Архив rb.ru

Основательница "Конфаэль": "Жертвовать семейной жизнью ради карьеры - неразумно"

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Ирина Эльдарханова рассказала RB.ru, как ей удалось создать крупный бизнес и сохранить семью

Основательница "Конфаэль": "Жертвовать семейной жизнью ради карьеры - неразумно"
Присоединиться
Ирина Эльдарханова - основательница и председатель совета директоров компании "Конфаэль". Бизнес, который начинался с импорта шоколада, со временем перерос в собственное производство эксклюзивных шоколадных подарков, которые пользуются успехом даже у первых лиц страны – супруга российского премьера является постоянной клиенткой этой шоколадной фабрики. 

Окончив Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности, Ирина Эльдарханова работала главным инженером в Производственном текстильно-галантерейном объединении – в Грозном, куда она переехала по семейным обстоятельствам. В 1986 заняла пост директора в Республиканской базе "Росторгодежда".

В настоящее время Ирина Эльдарханова, помимо бизнеса, занимается также и общественной деятельностью. Она является председателем президиума Общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса", членом Союза экспортеров продовольствия России и членом попечительского совета фонда М. Ростроповича.

- Ирина Борисовна, расскажите вкратце о вашей карьере: как вы оказались на том месте, на котором находитесь сейчас?

- Я никогда в жизни специально не занималась карьерой. Я никогда не намечала себе какой-то определенной должности, которую хочу занять. При этом я считаю, что мой карьерный рост был фантастическим. Почему? Потому что я, окончив институт, всего 1 месяц проработала технологом. И через месяц я стала главным инженером предприятия в Чечено-Ингушской Республике, в которое входило около 30 небольших ателье.

Затем я, а мне было на тот момент 24 года, стала главным инженером предприятия численностью 2 тыс. человек, на нем было 30 видов производств, от вязания трикотажного полотна до производства сумок. Проработав там несколько лет, я стала самым молодым директором оптового предприятия в СССР – через мою организацию шла вся одежда в Чечено-Ингушскую Республику.  

Кстати, прошло много лет, прежде чем я поняла, что никакой моей заслуги в моем карьерном росте нет. Есть люди, которые добились успеха в карьере и теперь рассказывают о том, как они себя "сделали", но я считаю, что "сделать" себя удается лишь тем, кого природа наградила соответствующими качествами. Я просто родилась лидером. А лидеров замечают, порой, даже помимо их воли.

- Выходит, в национальной республике вас продвигали по службе, невзирая на ваш пол и на национальность?  

- Надо сказать, что переезд в республику мне дался очень непросто (Ирина Эльдарханова родилась в Хабаровске – ред.) – несмотря на то, что у меня муж чеченец, для местных жителей я была человеком чужим. Но, в результате я не испытывала трудностей. И что интересно с точки зрения национального вопроса, я получала огромную поддержку, мне помогали абсолютно все и во всем, зная, что я приезжая, с Дальнего Востока. И то, что я женщина, мне никогда в работе не мешало.  

- А как к вам пришло решение из наемного управленца превратиться в предпринимателя?

- Я скажу так: я стала предпринимателем в тот момент, когда вышла на свою первую работу. Потому что я тогда, точно так же, как сейчас, старалась сделать все наилучшим образом, придумывала разные способы, как повысить производительность труда, как сделать новые модели, как увеличить выпуск изделий… И с разницей лишь той, что доходы от этого получало государство. Так что я считаю, что предпринимательство – это стиль жизни, это характер человека, который, делая что угодно, смотрит на это с предпринимательской точки зрения.

- То есть, по сути, деятельность хорошего управленца от деятельности хорошего предпринимателя ничем не отличается?

- Нет, ничем. Разница лишь в том, кто получает доход: другой собственник либо ты сам.

- Как произошло, что вы основали непрофильный для себя бизнес – шоколадный?

