Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Платные рекомендации на вакансии - "Это не продажа друзей, это оплата экспертизы"

Архив rb.ru

Когда ваш контакт принесет вам 1000 евро: Интервью с Аленой Владимирской, главой нехантингового агентства PRUFFI

Платные рекомендации на вакансии - "Это не продажа друзей, это оплата экспертизы"

Большинство пользователей не рассматривает социальные сети как инструмент поиска новой работы, да и рекрутеры не особенно верят в прогнозы, согласно которым в будущем работник и работодатель будут находить друг друга именно там. Однако опыт Алены Владимирской, основателя нехантингового агентства PRUFFI (специализируется только на кадрах Рунета), доказывает, что возможности социальных платформ можно очень эффективно использовать уже сегодня. О том, в каких социальных сетях ловить нужных вам кандидатов, почему в них не работают стандартные описания вакансий и на какие вакансии пользователи наиболее активно рекомендуют друзей, она рассказала в интервью RB.ru.

RB.ru: Алена, расскажите, пожалуйста, о приложении PRUFFI Friends в Facebook. Как оно работает? Существуют ли российские или западные аналоги?

Алена Владимирская: Аналогичных приложений нет ни в России, ни в мире. Сейчас есть один глобальный тренд - social recruting. Во-первых, наибольшую ценность имеют не те кандидаты, которые находятся в активном поиске и размещают резюме, а те, которые работу не ищут. Во-вторых, составляя резюме, ни один кандидат не может себя оценить объективно. В 90% случаев он либо переоценивает себя, либо недооценивает. При этом каждый из нас является носителем огромного количества информации о людях, с которыми мы в течение жизни работали. И мы понимаем, насколько они профессиональны, насколько хороши или плохи в разных рабочих ситуациях. Все понимают, что это великое богатство, но не все понимают, как это использовать.

Мы решили следовать за трендом social recruting с помощью приложения PRUFFI Friends. Пока оно существует в виде альфа-версии. Бета-версию мы запустим к сентябрю. Для нас это венчур, проба. В приложении совмещается социальная сеть пользователя и рекомендательный сервис. Оно охватывает только тот сегмент, который мы хорошо знаем и понимаем, в котором лидируем как агентство - поиск специалистов в Рунете. У нас огромное количество серьезных, топовых, самых интересных вакансий. Также мы частично охватываем такие области как СМИ, Art и IT - все, что относится к направлению digital. Пока наше приложение есть только в Facebook. Потом мы пойдем в другие социальные сети, но не во все. Для нас важно не количество пользователей, а точное попадание в нашу целевую аудиторию.

Каждый день в PRUFFI Friends публикуется одна вакансия. Вы можете порекомендовать на нее своего друга, и если он будет трудоустроен, то в течение недели с момента его выхода на новое место мы выплатим вам 1 тыс. евро. Мы не занимались продвижением нашего приложения, хотели попробовать, насколько хорошо оно пойдет. Каково же было наше удивление, когда несмотря на полное отсутствие PR (я просто разместила информацию на своей странице), число пользователей в PRUFFI Friends стало быстро расти и превысило 1 тыс. человек.

RB.ru: Насколько приложение оказалось успешно с точки зрения поиска кандидатов?

А.В.: Приложение сразу же стало генерировать фантастические истории успеха. Например, на протяжении полутора лет практически все известные хантинговые агентства по очереди пытались закрыть вакансию генерального директора одного из интернет-проектов для крупнейшего холдинга в Рунете. Мы опубликовали вакансию в нашем приложении, нашли трех достойных кандидатов, через полторы недели один из них получил предложение, а через пять недель приступил к работе. С помощью PRUFFI Friends мы закрыли несколько сложнейших вакансий. Например, вакансию инвестиционного директора крупнейшего венчурного проекта России. Таких специалистов нет, их надо искать в других областях, а это очень сложно. С помощью рекомендаций пользователей мы закрыли эту вакансию в течение месяца.

RB.ru: Кто чаще выступает рекомендателем?

А.В.: Рекомендации дают очень разные люди. От студентов, которые рекомендуют своих родителей-директоров до топ-менеджеров. Если говорить о последних звездных историях, вознаграждение за рекомендацию получал Аскар Туганбаев, директор по развитию интернет-проектов СТС Медиа, Павел Рогожин, директор по разработке продуктов Rambler, Ксения Елкина, менеджер программы Яндекс.Фабрика. Конечно, мы не можем раскрыть имена всех рекомендателей. Среди них есть и HRы, которые не хотят афишировать свое участие.

RB.ru: Можно ли порекомендовать на вакансию человека без его ведома и без его согласия?

А.В.: Нет. Вы видите вакансию и круг своих друзей, одного из них рекомендуете на нее. До того, как мы увидим рекомендацию, ваш друг получит уведомление, что вы хотите его порекомендовать. Он может одобрить или отклонить вашу рекомендацию. То есть никто не может рекомендовать человека, если он этого не захочет сам.

Еще один вопрос: «А где гарантия, что вы меня не обманете? Вдруг я порекомендую друга, а вы мне денег не заплатите?» Это же ваши друзья, и рано или поздно вы все равно узнаете, если ваш друг поменяет работу. Наша репутация стоит намного дороже, чем 1 тыс. евро, на которую мы могли бы кого-то обмануть.

RB.ru: Какие вакансии публикуются с помощью приложения?

А.В.: Ежедневно публикуется только одна вакансия, и мы гарантируем, что она действительно хорошая. В приложении мы публикуем только те вакансии, которые являются для бизнеса ключевыми, с зарплатой от 150 тыс. рублей. Вакансии только в тех бизнесах, которые мы хорошо понимаем, от работодателей, в которых мы уверены, что они не обманут кандидата, трудоустроят официально и с белой зарплатой. Например, это может быть вакансия ведущего разработчика или директора по маркетингу. Недавно мы искали финансового директора в интернет-проект на Кипре.

Нам важно, чтобы люди понимали, что у нас они могут помочь другу найти хорошую работу, еще и деньги за это получить. И это ни в коем случае не продажа друзей. Мы считаем, что хорошая рекомендация - это отдельная хорошо сделанная работа.  Это как старый добрый купеческий принцип - «за качество отвечаю своим именем». Мы имеем дело с качественной аудиторией, которая досконально знает свой сегмент рынка. Эти люди нашли время подумать и написать нам. Такая рекомендация дорого стоит. Это оплата экспертизы.

RB.ru: Можно ли говорить, что для каких-то вакансий это приложение работает, а для каких-то - нет?

А.В.: Это работает для дорогих и для «модных» вакансий. Сейчас хит - все, что связано со стартапами и инвестициями. Инвестиционные аналитики, директора и ключевые сотрудники венчурных фондов. На любую вакансию с фиксированным доходом выше 300 тыс. рублей приходит шквал рекомендаций, до нескольких сотен в день.

Еще один важный момент - практически каждую вакансию мы переписываем. Стандартная форма вакансий не работает в социальных сетях. Потому что социальная сеть построена на личном общении и эмоциях. Вакансия должна зацепить. Мы довольно часто в своих вакансиях описываем то, что не принято указывать в стандартных. Например, недавно мы публиковали вакансию арт-директора в российское рекламное агентство, где есть вероятность получить «Каннских львов». Или это могут быть особенности соцпакета или обязанности. Хотя далеко не всегда работодатели этому рады, мы честно пишем, например, если предыдущий менеджер ушел в результате конфликта, если в коллективе есть проблемы, если у инвестора нет опыта работы с интернетом и пр. Также людям важно знать размер зарплаты, поэтому у нас нет ни одной вакансии, где не указан фиксированный оклад (а не совокупный доход, который часто оказывается недостижим). Если оклад идет в виде вилки, мы указываем меньшую цифру.

RB.ru: Почему вы создали приложение в первую очередь для Facebook?

А.В.: Там сейчас сидит Рунет, медиа, IT. Facebook - это LiveJournal пять лет назад. В других социальных сетях может быть много участников, но они для нас нерелевантны. В Facebook нельзя искать бухгалтеров. То есть можно, конечно, но это будет сложно и нерационально. Бухгалтеров лучше искать в Одноклассниках. В каждой социальной сети своя аудитория.

RB.ru: Сколько кандидатов было трудоустроено с помощью PRUFFI Friends?

А.В.: Еще вчера было 63, а сегодня уже, похоже, будет 64 человека. Приложение работает три месяца. Это отличный показатель для кадрового агентства, это очень крутой показатель с точки зрения хантинга, учитывая, какие были закрыты позиции.

RB.ru: Есть пользователи, которые рекомендовали не одного, а нескольких кандидатов?

А.В.: Да. Например, Аскар Туганбаев. По его рекомендации недавно был трудоустроен второй кандидат. Один известный HR рекомендовал четырех кандидатов. Порядка десяти человек пошли на вторую-третью рекомендацию.

RB.ru: Есть те, для кого рекомендации стали основным занятием и источником дохода?

А.В.: Нет. В тот момент, когда для вас это станет основной работой, вам надо переходить в профессиональный хантинг. PRUFFI Friends - это история про знание своих друзей, а не про деньги. Вы улучшаете себе карму, устраивая на хорошие вакансии своих друзей, и получаете приятный бонус, который я рекомендую потратить легко, «на себя любимого». Устроить шоппинг, слетать на выходные куда-нибудь, порадовать себя. Не надо относиться к этому как заработку.

RB.ru: А как возникла идея платить за рекомендации, создать приложение?

А.В.: Когда я работала хантером в Mail.ru, в какой-то момент стало понятно, что рынок выбран, и я пошла искать людей в стартаперские тусовки, в институты. Я стала просить порекомендовать мне кого-то в социальных сетях. Рекомендаций было мало. А потом кто-то (я уже не помню, кто именно) спросил у меня, готова ли я заплатить за хорошего кандидата. Тогда я отказалась, потому что мне показалось, что это некрасивый шантаж. А потом я решила попробовать и выставила вакансию уровня бренд-менеджера и написала, что заплачу за кандидата 1 тыс. евро. Платила из своего кармана, этот бюджет не был согласован. Просто решила посмотреть, что будет. Я получала по 100 рекомендаций в день, причем штук 20 из них были действительно хорошие, там были абсолютно новые для меня люди. Стало очевидно, что стоит работать в этом направлении. Профессионалы знают друг друга намного лучше, чем хантеры, нам сложнее добраться до непубличных людей. А в Рунете очень много непубличных людей, например, в разработке.

RB.ru: Вы слышали о рекомендательной сети Gooroo? Почему команде проекта не удалось сделать по сути то же самое, что удалось вам?

А.В.: Я не только слышала о проекте, я его консультировала и получала деньги за рекомендации кандидатов. Но я не верила в проект, живущий отдельно от социальных сетей. Пользователь должен заходить на какой-то отдельный ресурс, помнить о нем, держать в голове весь круг своих друзей и знакомых - это сложно. Социальная сеть помогает упростить процесс. Пользователь заходит в Facebook, читает новости, общается с друзьями, а заодно рекомендует их на вакансии. Чтобы делать такой проект отдельно, нужны значительные ресурсы на маркетинг, на привлечение релевантной аудитории. Правильно выбранная с точки зрения аудитории социальная сеть дает возможность привлекать пользователей не моими усилиями. Условно говоря, 80% маркетинга за меня делает Марк Цукерберг, за что ему большое спасибо.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Власти Индонезии обратились к блогерам для продвижения новой столицы
  2. 2 Как малому бизнесу находить клиентов во «ВКонтакте»
  3. 3 «Лухари» или «кэнселинг»: как купить рекламу у блогера и при этом сохранить имидж компании
  4. 4 Вертикальные видео и упор на e-com: как меняются соцсети
  5. 5 Как продвигать бизнес в «Одноклассниках»