Архив rb.ru

Психолог рассказал, как вести себя, если вас пытаются несправедливо уволить в кризис

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

Эксперт дал советы, как избежать стресса, правильно отвечать на претензии и не потерять оптимизма

Психолог рассказал, как вести себя, если вас пытаются несправедливо уволить в кризис
Присоединиться
Ряд экспертов считает, что кризис уже наступил, по мнению других, пока что это просто истерия, ничем не обоснованная.  Кандидат психологических наук, адвокат и бизнес-тренер Виталий Пичугин рассказал в интервью RB.ru, как вести себя в ситуации, когда работодатель пытается деморализовать вас и уволить в ситуации кризиса, не выплачивая компенсацию.

 - Расскажите, пожалуйста, как действовать в такой ситуации: сотрудница получила письмо от руководства о том, что якобы стала плохо работать. При этом она считает, что со всеми обязанностями справляется, и эта волна больше продиктована экономической ситуацией, тем, что компании готовятся к кризису и пытаются психологически надавить на людей, чтобы те ушли с работы, и не платить им компенсации за сокращения. Как вести себя в этой ситуации? Ведь можно загнать себя в стресс, если сильно переживать.


- При желании человек может загнать себя в стресс при любой неприятности. Надо обратиться к реалиям. Как правило, у работника есть трудовой договор с указанными в нем функциональными обязанностями. Если работник обратится к своим обязанностям и согласится с претензиями, то, конечно, нужно устранять их, если они реальны. В этом случае нужно подойти к руководителю с предложением обсудить конкретные проблемы и выражением желания исправить ситуацию: "Какие из моих трудовых обязанностей, вы считаете, исполняются плохо? Я их исправлю и буду работать лучше". Должна быть конкретика. То есть руководителя нужно вывести из абстрактных претензий к конкретизации, в конструктивное русло. Если проблемы есть, нужно объяснить, что вы готовы все исправить и работать лучше. Если руководитель не может сформулировать претензии, нужно понимать, что это не проблема работника, а проблема руководителя и стиля управления в компании. Что делать в этом случае? Как минимум, подумать о том, там ли вы работаете, поскольку вы со своей стороны все делаете честно и грамотно, но вас пытаются либо уволить таким образом, либо создать нерабочую атмосферу в коллективе. Поэтому для себя надо принять решение: я по каким-то причинам остаюсь и отдаю себе отчет, что сейчас просто такая волна, но мне тут выгодно работать, и я все это буду терпеть. Либо я приму решение, что моя квалификация достойна лучших работодателей. Свободный выбор свободного человека.

 

 

- Как отвечать на претензии, что ты стал делать что-то медленно? Если вернуться к предыдущей истории, то сотрудница пояснила руководству, что на выполнение некоторых дел она стала тратить больше времени, потому что задач добавилось…


- Это неправильная позиция - спорить с руководством. Как минимум, надо согласиться. Да, вы стали делать медленно, но у скорости есть конкретные причины. Далее нужно предложить делать что-то быстрее при условии, что из добавленных обязанностей будет что-то выкинуто. Правильная установка: "Я могу справляться быстрее при соблюдении определенных условий". Это будет конструктивный разговор.

 

- По опыту кризисов прошлых лет, в частности  2008 года, много ли было таких случаев, когда компании сокращали персонал не с соблюдением процедуры, установленной законом, а такими подковерными методами и экономя на положенных выплатах? То есть, стараясь психологически "задавить" сотрудника, чтобы он сам ушел? Причем необязательно, чтобы он плохо работал, просто речь шла действительно об экономии.


-  Дело в том, что это происходит постоянно, даже не во время кризисов, когда работнику создают невыносимые условия, вынуждая его написать заявление по собственному желанию. Это вопрос психологической устойчивости человека. Если работник понимает, что происходит, что ему создают такие условия, где некомфортно работать, и он знает, что в ближайшее время другой работы по каким-то обстоятельствам не предвидится, то, отдавая себе отчет, что сейчас будет стрессовая ситуация, надо просто качественно выполнять свою работу, чтобы вы могли всегда сказать: "Я честно выполняю работу, ко мне претензий обоснованных нет". По своему опыту скажу: если работодатель хочет уволить работника, он это сделает, создавая такую атмосферу в коллективе, иногда даже шантажируя, например, если на сотруднике лежит материальная ответственность, ему могут намекнуть, что он может оказаться причастным к чему-то нехорошему. Надо садиться и спокойно взвешивать: насколько вы готовы с этим мириться? Может быть, зарплата настолько высока, что вы готовы с этим мириться?

 

- А если вы все-таки приняли решение, что сейчас такая ситуация, когда трудно найти другую работу и вы останетесь здесь и будете все это терпеть, какие еще советы можно дать людям, как им избавиться от мыслей и переживаний о работе в свободное время?


- Надо понимать, в какую игру вы играете. Появляется некий "преследователь" со стороны работодателя, который к вам несправедлив, и вы начинаете барахтаться в этой игре, выполняя роль жертвы, которой чинят несправедливости. Эта игра не очень продуктивна. Надо из нее выходить. Как минимум, в нее не играть. Не сидеть с друзьями и часами пережевывать эти неприятности. Как говорили древние, на все дверь открыта. Просто надо принять решение. Ситуация такая: вышел на улицу - идет дождь, но идти надо. Пойду? Пойду. Можно идти жаловаться, но какой смысл? Зонтик открою. Правильная психологическая установка: "Я сейчас в эти игры не играю, я отлично понимаю, что происходит, но я вижу свою выгоду". Когда человек понимает свою выгоду, он спокойно относится к такой ситуации. Также всегда нужно иметь запасной аэродром - какое-то понимание, чем вы будете заниматься, если завтра вас уволят, к этому надо готовиться. Или находить другие места работы, или иметь какой-то финансовый запас, чтобы быть спокойным на крайний случай. Тогда никаких переживаний не будет.

 

По каким косвенным признакам можно понять, что кризис уже наступил? Смотрите ФОТОРЕПОРТАЖ


Галерея

Галерея

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Что делать, если вас сокращают? Памятка для сотрудников
  4. 4 Как грамотно сократить сотрудников в кризис: чек-лист для работодателей
  5. 5 Как понять, что в твоей компании грядут сокращения