Рамки для художника

Расскажите друзьям

Как управлять творческими людьми

«Теоретически стоимость так называемых гениев высока, ведь они производят шедевры, - язвительно рассуждает вице-президент ALS Group (3D-графика и анимация) Станислав Сваричевский. - Но на практике гений обычно старается убедить заказчика в неправильном подходе к искусству и делает это до тех пор, пока клиент не «вскипает». Тогда гений скромно отказывается от работы, утверждая, что не будет «делать фигню». Поэтому в ALS Group стремятся избавляться от гениев еще на этапе собеседования.

Сложно представить Пушкина, сочиняющим рекламные слоганы, или Врубеля, рисующим этикетки конфет премиум-класса в стиле ар-нуво. Из соображений корпоративной безопасности лучше иметь дело не с гениями, а хотя бы с талантами, считает Сваричевский.

Еще лучше выращивать таланты под нужды компании. «Мы считаем, что творчеству можно научить и научиться», - утверждает коммерческий директор рекламного агентства R&I Group Веселина Кухта. Главный способ не только обучения творчеству, но и включения творческого механизма в R&I Group - мозговые штурмы. «На штурмах все регалии отменяются, идеи и генерального директора, и простого менеджера обсуждаются наравне. Также разрешаются чай, кофе и даже сигареты, - рассказывает Кухта. - В такой расслабленной с виду атмосфере совершается серьезная интеллектуальная работа. Модератор штурма дает слово участникам, и они не должны бояться высказывать даже самые бредовые идеи. Критиковать их правилами штурма запрещено».

«Мало кто из творческих людей способен плодотворно работать в душных кабинетах с серым ковролином, - добавляет директор по маркетингу компании HeadHunter Ольга Бруковская. - У нас в отделе маркетинга лежит пушистый белый ковер с разноцветными подушками, мягкими игрушками и ежами-пуфиками. На нем мы совещаемся. Свободное время и комфортная обстановка - пожалуй, единственное, что может помочь включить вдохновение креативщиков».

Кстати, о свободном времени. Компания Begin Group задала посетителям своего сайта вопрос: «Нужен ли свободный график представителям творческих профессий?». 19% участников опроса ответили, что нужен, 34% - что не нужен, и 47% высказались, что это зависит от работы и человека.

Ольга Бруковская считает, что творческого человека бессмысленно ограничивать жесткими рамками и заставлять приходить на работу к девяти утра. «Нарушение дедлайнов - одна из серьезных проблем при работе с творческими людьми, - признает Бруковская, - поэтому им надо ставить сроки и заранее напоминать о наступлении часа Х». «С 10 утра до восьми вечера творить невозможно, к некоторым вдохновение приходит по ночам, - замечает Кухта. - У нас на этапе становления бывало, что люди ночью творили, а утром не в состоянии были прийти на работу. Мы пытались их штрафовать, но это ни к чему не привело. Поэтому теперь мы разрешаем сотрудникам приходить, когда они считают нужным, но при условии, что работа будет сделана в срок, а человек будет всегда доступен клиенту и руководителю».

Арт-директор Студии Артемия Лебедева Олег Пащенко вообще не желает мыслить категориями «офисной дисциплины», «мотивации» и «графика работы». «В словосочетании «творческий потенциал» есть нечто урологическое. График моей работы - это взлетающая в предрассветные небеса огненная экспонента», - декларирует Пащенко. Несмотря на «экспоненту», а может, и благодаря ей, сотрудникам Студии Лебедева позволены свободный график, вызывающий дресс-код и даже дневной сон.

Такую степень свободы способны вынести далеко не все творческие сотрудники и могут позволить далеко не все руководители творческих коллективов. Так, в начале становления ALS Group ее руководители пытались с пониманием относиться к свободолюбию коллектива. «Мы увеличили зарплату и требовали от сотрудников лишь одного - выполнять работу в срок, при этом люди могли приходить и уходить когда угодно, - вспоминает Станислав Сваричевский. - В результате первый проект был сдан досрочно, второй едва уложился в сроки, последний был задержан на несколько месяцев. В итоге мы пересмотрели отношение к творческим людям».

Теперь все сотрудники ALS Group вне зависимости от степени гениальности приходят к 10.00 и за каждую минуту опоздания лишаются части премии. И ничего. «Получили сплоченный трудолюбивый коллектив», - констатирует Сваричевский. Многие представители творческих профессий признают целесообразность подобных ограничений. «В моем случае жесткий график скорее способствует самодисциплине, - считает креативный продюсер дизайн-студии «Про-Образ» Ольга Прохорова. - Размеренность офиса придает стабильность нашей работе».

Говоря о творческих сотрудниках, мы чаще всего имеем в виду дизайнеров и копирайтеров, забывая о художниках, керамистах и прочих сценаристах, которые тоже создают проблемы руководителям. Едва ли не главная из которых звучит так: как заставить людей работать качественно и выполнять заказ к сроку. Фактически речь идет о мотивации, при этом не всегда финансовой.

«Творческие группы, с которыми мы сотрудничаем, зарабатывают в других местах, а у нас они готовы бесплатно ставить пьесы, - рассказывает директор проекта «Театр.doc» Елена Гремина. - У нас происходит мотивация творческой реализацией. И самое главное здесь - делегирование полномочий. Если все контролировать, люди перестают чувствовать свою ответственность и превращаются просто в исполнителей».

Греминой доводилось руководить и вполне коммерческим телепроектом, там она придерживалась тех же принципов: «Мне было важно, чтобы авторы не чувствовали себя людьми, которых просто используют, а понимали, что от них зависит и процесс работы, и ее результат».

О делегировании полномочий говорит и генеральный директор компании Lumi (авторская мебель) Ольга Верешкина: «Художников, которые работают на нашу компанию, мы на привязи не держим. У нас с ними партнерские отношения - мы обеспечиваем их материалами, помещением, рекламой, поэтому доход от продажи их работ делим пополам». Верешкина утверждает, что у Lumi практически не бывает проблем с художниками, потому что интересы обеих сторон совпадают.

По схожему принципу работают и в агентстве R&I Group. «Все наши менеджеры - партнеры агентства и получают процент от заказа, - рассказывает Веселина Кухта. - При этом мотивация у них не только финансовая. Для креативных людей важна реализация внутри коллектива, когда твою идею оценивают коллеги, а также за его пределами, когда имя автора удачного проекта попадает в газеты».

«Людей нужно делить не на творческих и нетворческих, а на плохих и хороших работников», - убежден Станислав Сваричевский. Он также признает, что работник, «плохой» для одной компании, для другой может оказаться вполне «хорошим». Все зависит от корпоративной культуры и внутренних правил компании. Из этой симпатичной картины корпоративного мира совершенно выпадают люди с серьезным творческим потенциалом, вовсе не желающие играть по корпоративным правилам. Даже по самым либеральным. «Какие могут быть корпоративные правила! - удивляется художник-кукольник Павел Яриловец. - Компании для меня просто не существуют. Работать оформителем в «Газпроме» я не стану. Пробовал, но через неделю послал начальство».

Елена Мулярова



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase