Реклама начала 90-х: самые ностальгические ролики

Расскажите друзьям
Елена
Елена

"МММ", "Кукуруку", "Сэлдом" и Московский вентиляторный завод

В девяностых я училась в школе. Обклеивала дневник наклейками. Слушала Ace of Base и Nirvana одновременно. Носила серые некрасивые сапоги. Мечтала о Grinders. Плела из мулине фенечки. Приходя домой после уроков, сразу включала телевизор. А там показывали наивную и смешную первую русскую рекламу.

Люди тогда были готовы удивляться. Все новое вызывало повышенный интерес. "Сникерсы" завозили в Москву грузовиками. Очереди в первый Mcdonald´s попали в книгу рекордов Гиннеса. Сериалы смотрели всей страной. Телевизионная реклама имела огромный социальный эффект и бурно обсуждалась. Правда, она часто никак не отражалась  на продаваемости товара, а являлась скорее предметом авангардного искусства, говорит директор бюро интернет-маркетинга vovlekay.ru Владислав Титов.

Господа с "крылышками"

 Так, население внезапно узнало, что такое прокладки и перхоть. Когда с экрана нам рассказывали про Always с крылышками, неловко было всем - и мужчинам, и женщинам. Лолита и Александр Цекало рекламировали финансовую пирамиду "Хопёр-инвест". А кто не помнит слоган НПО "Альтернатива": "При всем богатстве выбора другой альтернативы нет"?

"Одной из первых русских реклам был ролик биржи "Алиса", которая была названа в честь собаки ее владельца Германа Стерлигова, - вспоминает журналист Independent Media Sanoma Magazines Алексей Беляков. - В нем впервые с телеэкрана прозвучало слово "господа". Тогда ведь все еще были "товарищами". Это великосветское обращение резало слух".

Другой ролик - рекламу Московского вентиляторного завода - многие пронесли в сердцах через года. Песня из этого хита 90-х с припевом: "Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора" вызвала среди филологов серьезные споры о том, как правильно говорить: договорА или договорЫ.

"Эта реклама - целая танцевальная постановка в духе Марка Захарова и фильма "Формула любви", - говорит Титов.



Блогер biowit случайно был свидетелем того, как снимался этот ролик. Все происходило на ВДНХ. Съемочная группа приехала на туристическом автобусе. Гримеры наспех раскрашивали лица. Играла музыка. Ветер "гнал" пропеллер самолета, откуда-то привезенный для съемок.

Норштейн и Бекмамбетов у истоков российской рекламы

"В начале девяностых рекламой занимались люди, которые этому, разумеется, нигде не учились. Агентство "Премьер SV" было сформировано из бывших КВНщиков. Просто собрались остроумные ребята, и - вперед!" - говорит Беляков. При этом на рекламе старались заработать многие. Начинающий Тимур Бекмамбетов снял серию "Всемирная история" для банка "Империал". Мультипликатор Юрий Норштейн ("Ёжик в тумане", "Сказка сказок") в 1994 г. сделал замечательный ролик для компании "Русский сахар". По его рассказам, на гонорары от него он прожил целый год.



Генеральный директор рекламного агентства "Маньяко" Кирилл Готовцев отмечает, что характерной особенностью рекламы того периода было позиционирование фирмы, а не конкретного продукта или услуги. "Смотрите, что рекламирует "Сэлдом" - себя, - говорит он. - Как абстрактную марку. В стране дефицит всего, и "Сэлдом" не продвигает ни торговые точки, ни товары, как делают сейчас те же "Эльдорадо" с "Техносилой". Он просто проводит ассоциацию - у нас много техники. Все. Даже адрес и телефон покупатель должен найти сам".



"Была, например, такая компания "Идигов продукт" (хозяином был некто Идигов), - рассказывает Беляков. - Реклама была такая: томный женский голос произносил: "Идигоффф продукт..." Проблема была в том, что сегодня компания торговала компьютерами, завтра колготками. И что было делать? Только томно шептать".

"А вот "МММ" уже рекламирует продукт, - говорит Готовцев. - И это большая революция для рекламы того времени. Продукт непростой. Он показывается через демонстрацию сути процесса инвестирования так, чтобы всем было понятно".


Ностальгический сериал про Леню Голубкова можно посмотреть здесь

"Что же до "МММ", то там была смешная история, - рассказывает Алексей Беляков. - Фоновая мелодия первого ролика была сыграна чуть ли не на детском синтезаторе. А когда надо было делать новую серию, исходник пропал. И как звукорежиссеры не пытались, сымитировать тот изначальный гнусный звук у них не получилось".

А вафли "Кукуруку" помните? Тоже, кстати, рекламировался именно товар.



Вечные слоганы 90-х

"Многие слоганы тех времен ухитрились плотно зацепиться где-то на периферии моего сознания, - признается моя коллега Анастасия. - Периодически ловлю себя, что цитирую рекламу тех лет:  "Ну вот мы и в Хопре", "купи себе немножко "ОЛБИ"...

А ядовитый порошок "Invite - просто добавь воды"? Эхо повального увлечения сериалами "АМО АМО АМО - моя вторая мама"? Бульонный кубик Knorr, который "вкусен и скор"? Не говоря уж о Суворове, которому "до первой звезды нельзя" и подмигивающем правильным глазом "Распутине" на настоящей водке.

Многое закономерно изменилось за годы. Давно нет пионеров. Очередей за горячими длинными батонами в булочных. За редким исключением - самих булочных. Автоматов с газировкой.  А наша реклама успела догнать Запад. Стандартизировать методы выражения и рычаги воздействия. Агентства научились креативить "по правилам". Из отрасли ушел "наив". Нам остается вспоминать прошлое. Ностальгия - одно из самых сильных чувств.

Вспомнить прошлое вам помогут наши дополнительные материалы


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase