прекращается, а в каких - нет, чтобы избежать возможного непонимания. Проект правил закрепляет возможность комбинировать авансовую и кредитную формы оплаты, но абонент всегда сможет выбрать тариф, не позволяющий пользоваться услугами в долг, говорят представители «большой тройки».

Дискриминационные условия

Юристы, однако, находят в проекте целый ряд дискриминационных, на их взгляд, для абонента условий. Например, оператор может сам решать, какие действия абонента выражают согласие с оказанием ему дополнительных услуг (вроде рассылки платных sms), сможет сам устанавливать порядок перевода абонента на другой тарифный план. Еще правила узаконивают внутрисетевой роуминг, который обещали отменить депутаты при поддержке ФАС.


Комментарии

  • Ирина Забуслаева 13:00, 6.06.2011
    0
    Эту статью можно прокомментировать с разных точек зрения, встав на позицию оператора, на позицию абонента, на позицию наблюдателя, то есть с психологической точки зрения.Любая связь предполагает связь каких-то систем. Когда люди звонят друг другу по мобильной связи, то они находятся в поле зрения, в системе того оператора, которого выбрали. Почему они выбрали Мегафон, почему Билайн, почему МТС, это вопрос?В любой связи есть положительная и отрицательная сторона, которая может находиться в балансе, может в одних случаях преобладать одна, а в других другая. Сам человек- это тоже система, которая действует по определенным правилам. И при подписании договора система человека вступает в отношения с системой оператора, то есть того, у кого он хочет купить связь. Но ОПЕРАТОР это уже не индивидуальность, это не абонент, как 1. Это организация, в которой существуют свои правила, в которой работает множество людей. То есть один против или с множеством. И с психологической точки зрения это важно понимать с самого начала. Это не равнозначные силы. Поэтому договор это посредник между этими силами. И очень важно понимать, что когда ЧЕЛОВЕК сам по своей природе очень лоялен, доброжелателен, доверяет себе в первую очередь, своей интуиции,доверяет миру, то другая система, то есть ОПЕРАТОР, отвечает ему тем же, то есть считывает это отношение. Нет противостояния, а есть сотрудничество. Эффект обратной связи, что отдаешь, то и получаешь.
  • Эдуард Эйдин 13:52, 6.06.2011
    0
    Любое неоднозначное толкование условий договора с оператором связи - недопустимо. Большинство пользователей - нормальные люди, неискушённые в юридической казуистике. Мобильные Операторы мобильной связи - монополисты (так как легко договариваются друг с другом) - и уже всем задурили голову множественностью тарифов, условий платежей. Возможностью - недобросовестных поставщиков "ненужных" услуг - списывать деньги абонентов. Надзорные органы обязаны отслеживать: аванс - это аванс. Проговорил абонент деньги - отключайте. Техника это вполне обеспечивает. Не отключили - прогорели.
  • Евгений Александрович Графеев 14:07, 6.06.2011
    0
    На мой взгляд, бОльшая часть проблемы кроется в некомпетентности чиновников Минкомсвязи, чем пользуются операторы сотовых сетей. Говорить о развитии конкуренции, путем задурманивания абонентов, не стоит. С каждым годом договора становятся все больше по объему, а шрифты все меньше. Нужно знать, что рядовому абоненту, сколько бы он был раз прав, выиграть дело против целого юридического департамента и довести свою точку зрения до суда, практически невозможно. Речь должна касаться просто очень больших сумм, как показано на приведенном в статье примере. Мне кажется, что Минкомсвязи выбрало неверную позицию. Приведу, к примеру, развитие западных сотовых операторов и набора их услуг. Рядовому пользователю значительно проще разобраться в предлагаемых тарифах. На протяжении уже доброго десятка лет там операторы играют по стандартным правилам. Есть пакеты услуг, есть входящие в него услуги, тарифы. Клиент может «на глаз» определить, что ему нужно. У российских операторов без калькулятора не обойтись. Поэтому предлагаю Минкомсвязи перенять опыт создания тарифных планов в Европе и адаптировать их к нашему рынку. Что касается путей развития, то совершенно очевидно, что раньше или несколько позже мы перейдем именно к таким расчетам. Единственное, что тормозит переход на западные формы работы – слабее развитие банковского сектора России и невысокий процент проникновения и распространения передовых банковских услуг, что имеет под собой и объективные причины. Низкий средний уровень жизни, невысокая средняя заработная плата, низкая производительность труда. Отстоять очередь в пару часов, к примеру, для получения справки, оказывается выгоднее, чем потратить это время на производительный труд. Ну и необходимо создание ассоциаций, ставящих своей целью поддержку абонентов сотовых сетей. В эту ассоциацию может входить группа юристов, специализация которых полностью посвящена этой теме, поскольку рядовой юрист, не изучающий специально все нюансы деятельности операторов, нормативные акты, законодательство в этой области, вряд ли сможет реально помочь. При обращении абонентов в такие ассоциации за помощью, адвокатам не придется ничего изобретать, и абонент сможет воспользоваться типовым исковым заявлением, а так же ознакомиться с прецедентной базой по аналогичным спорам. Думаю, что это заставит операторов изменить свои подходы, поскольку самостоятельно они этого никогда не станут делать.
  • Александр Громов 04:05, 7.06.2011
    0
    В сотовой связи требуются изменения, иначе надоедливые операторы так и будут делать то, что им хочется. Можно представить, что бы было, если бы в интернет можно было бы выйти только через одного провайдера. Я считаю, что если номер абонент не будет получать в пользование, а будет его приобретать и тем самым иметь возможность переключаться с одним и тем же номером к разным операторам, то рынок будет гораздо динамичнее и удобнее гражданам.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase