Архив rb.ru

Перспективы развития мировой индустрии спорта с 2011 по 2015 год

Архив rb.ru

Меняем правила игры

Перспективы развития мировой индустрии спорта с 2011 по 2015 год
Присоединиться

Несмотря на неустойчивый экономический климат, мировая индустрия спорта продолжает демонстрировать высокие результаты, и крупные спортивные мероприятия сегодня популярны как никогда. Второй выпуск обзора спортивного рынка под названием «Меняем правила игры: перспективы развития мировой индустрии спорта до 2015 года» (Changing the game. Outlook for the global sports market to 2015), подготовленного PwC, содержит прогнозные показатели по доходам на мировом и региональном уровнях в период с 2011 до 2015 года, а также данные по четырем ключевым сегментам рынка.

Улучшение экономических условий стимулирует рост

В период с 2011 по 2015 год включительно доходы мировой спортивной индустрии вырастут до 145,3 млрд долларов США при совокупном темпе годового роста (СТГР) в 3,7%. Это произойдет благодаря более благоприятным экономическим условиям, восстановлению объемов телевизионной рекламы, расширению использования платного телевидения для показа спортивных соревнований и возобновлению спонсорской деятельности финансовыми и автомобильными компаниями.  

В период с 2006 по 2010 год темпы роста мировой индустрии спорта в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) заметно опережали темпы роста на мировом рынке в целом, однако в последующие пять лет этот разрыв несколько сократится.   

Джули Кларк, руководитель практики услуг компаниями индустрии спорта и индустрии организации досуга, PwC в Великобритании, и главный редактор обзора, поясняет:

«Спортивный рынок Северной Америки все еще остается крупнейшим в мире, и  темпы его роста  значительно превысят темпы роста рынка в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в странах Европы, Ближнего Востока и Африки.  Несмотря на то что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран с быстро развивающейся рыночной экономикой, в которых в ближайшие годы пройдут спортивные мероприятия мирового уровня, возможности роста на традиционных развитых рынках далеко не исчерпаны».

Прогнозируется, что самые высокие совокупные темпы годового роста (4,9%) продемонстрирует Латинская Америка, отчасти благодаря чемпионату мира по футболу (ФИФА) 2014 года, который пройдет в Бразилии. На втором месте с небольшим отрывом окажется  Северная Америка, СТГР которой составит 4%. Самые низкие темпы роста доходов (2,9%) сохранятся в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, что частично объясняется существующими экономическими условиями. Однако и здесь будут наблюдаться отдельные всплески активности: в 2012 году, когда Лондон будет принимать Олимпийские игры, а Украина и Польша – чемпионаты Европы по футболу, и в 2014 году, когда свой  вклад в развитие индустрии внесут зимние Олимпийские и Паралимпийские игры 2014 года в Сочи и Игры Содружества наций в Глазго.

На протяжении  периода экономической нестабильности становилось все очевиднее, что распределение сил в мировой экономике смещается в сторону стран Востока. Эта тенденция будет способствовать дальнейшей интернационализации спортивной индустрии, поскольку спортивный рынок заинтересован в появлении нового источника прибыли – растущего среднего класса в странах с быстроразвивающейся экономикой.  

Индустрия спорта по сегментам рынка

Доходы от продажи билетов.  Доходы от продажи билетов составят 32,6% совокупной выручки спортивной индустрии (44,7 млрд долларов США в 2015 году), при этом они останутся крупнейшим компонентом глобального спортивного рынка, а в странах, где посещение спортивных мероприятий является неотъемлемой частью  культуры, – основным источником дохода от их проведения. Тем не менее темпы роста на этом зрелом рынке будут самыми низкими среди всех сегментов мировой индустрии спорта, а СТГР в 2011–2015 годах составит всего 2,5%. Несмотря на то что желание болельщиков присутствовать на соревновании и поддерживать свою команду продолжает расти, а билеты на многие крупные спортивные мероприятия распродаются полностью, некоторую обеспокоенность вызывает соотношение  между состязательным спортом и массовыми развлекательными мероприятиями. Кроме того, возникают вопросы по поводу ценообразования, особенно в тех случаях, когда из-за высокой стоимости билетов  посещение спортивных мероприятий становится возможным исключительно для состоятельного среднего класса и богатых зрителей.     

Регулирование, как это ни странно, могло бы стать одним из стимулов роста данного сегмента. Так, принятые УЕФА правила «честной игры» в финансовой области заставляют европейские футбольные клубы искать способы увеличения доходов и служат дополнительным стимулом для строительства новых стадионов.

Спонсорство. На долю спонсорства приходится 28,8 % от общего объема спортивного рынка, и до 2015 года средний рост этого компонента составит 5,3%, а доходы на мировом рынке достигнут 45,3 млрд долларов США, равномерно распределенных между всеми регионами.  Отделы маркетинга по-прежнему рассматривают спонсорство как основную возможность напрямую обратиться к своей целевой аудитории. Банки и страховые компании используют спонсорство для повышения узнаваемости своих брендов во всем мире. Например, банк Standard Chartered выступает в роли спонсора футбольного клуба Liverpool, а банк UBS спонсировал проведение этапа Гран-при в Шанхае в апреле 2011 года. Говоря о более общих тенденциях, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время телекоммуникационные компании выделяют больше средств на спонсорскую деятельность, чем 10 лет назад. В качестве примера можно привести компанию Vodafone, которая является спонсором австралийской сборной по крикету, и российского оператора телекоммуникационной связи «МегаФон», который оказывает активную спонсорскую поддержку российским спортивным федерациям и является генеральным партнером Всемирной летней универсиады в Казани 2013 года и зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи.
Однако структура спонсорских сделок изменилась. Теперь спонсорство направлено не только на достижение максимальной узнаваемости бренда, но и на обеспечение более глубокого и эмоционального контакта с болельщиками, прежде всего благодаря возможностям, предоставляемым новыми цифровыми технологиями. Рекламодатели и спонсоры интегрируют социальные сети в свою деятельность, связанную со спортом. При помощи социальных сетей и новейших технологий сбора данных у них появляется возможность создавать такие рекламные обращения и контент, которые будут привлекать представителей любого потребительского сегмента и подойдут для каждой платформы и способа доставки контента. Главная проблема состоит в точном измерении доходности их инвестиций.
Права на трансляцию.  Права на трансляцию – третий по величине доходов сегмент рынка (на него приходится 24,1% всех доходов мировой спортивной индустрии) и второй по показателю СТГР, который составляет 3,8%. Рост доходов мирового рынка от продажи прав на трансляцию будет достаточно стабильным – с 29,2 млрд долларов США в 2010 году до 35,2 млрд долларов США в 2015 году. Однако за этими цифрами скрываются традиционные существенные колебания от года к году, причиной которых являются крупные международные состязания, проводимые по четным годам, такие как Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу (ФИФА).  

Хотя на  телевизионные трансляции по-прежнему приходится  основная доля дохода от  продажи прав на трансляцию, интегрированное использование различных медиаплатформ, таких как Интернет и мобильные телефоны, может расширить спектр впечатлений зрителей и сделать их более яркими. Правильное использование социальных сетей может приумножить выгоды как для самих телевизионных компаний, так и для зрителей. Многие телекомпании уже осуществили инвестиции в интерактивные порталы.  Это позволяет им совмещать показ телепередач в режиме онлайн с социальными сетевыми сервисами, что дополняет их предложение на рынке.    

Мерчандайзинг. Мерчандайзинг представляет собой наименьший компонент мировой индустрии спорта – на него приходится только 14,5% мирового рынка. В то же время в Северной Америке его доля составляет 25,2% всех доходов. Рост доходов от мерчандайзинга тесно связан со структурой потребительских расходов, а  общий темп роста в этом сегменте (2,6%) близок к темпу роста доходов от продажи билетов, что приведет  к росту доходов в сегменте мерчандайзинга с 17,6 млрд долларов США в 2010 году  до 20,1 млрд долларов США в 2015 году.

Джули Кларк поясняет:

«Во всем мире сегодня наблюдается все более тесное сближение индустрии спорта и индустрии развлечений, так как оба сектора стремятся отвечать на вызовы новых цифровых технологий, изменяющих и формирующих способы проведения досуга. И эта новая цифровая реальность вносит существенный вклад в глобализацию как самой индустрии, так и отдельных видов спорта».

PwC.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter