Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Платон Лебедев дал суду урок истории и географии

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

А также рассказал о правильных взаимоотношениях бизнеса и власти

Платон Лебедев дал суду урок истории и географии
Экс-глава МФО "Менатеп" Платон Лебедев в понедельник начал свои показания в суде с исторического и географического экскурса. Обвиняемый рассказал об истории зарождения своей компании и пояснил прокурору, где находится Гибралтар. Кроме того, Лебедев объяснил суду, как должны выстраиваться отношения бизнеса и власти. Выступление обвиняемого продлится не менее двух недель. 

В Хамовническом суде Москвы начался допрос бывшего руководителя МФО "Менатеп" Платона Лебедева. Как ожидается, он будет отвечать на вопросы суда не менее двух недель. Для сравнения, выступление экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского длилось месяц.

Как отмечается на сайте пресс-центра Ходорковского и Лебедева, экс-глава "Менатеп" будет опровергать те вещи, которые он считает фальсифицированными.

Бизнес и власть

Свое выступление в понедельник Лебедев начал с того, что объяснил суду, как, по его мнению, должны строиться взаимоотношения бизнеса и власти. В ситуации с ЮКОСом власть не удовольствовалась простой ролью арбитра в решении бизнес-споров, а стала его участником, заявил Лебедев, назвав при этом обвинение "организованной прокурорской группой". По словам обвиняемого, в сфере международного бизнеса самая сложная проблема - это конфликты интересов, в частности, между компаниями и правительством. Главное в этой ситуации - уметь признавать ошибки и добросовестно их исправлять, считает бывший руководитель международной компании, сообщает РИА Новости.

Презентацию первой части показаний Лебедева смотрите в доп.материале.

Где находится Гибралтар

Указал Лебедев и на очередной ляп представителей обвинения - на этот раз из курса географии. Экс-глава "Менатеп" напомнил, что Гибралтар, на территории которого была зарегистрирована его компания, не является островом, как утверждается в обвинительном заключении. Предприниматель пояснил суду, что это территория Великобритании на юге Пиренейского полуострова, а остров Гибралтар, находящийся на озере Эрин, штат Огайо в США не имеет никакого отношения к известной оффшорной зоне.

Чтобы не сочиняли сказки

По словам Лебедева, создание холдинговой группы "Менатеп Лимитед", зарегистрированной в Гибралтаре, было необходимо ЮКОСу потому, что в России на тот момент не было законов о защите инвестиций, о двойном налогообложении, а также неконвертируемом рубле. Так как российский рубль не был свободно конвертируемой валютой, риски для международного бизнеса в РФ были "огромны и непредсказуемы", что позже подтвердил дефолт, заметил Лебедев.

С предложением создать "Менатеп" к Лебедеву обратился лично Ходорковский. "Естественно, когда к тебе обращается настолько талантливый и одаренный предприниматель и экономист, не стоит отказываться", - заметил экс-предприниматель в суде (цитата по "Интерфаксу"). По его словам, покупка в Гибралтаре компании, которая позже была переименована в "Менатеп", происходила в строгом соответствии с законом "О валютном регулировании", на основании лицензии Центробанка. В январе 1998 года приобретенная Флеймон Лимитед была переименованная в Груп Менатеп Лимитед (Group MENATEP Limited - позже GML).

Лебедев утверждает, что компания "Менатеп" продолжает действовать и сегодня как международная инвестиционно-холдинговая компания. При этом он отметил, что в деле ЮКОСа основной удар попал на "Менатеп" и ее акционеров, "у которых незаконным образом в нарушение ст. 45 Энергетической хартии было просто украдено (или экспроприировано) ее имущество, а сама компания - уничтожена" (цитата по Пресс-центру Ходорковского). Обвиняемый отверг обвинения о легализации доходов от продажи якобы похищенной нефти. "Четырех или пяти грязных долларов хватило бы, чтобы испортить репутацию всего международного холдинга", - сказал Лебедев, добавив, что с банками было заключено особое соглашение, исключающее зачисление на счета ГК "Менатеп" поступлений от третьих лиц. Источниками дохода для GML были дивиденды от деятельности "дочек" и поступления от сделок с ценными бумагами, сказал экс-предприниматель.

Он пояснил, что дает подробные пояснения о структуре и деятельности всей подконтрольной ему организации, единственным экспертом по которой является именно он, для того, чтобы никто не мог "сочинять сказки, что какие-то грязные деньги попали на счета "Менатеп".

Лебедев также обвинил российские правоохранительные органы в злоупотреблениях при аресте активов компании. "Наши оппоненты уже около пяти лет крутят наши денежки, арестованные в российских банках. За пять лет должны были неплохие проценты набежать, особенно если правильно договориться с банками", - сказал он, не пояснив, однако, о какой сумме идет речь (цитата по "Интерфаксу"). Даже прокурору Валерию Лахтину можно было бы приобрести более совершенную технику, добавил Лебедев, по всей видимости, имея в виду проводной микрофон гособвинителя, с помощью которого тот записывает показания, сообщает агентство.

Обвинение

Напомним, Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении нефти на сумму более 890 млрд рублей и легализации средств в 487,4 млрд рублей и $7,5 млрд. В суде рассматривается второе дело, возбужденное против них. Ранее прокурор Валерий Лахтин заявил, что в этом процессе исследуется такое хищение нефти, которое не приводит к недостаче похищенного, наоборот, приводит к поставке нефти потребителю указанными потерпевшими. В своих показания Ходорковский возмущался: "Теперь, оказывается, суть преступления - не в безвозмездном противоправном изъятии, переводе, передаче нефти, а в ценовой разнице, конкретно - в том, что ЮКОС покупал у своих дочерних предприятий в регионах добычи нефть по цене ниже, чем цена сорта Юралс в Роттердаме".

В мае 2005 года Ходорковский и Лебедев были признаны виновными по шести статьям Уголовного кодекса РФ и приговорены к девяти годам лишения свободы. Позднее срок наказания был сокращен до восьми лет. Однако в 2006 году против них было возбуждено второе уголовное дело.

Поправка президента не сработала

Ранее Хамовнический суд оставил Ходорковского и Лебедева под арестом еще на три месяца, вопреки поправкам в УПК Дмитрия Медведева, облегчающим положение подозреваемых в экономических преступлениях. Изменения, внесенные в статью 108 УПК, подразумевают, что такая мера пресечения, как арест, может применяться к обвиняемым в совершении преступлений, предусмотренных статьей 160 Уголовного кодекса, только в тех случаях, когда их личность не установлена, у них нет места жительства в России, они нарушали условия подписки о невыезде или скрывались от следствия. Ходорковский и Лебедев провели в заключении семь лет, из которых только год и два месяца в колонии общего режима, а остальное время - в СИЗО, где более строгий тюремный режим. Так как обвиняемые отбывают срок по первому делу, то они все равно находились бы под стражей, но в более мягких условиях, объясняли защитники.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ВОЗМОЖНОСТИ

10 мая 2024

13 мая 2024