- Абсолютно случайно… За месяц до начала военного конфликта в Чечне наша семья выехала из республики в Москву – я считаю, нам невероятно повезло. И, находясь в Москве, я встретила мою коллегу из министерства торговли. Она сказала, что устроилась  на работу в немецкую компанию, получает шоколад из Германии и теперь ей нужно продавать шоколада определенное количество грузовых машин в месяц. Но этого не получалось. И она предложила мне этим заняться. Так я ввязалась в импорт шоколада. Какое-то время мы были крупнейшим импортером шоколада из Германии, Австрии и Польши.
А потом встал вопрос об оптимизации бизнеса, поэтому мы купили здание в Красногорске. Сначала изготавливали на нем только упаковку, а конфеты по нашей рецептуре делали в Польше. Постепенно сделали фабрику по производству конфет и решили изготавливать конфеты ручной работы, чтобы они продавались в бутиках, и можно было по штучке их выбирать. Такого в России еще не было, за то было за границей: в Австрии, Швейцарии, Бельгии…

Галерея

Галерея


- Разве могла такая идея прийти в голову мужчине? Очень по-женски это как-то…

- Моё мнение, что мужчины не чувствуют так тонко. Разве что мужчины нетрадиционной ориентации являются более чувствительными, с более утонченным восприятием. Но таких - единицы. А вот женщин, чувствующих клиента и знающих, что его "зацепит" - больше.

Я могу сказать, что все наши дизайнеры, которые создают коллекции в "Конфаэль", - женщины. Мы пробовали брать мужчин, мы хотели разбавить женский коллектив, но из этого ничего не выходит. Таких шедевров, которые создают у нас женщины,  мужчинам создать не удается. 

- "Конфаель" уже 12 лет. Много ли времени отнимает у вас работа сейчас? Можете ли вы сказать, что уже вошли в ту стадию, когда бизнес работает на вас, а не вы на бизнес?

- Знаете, периодически своим членам семьи – а у каждого из нас есть свой бизнес (у Ирины Эльдархановой 3 взрослых сына) – я говорю: как же хорошо, что у бизнеса есть конкретный собственник. Многие рабочие вопросы получают ускорение только потому, что ты в них вдыхаешь влюбленность в свое дело. Ты ведешь новые бизнес-процессы за собой – те, которые важны. Ведь наемные менеджеры – в разных компаниях, не только в нашей – редко способны делать такие ускорения. При том, что у меня сейчас есть команда профессионалов, которые знают свое дело, и технологически компания может работать абсолютно без моего вмешательства. Но один из самых главных вопросов для собственника, который и мне приходится решать, – это слаженность работы: устранение конфликтов, разъяснение ситуации, выявление "узких" мест или возможных точек роста и сосредоточение на них команды. Хотя все свое время управлением "Конфаэль" я не занимаю. К тому же, в силу своего еще юношеского задора, я взяла на себя нагрузку как председатель президиума Общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса". И это отнимает у меня очень много времени.

- А как выглядит один день из вашей жизни?

- Я не встаю в 6 утра, я не жаворонок. К тому же живем мы за городом и, выехав на работу в неудачное время, можно попасть в длиннющую пробку. Так что я просыпаюсь в 8 часов утра, после 9 утра выезжаю и в 10.00-10.30 я бываю на работе. Это в том случае, если на утро не намечено каких-то заседаний и прочих встреч. Шесть-семь часов в день я все-таки занимаюсь работой по "Конфаэль". Мой рабочий день часто заканчивается тем, что я собираю все, что я не успела сделать в офисе, и везу доделывать домой. Так что часто я работаю, к сожалению, до часа ночи. Но, тем не менее, я всегда стараюсь передислоцироваться, чтобы вечернее время проводить дома – пусть и за работой. Для нашей семьи это нормально: муж занимается своими научными статьями и своими проектами  допоздна, а я – вопросами нашего бизнеса.   

- Честно говоря, удивительно, как вам удается заниматься столькими видами деятельности сразу. Еще и вырастить трех сыновей…

- Ну, теперь дети мне облегчают жизнь. Раньше, конечно, была другая ситуация. В то время, когда я работала главным инженером, я могла позвонить директору и сказать: "Знаете, я сегодня не могу приехать, у ребенка температура". А он отвечает: "Извини, ты очень нужна, так что я сейчас пришлю к тебе секретаршу, она с ребенком посидит, а ты приезжай". Это был, конечно, ад. В том, советском понимании, взять няню казалось неправильным. Спасибо моей маме, которая, когда я родила второго ребенка, в 50 лет закончила свою работу и посвятила себя тому, чтобы сидеть с детьми. Так что благодаря ей я могла трудиться от души. Через 6 месяцев после рождения второго сына я вышла на работу, а после рождения третьего – через 3 месяца.

А если говорить о том, как я сейчас все успеваю – нет, я не успеваю! Бывает, что на вечер выпадает 3-4 мероприятия, на которых тебя ждут: будь то просто встреча или чей-то юбилей. И приходится выбирать, потому что успеть повсюду не получается при всём желании. Все время откладываю встречи, мне не удается встретиться с теми людьми, с которыми я хочу, и столько раз, сколько я хочу. Пытаясь решить эту проблему, уже много лет назад я объявила: каждую среду с 19.00 до 22.00 я буду в нашем магазине «Конфаэль», так что все, кто хочет что-то обсудить или просто повидаться, приезжайте без приглашения и без предварительных договоренностей. Правда, два года назад я отменила эти посиделки по средам, потому что  и семья, и муж дожидались меня дома – редко когда удавалось распрощаться с людьми в 22.00, и я приходила домой не раньше двенадцати часов ночи.

Иными словами, нет, не все удается успевать и иногда это приводит к стрессу. Но все равно – это интересно. Ведь меня никто не заставляет этим заниматься, это мой выбор.

- И вы довольны тем, что ваша жизнь выглядит именно так?

- Но я же свободный человек, я могу поменять все в своей жизни. Могу отказаться от общественной нагрузки, могу - от друзей, могу – от бизнеса. Надо самому для себя решить, на что ты готов. Но я понимаю, что жизнь короткая, она в любом случае закончится – независимо от того, прожил ты ее, лежа на диване, или горел. Так лучше гореть.

- Людям, которые достигают определенных карьерных высот, от чего сложнее отказаться в случае необходимости: от карьеры или от друзей?

- Многие люди делают выбор в пользу карьеры. И более того, я неоднократно наблюдала, как те, кто занимаются карьерой, отказываются от большого количества связей (это и про меня можно сказать). И это не потому, что ты ими пренебрегаешь. Просто есть люди незанятые: они могут в гости прийти и сегодня, и завтра, и послезавтра. Они не понимают твоей занятости, а ты физически не находишь на всех времени. И вот такие связи приходится отсекать.

- Распространено мнение, что если женщина делает карьеру, то ей приходится отказаться от полноценной семейной жизни. Стоял ли перед вами такой выбор?

- Наверное, стоял. И я считаю, что я сделала много ошибок, например, с этими посиделками по средам. Ведь семьи абсолютно разные, и в некоторых принято много времени проводить вместе. А когда, при этом, мужу приходится ждать тебя дома до двенадцати часов ночи, то это может привести к размолвкам. И мы иногда по средам приезжали вместе, чтобы мужу не ехать домой одному.
Я абсолютно убеждена, что женщина рождена для семьи, так что самое главное – устроить личную жизнь. Если при этом удается построить карьеру – супер! Но жертвовать семейной жизнью ради карьеры – это неразумно. В жизни мы можем сменить виды занятий, много компаний, а хорошую семью создать намного труднее, а некоторым и вообще не удаётся.
Конечно, семью и карьеру совмещать трудно. Но можно. И семья – это самое главное, ради чего стоит стараться.

- Вопрос по поводу Общероссийской общественной организации "Женщины бизнеса". Чем она занимается и почему такая организация необходима в России?

- Условия для женщин в бизнесе от условий для мужчин отличаются, так же как отличается и их поведение. Женщина находится изначально в более тяжелых условиях: если у нее есть свое дело, это  не освобождает ее от домашних, семейных обязанностей. И, в любом случае, ей рано или поздно приходится рожать детей, в результате на какое-то время он выпадает из процесса, а, следовательно, отстает. Поэтому заниматься вопросами женщин-бизнесменов  - это правильно, слишком много специфических вопросов существует.

Почитать другие интервью с женщинами - руководителями можно здесь:
 
Генеральный директор Fast Lane Ventures: "Я не вижу в России проблемы гендерной дискриминации"

Елена Мясникова: "Душевный комфорт дороже любых денег"

Партнер "Агентства Контакт": "Я - счастливый топ-менеджер"

HR-директор adidas Group в России: "На работе я стараюсь не позиционировать себя "женщиной"

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Минфин отсрочил маркировку ювелирных изделий на год
  2. 2 Самой быстрорастущей отраслью бизнеса по итогам 2023 года стала интернет–торговля
  3. 3 Суд аннулировал товарный знак «Я.Такси» по иску «Яндекса»
  4. 4 Венчурный фонд Softline инвестировал 100 млн рублей в решение по защите от кибератак
  5. 5 Как провести инвентаризацию в организации
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти