Архив rb.ru

Основы эффективного управления: что такое менеджерский ландшафт

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Признанный мировой эксперт по менеджменту Брюс Тулган обучил искусству управления уже более десяти тысяч человек.

Основы эффективного управления: что такое менеджерский ландшафт

Его новая книга "Быть начальником - это нормально", вышедшая на русском языке в издательстве "Манн, Иванов и Фербер", дает конкретные инструкции по улучшению профессиональных навыков руководителей любого ранга, от супервайзера до топ-менеджера.


Фото: Shutterstock

Неуправление

Парадоксальность сегодняшней ситуации в среде деловых отношений заключается в том, что большинство менеджеров занимаются чем угодно, кроме своей непосредственной обязанности - управления. Этому есть множество подтверждений практически в любой отрасли - от розничных продуктовых магазинов до крупных корпораций. Невоспитанные продавцы, нерадивые сотрудники, нерастущие показатели: все эти "не" - следствие управления "спустя рукава".

Политкорректность и уравниловка

Причины такого явления вполне понятны, а потому решаемы. Во-первых, пресловутая "политкорректность", ставшая чем-то средним между модным увлечением и эпидемией. Согласно этой "теории", нельзя относиться к кому-то лучше, а к кому-то хуже, потому что все люди изначально одинаково ценны. Любая дискриминация тут же грозит обернуться судебными преследованиями.

Но здесь необходимо четко разделять понятия. В любой организации все работники просто не могут быть одинаковыми. И поэтому "гражданская политкорректность" трансформируется в деловой среде в банальную "уравниловку". А это - сплошные минусы для компании. Слабые сотрудники продолжают работать плохо, а у сильных не остается стимулов повышать свои показатели.

Микроменеджмент и свобода

Еще одна химера бизнеса - микроменеджмент. Это тотальный контроль за работником, когда буквально каждый шаг контролируется сверху. Очень часто напуганные интернет-страшилками сотрудники видят буквально в каждом жесте своего начальника проявления такого микроменеджмента. Итог - набравшая всеобщую популярность идея "неприкосновенной свободы" наемного работника. И слабый менеджер, боясь идти на конфликт, делает уступку за уступкой - тем самым выпуская нити управления и уменьшая общую результативность работы.

Малоизвестный закон бизнеса: у слабого менеджера всегда конфликтов больше и они глубже, чем у жесткого руководителя. Полностью избежать конфронтаций невозможно, поэтому для повышения продуктивности работы нужно принять решение: или вы сильный менеджер, нацеленный на успех, или просто занимаете чье-то место.

Менеджерский ландшафт

Чтобы целеустремленность и решительность были не просто словами, а конкретными качествами, необходим ряд действий. Создание менеджерского ландшафта может стать первым важным шагом. Этот простой и полезный инструмент управленца - своеобразный "камертон" для сотрудников, позволяющий правильно их "настроить".

На листе бумаги или в документе Word сделайте таблицу из шести столбцов. Затем озаглавьте их и заполните так, как показано ниже.

1. Кто?
Напишите, кто этот человек в вашей организации, какие вам известны факты о нем и его работе. Здесь нужно упомянуть как плюсы, так и минусы - все это ценная информация, которая будет всегда доступна, чтобы вам были видны вектор и интенсивность его движения.

2. Почему?
Подумайте, почему этим человеком нужно управлять. Быть может, в его деятельности случались ошибки, связанные с недостатком опыта и отсутствием должного внимания со стороны начальства? Тогда подобных случаев можно легко избегать. В общем, определитесь, почему именно вам нужно общаться с ним, а ему с вами.

3. Что?
Решите, о чем вы будете разговаривать с сотрудником. Какого масштаба должны быть цели? Достаточно ли ему общих указаний или необходима детализация каждого задания?

4. Как?
Представьте, как эффективнее всего общаться с данным работником. Будете ли вы сами задавать вопросы или отвечать на возникшие у него. Или стоит выстроить беседу в виде прямого инструктажа? Даже то, жестким или мягким станет стиль вашего общения, обязательно надо предусмотреть.

5. Где?
Регулярные встречи с сотрудником тет-а-тет очень важны для повышения всех показателей. Определяйте, где должна происходить каждая такая встреча, чтобы информация воспринималась наиболее эффективно. Это может быть как рабочее место сотрудника, так и ваш кабинет. А в некоторых случаях лучше всего подойдет неформальное общение во время обеденного перерыва или за чашкой кофе.  

6. Когда?
И это один из главных вопросов. Речь не столько о времени на часах, сколько о частоте таких встреч. Любое переусердствование в хорошем деле сразу начинает приносит вред. Поэтому если одному сотруднику могут быть полезны ежедневные встречи, то другому будет вполне достаточно одной в неделю. В вопросе "Когда?" важно не переступить ту тонкую грань, которая отделяет эффективное и умелое управление от болота микроменеджмента.

Цель менеджера - содействовать росту и развитию сотрудника. Менеджерский ландшафт помогает полно и четко видеть всю ситуацию и не упустить момент, когда в процессе требуется ваше профессиональное участие. В книге "Быть начальником - это нормально" каждый руководитель найдет для себя множество полезных менеджерских кейсов, готовых для немедленного использования.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как делегировать задачи правильно
  2. 2 5 шагов, которые помогут перестроить систему мотивации менеджеров по продажам
  3. 3 Как обезопасить компанию от недобросовестных сотрудников? Советы владельца бизнеса
  4. 4 Как компании не стать заложником айтишников
  5. 5 Холакратия в действии. Пошаговая инструкция, как достигать результатов без вертикальной иерархии