Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Организаторов выставки картин осудили за "циничное оскорбление религии"

Архив rb.ru

Арт-группа "Война" в знак протеста в Таганском суде выпустила 3,5 тысяч тараканов

Организаторов выставки картин осудили за "циничное оскорбление религии"
  1. Архив rb.ru
Таганский суд Москвы вынес сегодня вердикт по одному из самых спорных процессов последних лет - по делу о выставке "Запретное искусство - 2006", которую православные активисты обвинили в оскорблении чувств верующих. Суд принял сторону обвинения: экспонаты "цинично оскорбляли религию", кураторов выставки приговорили к штрафу 150-200 тыс. рублей. 

Выставка проходила в марте 2007 года в Музее и общественном центре имени Сахарова, на ней выставлялись работы, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях, в которых обыгрывались библейские сюжеты. При этом все экспонаты  были скрыты от зрителей фальш-стеной, и рассмотреть произведения  можно было только через специальные маленькие отверстия в ней (ознакомится с работами можно здесь). 

Группа граждан от имени православных верующих возмутились экспозицией, считая, что она оскорбляет их религиозные чувства. Представители Русской православной церкви попросили дать ей "адекватную правовую и  моральную оценку". На устроителей выставки, бывшего заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева и тогдашнего директора центра имени Сахарова Юрия Самодурова завели уголовное дело по статье 282 УК РФ - возбуждение ненависти либо вражды.

Сегодня суд огласил вердикт по этому делу. "Самодуров и Ерофеев совершили деяния, направленные на возбуждение национальной вражды и розни",  - сказала в ходе оглашения судья Светлана Александрова, которую цитирует РИА Новости. Обвиняемые были осуждены и приговорены к штрафу: Самодуров должен заплатить 200 тыс. рублей, Ерофеев - 150 тыс. рублей. Гособвинение требовало приговорить каждого к трем годам колонии-поселения, защита - полного оправдания. Осужденные с приговором суда не согласились и заявили о намерении его обжаловать.

В мотивировочной части приговора суд указывает, что в результате проведения выставки верующие граждане "подверглись психо-травматическому воздействию, перенесли нравственные страдания, их человеческое достоинство было унижено". Это, по мнению суда, коснулось даже тех православных верующих, кто экспозицию не видел, поскольку информация о ней распространялась в интернете и через СМИ. Некоторые экспонаты были охарактеризованы судом как "как циничное оскорбление религии", а сама идея об организации выставки - "преступным умыслом". Суд отметил, что в работах присутствовала нецензурная лексика.

С требованием привлечь к уголовной ответственности организаторов выставки в прокуратуру обратилось православно-патриотическое движение "Народный собор", объединяющее более 200 православных, ветеранских и молодежных общественных организаций. Во время приговора суда во дворе движение организовало пение псалмов. Его было слышно в зале на третьем этаже, где оглашался приговор. Акция, как пояснили "Интерфаксу" организаторы, была направлена "на защиту православной веры". Около входа в здание суда стояли мужчины в черных жилетках и майках с надписью "Православие или смерть"; один из них, как сообщает "Сноб.ру", сказал прессе, что если Марат Гельман повторит эту выставку, то они придут и разгромят ее.

К середине оглашения решения суда журналисты заметили в коридоре несколько насекомых и бросились снимать их на камеры. "Не мучайте животных, зачем вам это?" - призывала уборщица, которая в перчатках отлавливала насекомых. Оказалось, что в знак поддержки организаторов выставки "Запретное искусство - 2006" гражданские активисты  арт-группы "Война"  раскидали в здании суда более 3,5 тысячи крупных марокканских тараканов. Животных очень долго ловили. 

В поддержку кураторов выставки помимо Марата Гельмана, который пообещал повторить экспозицию, если ее организаторы получат обвинительный приговор, встало музейное сообщество и деятели культуры. "Я считаю, что ни художники, ни кураторы, ни вообще искусство не должны подпадать под уголовное наказание. Люди в картинах зачастую видят то, чего художник, может, вообще не имел в виду. Время тоже вносит свои коррективы, и следующему поколению вообще будет непонятно то, из-за чего мы спорим сейчас", - заявила "Интерфаксу" гендиректор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Одновременно акция в поддержку организаторов выставки началась в Живом Журнале. Блоггеры в знак протеста против решения суда размещают изображения экспонатов у себя в блогах.

По мнению Ерофеева, это "политически сфабрикованное дело, которое не имеет ничего общего с демократическим правосудием". У организаторов выставки не было цели оскорбить чувства верующих, уверяет он. Самодуров считает, что выставка подняла важный вопрос: "Нужно было отстоять право показывать те работы, которые сами кураторы считают настоящими, независимо от любых внешних оценок". Он говорит, что "язык современного искусства, который принципиально основан на совмещении в одном пространстве того, что существует в разных, с точки зрения церкви, является кощунством". Поэтому нужно разделять светское и религиозное,  замечает он.

Творческий процесс не поддается жесткой регламентации и нельзя однозначно говорить о том, что разрешено, а что запрещено в искусстве, говорит Ирина Лебедева: "То, что запрещалось в 70-е годы, стало классикой современного искусства и продается на аукционах". Это не значит, что в публичном пространстве дозволено все, но уголовные ограничения она считает излишними.   Гендиректор Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Михаил Миндлин говорит, что кураторы выставки ни в чем не виноваты: "Эти произведения были показаны в специализированном экспозиционном пространстве профессионального выставочного зала. Поэтому они не могут быть осуждены".

В блоге на портале Сноб.ру художник Андрей Бильжо рассуждает: "Я не вижу ни в одной из картинок каких-то нападок на религию. Я человек, который занимается карикатурой десятки лет и нарисовал десятки картинок, где присутствуют и "Тайная вечеря" и библейские сюжеты. Я не преследовал ни одной из них целью высмеивать религию. Я использовал эти символы для того, чтобы говорить о чем-то другом. Это афористичное, метафорическое мышление, которое чуждо этим людям, и судить за это - акт безумия". Фанатизм - это одно из безусловных проявлений безумия, пишет Бильжо: "И в этом смысле он ничем не отличается от терроризма, с которым борются весь мир и наша страна. От этого проявления до терроризма всего один шаг. И если будет обвинительный приговор, то этот шаг сделан".

Руководитель специализирующегося на борьбе с ксенофобией правозащитного центра СОВА Александр Верховский считает, что с правовой точки зрения приговор необоснован. "Обвинение строилось на том, что экспонаты оскорбляют христианские ценности. Об этом можно рассуждать - так это или нет, но это не имеет никакого отношения к статье уголовного кодекса, по которой осудили организаторов выставки. В  статье 282 УК РФ говорится о возбуждении ненависти к людям, а не какой-либо религии,  но о ненависти к людям прокурор не говорит и подсудимым это не инкриминирует", - замечает RB.ru эксперт. По мнению Верховского, в обвинении содержится логическая ошибка - "по сути людей осудили за действия, которые когда-то раньше назывались богохульство". 

Глава центра СОВА не припомнит случаев похожих приговоров, касающихся других конфессий. В России есть приговоры за антисемитскую пропаганду, но там речь идет не об иудаизме, а о евреях, т.е. народе в целом, рассуждает он.  То же можно сказать и об исламе: несколько лет назад против российской газеты было возбуждено уголовное дело из-за скандала с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда - газета перепечатала их, завели уголовное дело по той же  282 УК РФ, но потом его закрыли - за отсутствием состава преступления. В Европе есть судебные решения по оскорблению религиозных чувств, говорит Верховский, но там речь не идет об уголовных преследованиях. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter