Архив rb.ru

Пять достойных российских вин. Выбор эксперта Андрея Григорьева

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

Увеличение ассортимента вин российского производства в магазинах и ресторанах стало одним из следствий государственного курса на импортозамещение.

Пять достойных российских вин. Выбор эксперта Андрея Григорьева

Но для потребителя из России, как ни парадоксально, они пока экзотика. Мы встретились с партнерами по винным бутикам Vinoteka.ru, а ныне виноделами Андреем Григорьевым и Игорем Сердюком. Они рассказали, какие российские образцы приятно удивят даже самых взыскательных ценителей европейских вин.


Фото: Shutterstock

Карьера Андрея Григорьева начиналась в журналистике - в 1997 году он запустил деловой еженедельник "Компания" и стал его главным редактором, затем издавал несколько специализированных алкогольных изданий. Уйдя из медийного бизнеса, он занялся винной розницей - создал сеть винных бутиков Vinoteka.ru. Осенью 2014 года Григорьев возглавил крымскую винодельню Alma Valley, а его коллега по Vinoteka.ru и винному журналу Magnum, один их самых авторитетных винных экспертов в России Игорь Сердюк стал его заместителем.

Мы попросили Григорьева и Сердюка выбрать пять марок, с которых стоит начать знакомство с винами России. Эксперты отметили, что в обзор вошло далеко не все, заслуживающее внимания. Учитывая сезон, выбор пал на красные сухие вина (впрочем, по словам экспертов, в зависимости от ситуации и настроения и для осени, и для зимы могут подойти и легкие белые). Как отметил Андрей Григорьев, пять выбранных вин - точно не для летней веранды и не для жаркой погоды.

Представленные вина - не маргинальные. Если предложить их европейскому потребителю, то они, конечно, могут понравиться или не понравиться, но никто из людей, пьющих европейское вино, не скажет, что эти вина плохого качества. Более того, многие любители, если их спросить на слепой дегустации, что это за вино, назовут уважаемые если не марки, то страны и регионы: Чили, Австралию, некоторые регионы Франции и так далее.

Традиционные регионы России, где виноделие развивалось еще 100-150 лет назад, - Краснодарский край, Крым и долина Дона (Ростовская область). В последнем, по легендам, виноделием занимались еще с XVII века. Специфика этих зон в том, что там много солнца, которое компенсируется другими факторами и природными явлениями. Виноград вызревает хорошо, в нем много сахара - в винах довольно высок уровень алкогольности в пределах современных традиций. Насыщенные танины делают вкус вина ярким и терпким. В нашем обзоре представлены вина из всех трех регионов. Вино "Красностоп Золотовский" от "Винодельни Ведерниковъ" - из долины Дона, Пино Нуар от Alma Valley и "Автохтонное вино Крыма от Валерия Захарьина" - крымские, Gai-Kodzor и "Лефкадия" - из Краснодарского края.

Итак, представляем пять образцов, которые помогут вам иначе взглянуть на винную индустрию России и полюбить отечественное вино.

Галерея

Галерея


Серьезно заниматься вином российские производители начали пять-семь лет назад, два-три года назад были получены первые результаты, а сейчас накопилась некая "критическая масса", сформировалась индустрия. При желании сейчас можно собрать коллеккцию из 30-50 очень разных российских вин.

"Вина, о которых мы говорили сегодня, - не самые дешевые, хотя у каждого производителя есть и более демократичные линейки, - отмечает Андрей Григорьев. - У потребителей странный подход: они не понимают, почему должны столько платить за российское вино. Но если бы вина того же достоинства были произведены, например, в Бордо, они стоили бы в разы дороже. С учетом курса евро оно вышло бы не дешевле 7000-8000 рублей за бутылку. У региона есть история, реноме, контроль производства. Виноделие - чувствительный к репутации сектор, много значит бренд. Не тот бренд, что на этикетке, а категорийность, регион. Для случайного потребителя будет более привлекательно заведомо худшее Бордо, чем, например, Красностоп. Российские вина конкурентны: они выдерживаются во французских бочках, саженцы закупаются в Европе. В России нет современного оборудования для виноделия, поэтому его тоже приходится импортировать. Даже вспомогательные материалы вроде проволоки в лучшем случае покупаются в Китае. Все удобрения - импортные. Рублевая составляющая в производстве - зарплата, которая ниже, чем в Европе, но, вероятно, выше, чем в Чили, Аргентине и Южной Африке. Цены на бутылки и печать этикеток - сопоставимы. Но в целом все, из чего складывается производство, российским виноделам обходится дороже, чем европейским. Нельзя сбрасывать со счетов административные издержки, сложности с лицензированием, многочисленные проверки. В России менее комфортный технологический режим: иногда государственные требования и технические условия противоречат современным международным стандартам. Например, все российские вина должны быть отфильтрованы. Но ни одно по-настоящему хорошее вино не фильтруется! Натуральный осадок в красном вине - неотъемлемая его часть. Если вино фильтровать, оно обедняется".

Андрей Григорьев более подробно объяснил порядок ценообразования российского вина. Например, килограмм хорошего винограда для вина в Крыму стоит 40 рублей. Из него получается примерно бутылка вина. Самая дешевая бутылка российского производства стоит 12 рублей, пробка - 4-5 рублей. Этикетка, акциз, колпачок, коробка на 6-12 бутылок - прямые затраты составляют около 80 рублей. Надо также учитывать зарплаты, затраты на то, чтобы за виноградником ухаживали весь год. Вино делается, разливается, хранится, транспортируется. Классическая бочка для выдерживания вина объемом 25 литров стоит 700-800 евро. Поскольку ее еще нужно везти из Франции, то стоит рассчитывать примерно на 1000 евро. Бочка отвечает за сбалансированность вкуса. Вино, которое стоит дешевле 200 рублей, не может быть хорошим вином, сделанным из хорошего винограда: возможно, это дешевый импортный виноматериал (купленный, например, в Испании за 50 центов), разлитый в российские бутылки. Это не фальсификат - просто это не российское вино.

Имидж российских вин на мировом рынке нужно развивать, рассказывает Андрей Григорьев. Если говорить о них одним словом, то в мире они экзотика. Именно российские сухие вина даже в советские времена были не слишком распространены (грузинские и молдавские - да, но не вина с территории РСФСР). То, что появляется сейчас, известно специалистам, вина активно участвуют в выставках, у некоторых есть медали. "На уровне профессионального экспертного сообщества российскими винами интересуются, но на уровне рыночных позиций я не уверен, что кто-то что-то продает в Европу. Рынок перенасыщен (прежде всего, европейскими винами), поэтому ставить целью экспансию ни на уровне производителей, ни на уровне государства было бы недальновидно. Интересным примером в этом смысле является Австрия. Они примерно за 20 лет реализовали программу, которая позволила 20-25% произведенных в Австрии вин отправлять на экспорт. Это была очень осмысленная, в большей степени экономическая задача. Их идея была в том, что с приходом дешевых вин из Нового Света австрийские виноделы потеряют часть внутреннего рынка, а защищать его административными, тарифными и таможенными барьерами - глупо, бессмысленно и против потребителя. Австрийцы поступили более грамотно: они профинансировали государственное маркетинговое агентство, которое последовательно занялось пропагандой австрийских вин во всем мире", - говорит Андрей Григорьев. По его словам, при всем качестве российское вино еще не настолько уникально для потребителя: за исключением Кефесии и Красностопа, это вариации на тему международных сортов. Нет тех потребительских свойств, которые позволили бы создать отдельную категорию российских вин, поэтому пока и нет этой категории. Ее невозможно создать только за счет грамотной пропагандистской кампании - нужно вырасти на уровне продукта. По мнению Григорьева, через 10-15 лет российские вина займут свою долю рынка - заведомо небольшую, потому что в России небольшое производство, которого должно хватить, чтобы насытить и свой рынок. Потенциал есть. "Понятно, что самые интересные вина будут где-то появляться: лет пять-шесть назад мы видели российское вино в винной карте одного очень престижного ресторана в Бордо. Это было белое "Шато ле Гран Восток", в производстве которого в какой-то момент был задействован французский капитал. Понятно, что это было не системно, но факт остается фактом", - резюмирует он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter